Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 10:41, лекция
Поведение несовершеннолетних (подростков) имеет ряд особенностей: недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения. Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.
Большинство преступлений, совершенных несове ршеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.
Психологическая ломка переходного возраста, несформиро-ванность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность —такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.
В то же время следует иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подростковом возрасте.
Поведение несовершеннолетних (подростков) имеет ряд особенностей: недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения. Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.
При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть компенсированы соответствующей социально-положительной деятельностью.
При неблагоприятных социальных условиях эти особенности катализируют вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.
Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым в сторону как социально-положительных, так и социально-отрицательных влияний.
В человеческой жизни существует ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этап отрочества, когда существо 14—16 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это возраст «социального импритинга» —повышенной впечатлительности ко всему, что делает человека взрослым.
Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода, на базе которых формируется поведенческий тип подростка.
1. Реакция оппозиции.
Вызывается завышенными
Реакция имитации. Проявляется в подражании определенному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоциальный «герой».
Известно, какое влияние оказывает на подростковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Распространившаяся в последнее время мода на детективную литературу может оказать косвенное отрицательное влияние на самосознание подростка. 3.
Реакция отрицательной имитации— поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели.
4.Реакция компенсации — восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой. (Неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.) 5.
Реакция гиперкомпенсации — настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку, например крайне чувствительный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате и т. п.). 6.
Реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление — отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.
Реакция группирования — объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью,однородной направленностью, территориальной общностью, борь бой за господство над своей территорией (во дворе, на своей улице).
Статья 20 УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность: «1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей проявляются как условия их асоциального поведения. Но они не предопределяют подростковую преступность. Причина криминального заражения части несовершеннолетних — дефекты социализации, упущения в семейном воспитании, неогражденность подростка от влияния криминальной среды, невключенность подростка в социализированные группы, не-сформированность социально-положительных интересов, повышенный интерес к утилитарному потребительству, раннее формирование опыта насильственного поведения, социально неконтролируемая делинквентность.
Мотивы подростковых преступлений во многих случаях отличаются инфантильностью, а вся структура их криминального поведения — нетранзитивностью. На передний план здесь выдвигаются побуждения лжетоварищества, ложно понятой личностной самореализации, возобладание престижно-потребительских интересов, стремление к самоутверждению в референтно асоциальной группе, подчиненность межгрупповой дискриминации, демонстративный протест.
Однако особенности детской мотивации проявляются преимущественно в делинквентном (проступочном) поведении несовершеннолетних.
Чем старше их возраст,
тем более существенны их преступные действия,
тем больше их криминальная мотивация
приближается к поведению взрослых преступников.
Грабежи, разбои, убийства и изнасилования
совершаются не в силу инфантильности,
а в силу глубокой криминальной зараженности
несовершеннолетних преступников. Их
основная первопричина — крайне негативные
социальные условия повседневного бытия,
распространенность криминальних структур,
свернутость учреждений, вовлекающих
Информация о работе Динамизм психической деятельности подростка