Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:35, курсовая работа
Конфликт (лат. conflictus) в сфере деловых отношений представляет собой столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, позиций, приводящий к серьезным разногласиям и острым спорам, чреватым осложнениями и борьбой. Иначе говоря, мотивация потенциальных или актуальных субъектов взаимоотношений при конфликте обусловлена противоположными ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Постконфликтная ситуация. Конфликт редко проходит совершенно бесследно. Он всегда оставляет после себя, прежде всего, какие-то следы в душах конфликтантов. Иногда это горечь, разочарование, утрата веры в людей и в себя, иногда — чувство самоутверждения, гордости за свою моральную стойкость и принципиальность, сознание полезности приобретенного опыта. Но конфликт имеет не только такие, чисто субъективные последствия. Когда он завершается, создается постконфликтная ситуация, которая в большинстве случаев по своим объективным особенностям в большей или меньшей мере отличается от той, которая существовала до и во время конфликта.
Влияние прошедшего конфликта на возникшую после его завершения ситуацию называется последействием конфликта. Это последействие может быть деструктивным, негативным, отрицательно сказывающимся на жизни и деятельности конфликтантов, сообществ или организаций, членами которых они были во время конфликта, а может быть и конструктивным, позитивным, способствующим перемене дел к лучшему, введению полезных инноваций, выявлению и разрешению существенных проблем, ранее остававшихся в тени.
Чаще всего, однако, последействие конфликта бывает одновременно и тем и другим. В зависимости от того, какого рода последствия преобладают, конфликт в целом называют деструктивным либо конструктивным (хотя на практике далеко не всегда легко определить, что в его последствиях преобладает).
В случае конфликта между давно работающей и молодой перспективной сотрудницей - это горечь, разочарование пожилой сотрудницы, не получившей того отклика на свой отчаянный шаг (подача заявления об увольнении), какого она ожидала, и осложнение в отношениях с некоторыми из её сторонников для молодой сотрудницы. В целом группа разбивается на два лагеря, что, естественно, осложнит взаимное сосуществование и вредит работе.
Известно, что всякий конфликт может существовать лишь постольку, поскольку люди затрачивают энергию на поддержку его существования. «Костер конфликта горит потому, что люди подбрасывают в него «дрова» — отдают ему время, душевные силы, здоровье, и иногда и всю жизнь»7. И чем больше они это делают, тем выше энергетика конфликта, его накал. Руководителю следует различать объективные и субъективные факторы, действие которых толкает людей в конфликт.
Объективные факторы — это реально существующие в действительности обстоятельства. Наличие объективных факторов, вызывающих столкновение жизненно важных потребностей, интересов, целей людей, делает конфликт неизбежным. Если обстоятельства объективно таковы, что стороны просто не могут существовать, не вступая в противодействие друг с другом, то мирное взаимодействие невозможно. Но это не значит, что в таких ситуациях надо отказываться от всяких попыток ввести конфликт в мирное русло, в рамки норм и правил, обеспечивающих его более спокойное протекание и создающих возможность регулирования его мирными средствами.
Субъективные факторы представляют собою стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами. Люди искаженно воспринимают ситуацию, в которой они находятся. Иллюзорные представления об обстоятельствах стимулируют конфликты в неменьшей мере, чем реальные обстоятельства.
Существуют возможности конструктивного и успешного решения конфликта. Ключ решения менеджерами этой проблемы состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена: в первую очередь определить причину конфликта, а затем - применить соответствующую технику решения конфликтных проблем.
Например, метод творческой визуализации может быть использован для анализа причин конфликта; метод мозгового штурма может быть полезен при поиске альтернатив; метод автоматической записи может быть использован для выяснения собственных реакций на те или иные возможности; метод мысленного представления может помочь спросить самого себя и получить от внутреннего голоса совет в отношении выбора.
В конфликте «…возможны три способа выхода из него: насилие (принуждение) одной из сторон, разъединение и примирение»8. Разрешение конфликта можно считать удачным не тогда, когда оно отвечает каким-то принципам «высшей справедливости», а тогда, когда обе конфликтующие стороны удовлетворены им и могут на его основе в дальнейшем мирно взаимодействовать. Важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:
Стратегии, которые можно использовать при разрешении конфликтной ситуации до того, как ситуация перешла в форму острого конфликта:
Рационально- интуитивная
модель овладения конфликтной
Принципиальные переговоры. Этот метод предполагает стремление к нахождению взаимной выгоды там, где только возможно, а там, где интересы не совпадают, настаивание на таком результате, который был бы основан какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон.
Опытный руководитель должен учитывать психологию работников, знать, какие факторы становятся причинами, генерирующими конфликт, и стимулами, поддерживающими и усиливающими его 9.
В каждом коллективе, необходимо считаться с тем, что каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер отношений между людьми.
Очевидно, что конфликты, чаще всего, ничего хорошего не приносят. Конфликты вызывают нервное напряжение и стрессы, подрывая здоровье участников конфликта. Они портят жизнь в целом, мешая совместным согласованным действиям людей, надолго, если не навсегда, портят отношения между людьми.
Прекратить конфликт, вообще говоря, очень просто: надо лишь перестать им заниматься. Но это невозможно, когда в зоне разногласий оказываются жизненно важные для человека ценности. Не отстаивать их — значит исковеркать себя, свою личность и свою жизнь.
Для разрешения конфликта
важно иметь в своем
Описанные в работе
способы поведения в
1 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996.С. 563.
2 Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина.Указ. соч. С.145.
3 Браим И. Этика делового общения. - Минск, 1996.С. 136 - 138.
4 Конфликтология. Указ. соч., с. 48.
5 Конфликтология. Указ. соч., с. 52.
6 Конфликтология. Указ. соч., с. 54.
7 Конфликтология. Указ. соч., с.41.
8 Конфликтология. Указ. соч., с.282.
9 Конфликтология. Указ. соч., с.44.