Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 16:08, курсовая работа
Актуальность работы состоит в том, что на основе рассмотренных приемов можно построить модель того, как связаны такие направления как сказкотерапия и изучение диалектического мышления, а на основе полученных выводов – построить модель «диалектической сказкотерапии». В чем преимущество такого метода? В том, что, во-первых, при помощи метафоры гораздо проще и интереснее разрешать противоречия (а они окружают человека повсюду), а во-вторых, в процессе разрешения противоречий соответственно будет происходить развитие мышления.
Новизна работы вытекает из самой постановки проблемы: каким образом объединить восприятие сказки с диалектическим мышлением? И что необходимо в первую очередь уметь «диалектическому сказкотерапевту», чтобы кроме решения проблем, можно было достичь развития.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение……………………………....…………………........…………………......2
Глава 1. Теоретические основы сказкотерапии
1.1. Сказкотерапия как одно из направлений практической психологии.............4
1.2. Понятие сказки. Классификация сказок как инструментов работы с клиентом .....................................................................................................................6
1.3. Приемы работы со сказками..............................................................................11
1.4. Выводы по первой главе....................................................................................13
Глава 2. Поиск диалектических структур.
2.1 Диалектические мыслительные действия..........................................................15
2.2. Диалектическая структура художественной сказки как универсального вида сказки..................................................................................................................17
2.3. Диалектические структуры приемов работы со сказками...............................20
2.4. Выводы по второй главе.....................................................................................23
Заключение.................................................................................................................25
Список литературы....................................................................................................27
Объектом исследования диалектических преобразований в техническом творчестве являются исследования Г.С.Альтшуллера и А.Ф.Эсаулова в области изобретательской деятельности. «…механизм оперирования противоположностями играет существенную роль в развитии технического творчества» - такой вывод сделал Н.Е.Веракса (там же). Обращая внимание больше не на результат, а на процесс оперирования противоположностями, Г.С.Альтшуллер говорил: «... обнаруженное противоречие не исчезает само по себе, приходится изыскивать способы его устранения» (1, 110).
Перейдем непосредственно к теме сказок и народного творчества. Н.Е.Веракса на примере сказочных сюжетов показал, как и какие мыслительные действия лежат в основе этих сказок. Он подробно разбирает стратегии умственных действий, делая вывод о том, что «диалектичность сказок обусловлена репрезентацией всей системы мыслительных действий, характерных для диалектического мышления».
Итак, мы увидели, что в творчестве, в том числе и народном, можно найти использование различных мыслительных действий. И наличие этих мыслительных действий в видах сказки и приемах работы с ней мы используем в качестве критерия эффективности применения того или иного приемы и вида.
2.2. Диалектическая структура художественной сказки как универсального вида сказки.
При помощи исследований Н.Е.Вераксы нам удастся разобрать такой вид сказки как художественная уже не на уровне «смыслового воздействия на клиента», а на уровне структуры сказки, то есть мы проанализируем, какие действия диалектического мышления могут присутствовать в сказке и подтвердим или опровергнем гипотезу о том, что художественная сказка универсальна.
Как мы говорили, в основе художественных сказок лежит многовековая мудрость народа. Проанализируем, какие же мыслительные стратегии «народ» сумел заложить в сказку.
Итак, проанализировав художественные сказки с точки зрения стратегий диалектических действий, мы наглядно продемонстрировали, что действительно художественная сказка универсальна. Помимо такого свойства как объединение в себе всех видов сказок, художественная сказка также отвечает всем нами перечисленным диалектическим мыслительным действиям.
2.3. Диалектические структуры приемов работы со сказками.
Для начала мы разделим все разобранные нами приемы со сказками на две категории: «эффективную» (методы, ценные как с точки зрения диалектики, так и с позиции сказкотерапии, базовые) и «игровую» (выполняющие по большей части функцию создания положительного эмоционального фона). Что нам это даст? Уже после объединения приемов по группам станет видно, какие приемы требуют серьезной доработки, а какие либо не нуждаются в корректировке вообще, либо требуют незначительных добавлений. Рассмотрим эффективные приемы.
Итак, мы кратко рассмотрели методы работы со сказками, которые на фоне остальных имеют преимущество – если можно так выразиться, они «более диалектичны». Теперь перейдем к «игровым» методам.
В вышеперечисленных
приемах основное внимание уделяется
содержанию сказки; в следующих приемах
на первый план выходит форма сказки,
то, как можно преобразовать
Эти приемы тесно
связаны с развитием
2.4. Выводы по второй главе.
Итак, мы рассмотрели диалектическую структуру художественной сказки для того, чтобы понять тот контекст, в котором мы рассматриваем приемы работы со сказками, а также структуру наиболее значимых приемов. Из нашего анализа видно, что диалектические мыслительные действия, описанные Н.Е.Вераксой, действительно имеют место быть в народном творчестве. Диалектический анализ, проведенный нами, обязательно будет использован для дальнейшего исследования связи сказкотерапии и диалектики, то есть данное изучение войдет в основу «диалектической сказкотерапии». Хотелось бы добавить, что этот анализ общий, мы не конкретизировали основные положения диалектической психологии, обозначили сказкотерапию в основных чертах, не останавливаясь на деталях. Эти детали и будут предметом нашего дальнейшего изучения.
Так же гипотеза Н.Е.Вераксы о том, что механизм диалектического мышления входит в состав механизмов человеческого творчества, была доказана и он говорил о существовании специальных сказок, которые моделируют те или иные диалектические действия. Сказки выстроены настолько диалектически строго, что не требуют никакого вмешательства, а вот приемы работы с ними еще требуют диалектической доработки. В итоге мы получили следующую картину: проанализировав, какие существуют виды сказок и методы работы с ними, мы получили ресурс для нас самих: это огромное «поле», на котором мы и будем строить дальнейшие исследования, это база, основа, где главным тезисом будет то, что диалектическая структура сказки может быть полезна в последующем созданном направлении психотерапии – диалектической сказкотерапии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Наша жизнь
похожа на особый вид сказки: жизненные
сюжеты сплетаются в текст, где есть
и события полные драматизма и
напряженности, и события, от одной
мысли о которых нас
Как и всякий текст, жизнь должна иметь окончание, все сюжетные проблемы должны быть разрешены и благополучно доведены до развязки. И как к тексту, к ней применимы все эстетические критерии, которые могут быть приложены к литературному произведению. Во-первых, жизненный сюжет должен быть завершен и цель жизни достигнута, иначе ее нельзя признать состоявшейся. Но, кроме того, что все сюжетные проблемы должны быть разрешены, от общего построения жизни требуется гармония, соразмерность, отсутствие «застревания», неувязок, увлекательность, короче говоря, жизненный текст должен быть эстетичен, и чем больше конкретная жизнь удовлетворяет принятой эстетике, тем она удачнее, тем выше ее качество. Но тогда отдельные личности могут быть классифицированы по типам жизненных сюжетов, по способам их построения, по жанрам и т.п. Следовательно, человек в своей сущности таков, каково его понятие о красоте, каковы его эстетические требования.
В рамках сказкотерапии вышесказанное можно объединить в один тезис:
сценарий жизни и сценарий сказки тесно переплетены. И это соответствие делает художественные тексты, в частности сказки, незаменимым инструментом для исследования типов личности, воздействия на поведение человека, но не только.
Еще сказка является емким ресурсом для разрешения конфликтов (и внешних, и внутренних) и определенно может быть предпосылкой для развития. Таким образом, имеются разумные основания предполагать, что исследование типичных литературных сюжетов может выявить наиболее актуальные для того или иного человека модели поведения, а самостоятельный анализ собственной сказки – может являться толчком к развитию.
Наша гипотеза
звучала следующим образом: эффективность
применения того или иного приема
обусловлена его диалектической
структурой. Наш анализ показал, что
диалектическую структуру можно
найти в любом приеме работы со
сказками, не говоря уже о самих
видах сказок. Теперь вопрос состоит
в том, чтобы провести более глубокий
анализ и сделать выводы о том,
какие приемы в какой степени
могут влиять на развитие диалектического
мышления в совокупности с решением
проблем и разрешением
Теперь наша основная задача – просчитать степень этой эффективности, поэтому следующее наше исследование будет строиться непосредственно на эксперименте. То есть мы будем анализировать и делать выводы исходя из проведения эксперимента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Информация о работе Диалектическая структура видов сказки и приемов работы со сказкой