Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. При этом, чем раньше будет начата работа взрослых по развитию детской речи, тем свободнее ребенок будет пользоваться ею в дальнейшем.

Вложенные файлы: 1 файл

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 Проведенное исследование позволило  выявить проблему:  каковы особенности   развития речи детей младшего возраста посредством дидактических игр и лексических упражнения в период кризиса 3-х лет. Для решения этой проблемы был проведен анкетный опрос воспитателей детского сада по разработанной нами анкете «Как воспитатель справляется с негативизмом и отрицанием во время занятий и игр».

Анкетный опрос показал, что многими профессионалами – воспитателями недооценивается значение кризиса 3-х лет, как сложного периода развития, когда от взрослых требуется особое понимание, помощь и поддержка. Это показывает актуальность выявленной проблемы и необходимость помощи психолога ДОУ как воспитателям, так и родителям.

Итак, в результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования. 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Аверин В.А. Психология раннего детства. СПб. : Питер, 2000.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: «Академия», 2007.
  3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 271с.
  4. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Ростов н/Д : Феникс, 2005.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
  6. Букатов  В.М. Педагогические таинства дидактических игр. 2-ое изд. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 2003.
  7. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. - М.: Знания, 1994. - 150с.
  8. Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.
  9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
  10. Громова О.Е. Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет. Методическое пособие. М., 2006.
  11. Камаровская Е.В. Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет: все, что нужно знать родителям. СПб. : Питер, 2010.
  12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во РОУ, 1996.
  13. Малашенкова В.Л. Раннее развитие ребенка в системе общественно-семейного взаимодействия: концепция экспериментальной работы. - Омск: ЛЕО, 2009.
  14. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005.
  15. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - 2-е издание. - Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 176 с.
  16. Мухина B.C. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352с.
  17. Павлова Л.Н. Практическая энциклопедия раннего развития. От года до трех лет. М. : РОСМЭН, 2008.
  18. Палагина Н.Н. Ребенок в раннем и дошкольном детстве / Н.Н.Палагина, Л.В. Ахромеева. - М., 2002. – 254с.
  19. Парамонова Л.Г. Накопление словарного запаса детьми дошкольного возраста  // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С.37 - 40.
  20. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 208 с..
  21. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  22. Современные стратегии образования, проблемы развития, воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста : сб. материалов / Всероссийская конференция / отв. редактор проф. А.Д. Маклаков. СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010.
  23. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Педагогика, 2003. – 283 с.
  24. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256с. 
  25. Стерн В. Психология раннего детства. Минск : Харвест, 2003.
  26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
  27. Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас. Рабочая тетрадь. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2008. — 24 с. – 12 с.
  28. Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2006. - 368 с.
  29. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. -М., 2005. – 212 с.
  30. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288с.
  31. Филимонова О.Ю.  Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб: «Детство-Пресс», 2007.
  32. Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах. — Воронеж, 1995. - 226 с.

 

 

                                                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы анкеты

 

  1. Знакомы ли Вы с такими проявлениями поведения ребенка   младшего возраста как: негативизм, упрямство, своеволие, строптивость, протест-бунт, обесценивание, деспотизм-ревность?

- Да 

- Нет 

- Отчасти 

2. Как Вы считаете, это:

- Симптомы кризиса 3-х лет

- Проявления плохой наследственности ребенка

- Последствия плохого воспитания родителями

 3. Если на Ваших занятиях ребенок проявляет негативизм, упрямство, отрицание и прочее, Вы:

- Детское упрямство сломите

- Не будете обращать внимания

- Примените какую-нибудь маленькую хитрость, переключите внимание ребенка мягким юмором, обратите все в шутку  и пр.

4. Есть ли в Вашей «педагогической  копилке» игровые приемы, которые  помогают воспитывать упрямцев?

Да, я их часто применяю

Нет, по-моему это лишнее

Иногда я показываю пример негативного поведения на игрушках

5. Если ребенок хочет что-либо в игре или на занятиии сделать по-своему, Вы:

- Настаиваете на своём, вы же знаете свою правоту!

- Покажете ребёнку, что никого его мнение не интересует

- Обсудите его предложение

6. Если Вы чувствуете, что ребенок в игре или на занятиии выполняет задание неверно, Вы:

Не дадите ему доделать задание, оборвете и укажете на ошибку

Дадите доделать, а потом раскритикуете выполненное

Дадите доделать, а потом вместе постараетесь разобрать ошибки

7.За неудачи Вы:

Ругаете ребенка

Снисходительно молчите

Ободряете – в другой раз получися лучше

8.За успехи Вы:

Хвалите ребенка, стараетесь закрепить успех

На похвалу скупы, боитесь перехвалить

Приводите ребенка в пример другим, стараясь, чтобы те, у кого что-либо не получилось, прочувствовали это

9. Всегда ли Вам удается справляться с негативизмом и отрицанием во время занятий и игр, требовалась ли Вам помощь психолога, коллег?

Да, всегда справляюсь, обхожусь без помощи

Проблемы были, помощь получила

Иногда бывают сложные случаи, но за помощью не обращаюсь

10. Обращаетесь ли Вы к родителям  в случае частого непослушания  ребенка?

Да, обязательно жалуюсь, пусть дома накажут

Нет, справляюсь сама

Общаюсь с родителями регулярно, в воспитании нужно взаимодействие

 


Информация о работе Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста