Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является умение правильно преподнести урок в форме игры и привлечь внимание учащихся.
Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи:
обучение детей с помощью игры;
способствовать умению кооперировать свои усилия в совместной деятельности;
- выявление дидактического конструкта процесса обучения, т.е. его
познавательной (гносеологической) сущности;
- конструирование модели обучения в соответствии с ее
структурными характеристиками;

Содержание

Введение …………………………………………………...…. 3
Глава.1. Основы дидактических систем…………………….. 5
1.1. Определение дидактики. Задачи и основы дидактики.. 5
1.2. Педагогика игры …………………………………..……. 9
Глава 2. Понятие и задачи дидактической игры …………… 12
2.1. Формы и методы дидактической игры ……………….. 12
2.2. Дидактические игры ……………………………………. 15
Глава 3. Дидактическая игра на уроке труда ………………. 25
Заключение …………………………………………………… 30
Список литературы …………………………………………... 32

Вложенные файлы: 1 файл

12.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

 

 Игра как форма организации  жизни и деятельности детей  в детском саду опирается на  это общественное начало и  использует его. Именно в этих  условиях, т. е. по отношению  к организации жизни детей  в детском саду и их деятельности, возникнут и настоятельно потребуют  осуществления широкие воспитательные  задачи, связанные с повседневной  жизнью детского коллектива, такие,  как воспитание норм общественного  поведения, привычек жизни в  коллективе, формирование индивидуальности  и т. д.

 

 Дело в том, что  многие из этих задач в педагогике  детского сада решались словесно, в виде внушения детям, не  опираясь на ход детской жизни.  Например, хорошо известен факт, что воспитателям часто приходится  иметь дело с конфликтами, которые  возникают между детьми в их  играх. Явление вполне объяснимое, так как игра для ребенка  — полное проявление его личности. Столкновения и противоречия  здесь естественны. Неестественно  другое — то, что эти явления  часто рассматривают как нечто  случайное и воспитатели не  считаются с тем, что в этих  фактах отражены существенные  черты детской жизни.

 

 Используя игру как  форму организации жизни детей,  необходимо добиться того, чтобы  эта жизнь была интересна, содержательна,  легка для детского коллектива  и для отдельного ребенка, чтобы  в ней были ситуации, побуждающие  детей к более высоким формам  общественного поведения и чувствам. Воспитание будет при этом  осуществляться планомерно и  организованно, не в виде внушения детям требований — быть правдивым, делиться с другими и т. д., а в самой организации их игровой деятельности.

 

 Чтобы игры стали  подлинным организатором жизни  детей, их - активной деятельности, интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания  было богатство и разнообразие  игр. Этим создается разнообразие  детских интересов, поднимается  уровень запросов, всесторонне развивающих  детей. Лишь при этих условиях  формируются индивидуальные склонности, способности и интересы.

 

 Игры с правилами  (подвижные и дидактические) также  формируют у детей навыки общественного  поведения — общие действия  и цели, качества личности —  смелость, правдивость и т. д.

 

 В играх, которые  придумывают сами дети, — ролевых,  строительных, музыкальных, подвижных  и других — тоже есть эти  общественные качества.

 

 Развитие педагогики  игры связано с тем, чтобы  поставить игры на службу задачам  нравственного воспитания...8

 

Глава 2. Понятие и задачи дидактической игры.

 

 

2.1. Формы и методы дидактической  игры.

 

 

 В современной дидактике  существуют различные подходы  и варианты классификаций методов  обучения. Одной из таких классификаций  является распространенная классификация  методов обучения по источнику  получения знаний (словесные, наглядные  и практические методы).

 

 Различают общую и  частную дидактики. 

 

 Общая дидактика исследует  процесс обучения вместе с  факторами, которые его порождают,  условиями, в которых он протекает,  а также результатами, к которым  он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие  ход и результаты процесса  обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.

 

 Частные дидактики  изучают закономерности протекания  процесса, содержание, формы и методы  преподавания различных учебных  предметов.

 

 Частные дидактики  называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).

 

 Как наука дидактика  занимается разработкой проблем:

 

 • Для чего учить? (цели образования, обучения).

 

 • Кого учить? (субъекты  обучения).

 

 • Какие стратегии  обучения наиболее эффективны? (принципы  обучения).

 

 • Чему учить? (содержание  образования, обучения). •- Как  учить? (методы обучения).

 

 • Как организовать  обучение? (формы организации обучения).

 

 • Какие необходимы  средства обучения? (учебники, учебные  пособия, компьютерные программы,  дидактический материал и др.).

 

 • Что достигается  в результате обучения? (критерии  и показатели, характеризующие результаты  обучения).

 

 • Как проконтролировать  и оценить результаты обучения? (методы контроля и оценки результатов  обучения).

 

 Частные дидактики  в большей степени ориентированы  на практику обучения, имеют собственный  понятийно-терминологический аппарат,  используют определенные методы  исследования. Это позволяет утверждать, что по отношению к частным методикам дидактика выполняет методологическую функцию, т.е. является их теоретической основой.9

 

 Словесные методы. Их  основное назначение — сообщение  учебной информации при помощи  слов (устного и печатного) с  использованием логических, организационных  и технических приемов. Основные  методы этой группы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками.  Деятельность педагога, применяющего  эти методы, предполагает такие  действия: постановка основного  вопроса, подлежащего изучению; выявление  призна­ков; определение исходных  позиций в анализе процессов  и объектов; сравнение, обобщение;  формулировка выводов и т.д.  Деятельность обучающихся заключается  в восприятии и осмыслении  получаемой информации, выполнении  различных записей, зарисовке  чертежей, схем, работе с предъявляемым  дидактическим материалом и т.д.

 

 Наглядные методы. Основное  назначение — сообщение учебной  информации при помощи различных  средств наглядности. Основные  методы: демонстрация опытов, демонстрация  натуральных объектов, демонстрация  наглядных пособий (предметов,  схем, таблиц, муляжей, макетов и  т.д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов,  телепередач и т.д. Деятельность  педагога осуществляется в форме  постановки основного вопроса  и его изучения на основании  полученных данных из различных  наглядных источников, которые демонстрирует  сам преподаватель или обучаемые.  Деятельность обучаемых заключается  в наблюдении за демонстрациями, которые проводит педагог или  сам обучаемый, осмысление полученных  данных и принятие основной  дидактической цели конкретного  урока, выполнение различных записей,  схем, зарисовок и т.д.

 

 Практические методы. Основное назначение — получение  информации на основании практических  действий, выполняемых обучающимся  или обучаемым в процессе организации  различных практических работ.  Основные методы: практические и  лабораторные работы, упражнения. Деятельность  педагога заключается в постановке  основного вопроса, подлежащего  изучению в процессе проведения  различных практических работ,  выполненных самим обучающим.  Деятельность обучаемых включает  в себя осмысление практических  действий, демонстрируемых педагогом,  собственных практических действий, выполнение различных записей,  зарисовок, схем и принятие  основной дидактической цели  урока.

 

 Другой распространенной  классификацией методов обучения  является классификация, предложенная  М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они предлагали делить методы  обучения в зависимости от  характера познавательной деятельности  учащегося по усвоению изучаемого  материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение,  частично-поисковые и исследовательские).

 

 Объяснительно-иллюстративный  метод (информационно-рецептивный). Основное назначение — организация  усвоения информации обучаемым  путем сообщения им учебного  материала и обеспечения его успешного восприятия. Этот метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и система­тизированного опыта. Деятельность педагога направлена на сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств (наглядных пособий, текстов и т.д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.

 

 Репродуктивный метод.  Основное назначение — формирование  навыков и умений использования  и применения полученных знаний. Для решения этой задачи педагог  разрабатывает и применяет различные  упражнения и задачи, использует  инструкции (алгоритмы) и элементы  программированного обучения. Деятельность  обучаемых заключается в овладении  приемами выполнения отдельных  упражнений при решении различных  видов задач и овладении общим  алгоритмом практических действий.

 

 Проблемный метод (проблемное  изложение). Основное назначение  — раскрытие в изучаемом учебном  материале различных проблем  и демонстрация способов их  решения. Деятельность педагога  — выявление и классификация  проблем, которые можно ставить  перед обучаемым, формулировка  гипотез и демонстрация способов  их проверки, постановка проблем  в процессе проведения опыта,  наблюдений в природе, логического  умозаключения. Деятельность обучаемых  заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых  научных выводов, но и в прослеживании  логики их доказательства, а также  фиксации движения мысли педагога (проблема, гипотеза, доказательство  достоверности или ложности выдвинутых  предположений и т.д.).

 

 Существуют и другие  классификации методов обучения. Это объясняется сложностью объекта  исследования и значимостью методического  оснащения педагогического процесса. Выбор практиками методов обучения  зависит от целого ряда условий.  Например, от общих целей образования;  особенностей изучаемого предмета; возрастных особенностей учащихся  и их уровня подготовленности; уровня профессиональных навыков  учителя; материальной оснащенности; целей и задач конкретного  урока и др.

 

 

2.2. Дидактические игры.

 

 

 Особый вариант педагогического  общения представляют дидактические  игры, в ходе которых цели обучения  достигаются при помощи и посредством  решения игровых задач. Управляя  процессом игры, преподаватель одновременно  и руководит учебно-познавательной  деятельностью, и связывает ее  с положительным мотивационным  и эмоциональным фоном игры, с  увлеченностью соревнования. На  уровне дошкольного обучения  основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, приобретает навыки планирования поведения. При обучении детей младшего школьного возраста дидактические игры все в большей степени становятся формами для передачи вполне определенных знаний и навыков. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройденного материала, со снятием напряжения и переутомления детей.

 

 Не меньшее значение  имеет использование дидактических  игр для целей активации внимания  и заинтересованности детей при  изучении естественнонаучных дисциплин.  Например, при изучении темы «Система  декартовых координат на плоскости»  учителю математики естественно  использовать популярную среди  школьников игру «Морской бой». В ходе игры при правильных  комментариях преподавателя дети  естественным образом усваивают  не только понятия декартовых  координат, системы отсчета, абсциссы, ординаты, но и более сложные  понятия. Действительно, в условиях  игры легче убедиться в том,  что положение точки на плоскости  определяется двумя, а не одной  и не тремя координатами, при  необходимости преподавателю легче  ввести понятия полного или  ортогонального базиса. В условиях  той же практической игры легче  ввести требование одинаковости  «систем отсчета» для всех  участников, понятие траектории  движения как функции изменения  координат и т.д.

 

 Дидактическую основу  могут иметь и имитационные, деловые  игры, в процессе которых учащиеся  в ходе соревнования выбирают  тот или иной оптимальный путь  решения задачи. При изучении  точных наук такого рода игры  могут быть связаны практически  с решением любого типа задач,  связанных с измерением. Например, в теме по определению площади  многоугольников можно использовать  игры типа «проектировщик интерьера»  или «строитель загородного дома»,  при изучении основ тригонометрии  — игры типа определения расстояния  до звезд или до подводной  лодки противника. Особое распространение  приобрело применение деловых  игр для практики профессионального,  производственного обучения, в системах  переквалификации и повышения  квалификации специалистов.

 

 В большинстве этих  случаев преподаватель имеет  дело с ситуацией, в которой  обучение направлено на приобретение  конкретных навыков и умений  действовать в четко определенной  роли, например, в роли организатора  производства, менеджера по продажам, управляющего делопроизводством  и пр. Во всех этих ситуациях  обучение удобно проводить в  виде ролевых игр, в которых  слушатели могут многократно  разыгрывать варианты решения  одной и той же задачи, каждый  раз меняясь ролями. Принципиальное  значение в процессе таких  деловых? игр приобретает послеигровой  разбор результатов, возможных  стратегий, линий поведения, мотиваций.

Информация о работе Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения