Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 22:52, контрольная работа

Краткое описание

Определение внимания, его функции; Физиологические основы внимания; Психологические теории внимания; Виды внимания и их характеристика; Процесс развития внимания у младших школьников; Формирование внимания у младших школьников; Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников; Исследование обучения по формированию внимания у младших школьников

Содержание

Введение
1. Определение внимания, его функции
2. Физиологические основы внимания
3. Психологические теории внимания
4. Виды внимания и их характеристика
• Непроизвольное внимание
• Произвольное внимание
• Послепроизвольное внимание
5. Процесс развития внимания у младших школьников
6. Формирование внимания у младших школьников
7. Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников
8. Исследование обучения по формированию внимания у младших школьников
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

«Проставь значки»

Особенности занятия и ее воспитательное значение Тестовое задание в предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Дети непрерывно работают, выполняя это задание в течение двух минут.

Исходный материал. Рисунок с набором картинок, изображающих квадратики, треугольники, кружки и ромбики.

Описание занятия и приемы ее проведения. Занятие может проводиться со всем классом учеников или небольшой его частью.

Каждый ребенок на отведенное время 2 мин проставляет нужный значок, по образцу нарисованному сверху.

Отданные детям картинки заменяются новыми. В конце подводятся итоги, кто больше и правильнее проставил значков по образцу. Выигравших отмечают похвалой, а кто меньше сделал заданий, разбирают причины и дают советы.

«Запомни и расставь точки»

Особенности занятия и ее воспитательное значение. Данное занятие развивает объем внимания. В процессе занятия ребенок проставляет на память точки в пустых квадратах, перед этим запомнив рисунки с заполненными квадратами. Выполнение этих, казалось бы, несложных требований представляет для ребенка известную трудность

Исходный материал. Используется стимульный материал: лист с нарисованными десятью квадратами, которые расчерчены сеткой в восемь клеток, в которых расставлены точки. В одном квадрате 2 точки в правом верхнем углу и нижнем левом, в другом квадрате три точки и т.д. На другом листе также начерчены 10 квадратов расчерченные сеткой в восемь клеток, но пустые.

Описание занятия и приемы ее проведения. Перед началом игры дети изучают квадраты, заполненные точками. Лист с заполненными квадратами разрезается и складывается в стопку таким образом, чтобы сверху оказался квадрат с двумя точками, остальные идут сверху вниз с последовательно увеличивающимися на них точками. Перед началом занятия дети получают следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с вами в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом вы сами будете рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Итак, учитель показывает квадрат с нарисованными точками, например с тремя, ребенок фиксирует в памяти нахождение точек, тем более что перед началом он уже видел у себя такой же и по памяти заполняет пустой квадрат.

В этом занятии школьникам приходится запомнить и воспроизвести несколько квадратов, тем самым развивается объем памяти. В конце занятия также выбираются ученики с правильно нарисованными квадратами у кого больше.

Данные занятия по развитию различных свойств внимания проводятся с детьми систематически в течение года.

 

Литература

 

    1. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. – М., 1991. – 236 с.
    2. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М.: 1964. – 548 с.
    3. Вейн А.М. Внимание человека. – М.: Просвещение, 1973. – 162 с.
    4. Веккер Л.М. Психологические процессы. Том 1. – Л.: Ленинградский университет, 1974. – с. 56–78.
    5. Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
    6. Воронин Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Просвещение, 1977. – 222 с.
    7. Выготский Л.В. Развитие высших психологических функций. – М.: АПН, 1960. – с. 132–200.
    8. Гальперин Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976. – 263 с.
    9. Гурьев Е.В. Навык и действие // Ученые записки Московского государственного университета им. Ломоносова. Выпуск 90. – М., 1945.
    10. Джеймс У. Классики мировой психологии: Психология. – М.: Психология, 1991. – с. 187–201.
    11. Занков Л.В. Внимание. – М.: ГУПИ Мин. просвещения РСФСР, 1949. – 198 с.

Истомина З.М. Развитие внимания. Москва, 1978. - 210 с

    1. Истомина З.М. Развитие внимания. – М.: Просвещение, 1978. – 120 с.
    2. Кузин Н.С. Психология. – М.: Высшая школа, 1974. – 289 с.
    3. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. – М.: Просвещение, 1989. – 244 с.
    4. Леонтьев А.Н. Развитие внимания. – М., 1931 – 278 с.
    5. Ляудис Н.В. Внимание в процессе развития. – М.: Владос, 1991. – 145 с.
    6. Мальцева К.П. Развитие внимания школьника. – М.: АПН, 1956. – 261 с.
    7. Немов Р.С. Психология. 3-х томник. – М.: Владос, 1999.
    8. Петровский Вопросы истории и теории психологии. – М.: Педагогика, 1984. – 326 с.
    9. Пяшковский Л.М. Избранные труды. – М.: Просвещение, 1959. – с. 212.

 

 


Информация о работе Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников