Доверие как предмет социально-психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 12:49, доклад

Краткое описание

90-е годы – это годы стремительного роста интереса к доверию как социальному и психологическому явлению. «Доверие называют «социальным капиталом», «скрепами общества», указывая на исключительную важность этой неуловимой, неосязаемой, неформализуемой составляющей человеческой жизни, – отмечает П. Шихирев. – В общественных науках доверие как объект исследования выходит на одно из первых мест

Вложенные файлы: 1 файл

о доверии.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 Корреляционный  анализ результатов исследования  показал, что параметры честности  блока пословиц и афоризмов  прочно взаимосвязаны с психологическими  защитами личности (показатели отрицания, замещения, проекции, формирования  реакции) на уровне р≤0,01 и р≤0,05, со шкалами ответственности и социализации CPI (р≤0,01 и р≤0,05), и фактором G (сила «сверх-Я» - слабость «сверх-Я») из 16 PF Кеттела (р≤0,01). Эти связи подтверждают конструктную валидность описанных блоков методики.

 Подобный подход к диагностике честности как устойчивой черты личности кажется нам наиболее адекватным для решения проблем оценки описанного феномена при приеме на работу будущих сотрудников, с учетом национальных особенностей отношения к честному поведению, правонарушениям, воровству и обману.

 

Заключение

 Социальная  функция доверия заключается  в поддержании стремления бережного  отношения к объектам мира, соблюдения  законов общества. Если мир кажется  безопасным, готовым принять человека  как свою часть, то естественно ответное желание заботится об объектах мира, жить по его законам. И, напротив, если мир воспринимается враждебный, чужеродный, отвергающий, то у человека может возникнуть желание противопоставить себя миру. Если ребенок чувствует себя беспомощным и покинутым в потенциально враждебном мире, это способствует формированию базальной враждебности – стремления отвергнуть и наказать мир, который отвергает его. В этом случае, можно вымещать злость на объектах мира или восстановить справедливость путем незаконного присвоение того, что мир этому человеку не дал. С этой точки зрения, дефицит доверия к миру и себе может являться причиной криминального поведения подростков.

Доверие к себе как условие субъектности

 Даже  краткое, конспективное знакомство  с проблематикой доверия как внутреннего, субъективного феномена позволяет отметить, что для западной психологии данное психическое явление - предмет давнего и неослабевающего интереса. Вместе с тем говорить о существовании единой универсальной концепции доверия к себе пока не приходится - каждый автор подчеркивает тот или иной аспект самодоверия в русле изучения других феноменов.

 Остановимся  на самых основных концепциях, обобщая опыт как собственно  исследований, так и психотерапевтических  и психокоррекционных практик.

1. Концепции  самораскрытия С. Джурарда и П. Ласкоу положили начало изучению  доверия, определяя его как явление, проявляющееся в процессе самораскрытия  и обладающее качествами добровольности  и преднамеренности. Особо подчеркивалось, что доверительность в самораскрытии является одним из важнейших показателей психологического здоровья личности. "Норма доверительности", т.е. способность отвечать доверием на доверие в общении, по мнению С. Джурарда, формируется в детстве и на всю последующую жизнь определяет уровень открытости человека по отношению к окружающим.

 Один  из ярких представителей современного  социального психоанализа Д. Бразерс  полагает доверие к другим  базисом взаимодействия с людьми. При этом доверие к другому  понимается как внутренний феномен, закладывающийся в детстве на основе раннего опыта общения и служащий основой для самодоверия. В ходе взрослого общения индивид постоянно возвращается к этому раннему опыту доверия, и степнь его позитивности играет кардинальную роль в нашем отношении к окружающим.

 Для  представителей необихевиоризма  феномен доверия - составляющая феномена  уверенности, лежащего в основе  социальной компетенции. Навыки  уверенного поведения формируются  на основе внешнего подкрепления, таким образом усиливается "вера  в самоэффективность", а уже на ее фундаменте - уверенность в себе.

 Гештальтпсихология  в лице Ф. Перлза помещает проблему  доверия в контекст личностной  зрелости и принятия ответственности  за свою жизнь. Только интеграция  доверия к себе и доверия  к другим является признаком психологической зрелости; а одна из последовательниц Ф. Перлза - Э. Шостром в своей концепции противопоставляет человека-манипулятора и человека-актуализатора: первому присущи ложь, неосознанность, контроль и цинизм, второму - честность, осознанность, свобода и доверие. Актуализаторы обладают развитым доверием, наряду с другими качествами - осознанием собственной самоценности, целостностью, самореализацией.

 Прямую  связь самоактуализации и доверия  к себе постулирует и большинство  основателей движения за гуманистическую психологию - А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, Дж. Бюдженталь. В теории К. Роджерса описан феномен доверия личности к себе, под которым понимается доверие к своему жизненному опыту, или "целостное организмическое чувствование ситуации", причем речь идет об интеграции как физиологических потребностей, так и культурного контекста существования. Дисгармония, инконгруэнтность организмических процессов и опыта "Я" приводят к саморазрушению, невротизации личности. Доверие к себе, таким образом выступает важнейшим условием самоактуализации индивида.

 По сути, те же психотерапевтические цели - помочь человеку стать аутентичным, расширить границы доверия к  себе - преследуют сторонники и  других психотерапевтических и  психокоррекционных практик, достигая их в рамках своих методов: проведением групп встреч, воспитанием чуткости к собственной творческости и побуждениям внутреннего мира у клиентов, техникой активного доверия к себе и др.

 В отечественной  психологии интерес к доверию  появляется с конца 80-х годов как результат большого методологического сдвига. Социально-детерминирующий акцент в понимании развития личности сменился идеями "самоосуществления" личности, приоритетом субъективного подхода к изучению человеческой психики. Так, отстаивая гуманитарно-антропологическую методологию как обладающую большим потенциалом в изучении личностных процессов и явлений по сравнению с естественно-научной, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев именно субъективный мир полагают основным предметом психологического изучения. А центральным феноменом человеческой субъективности является феномен рефлексии, способности, которая позволяет субъекту "сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения и практического преобразования".

 Опираясь  на такое понимание, можно определить  доверие к себе как особый  интегративный внутриличностный  феномен, позволяющий человеку занять  определенную ценностную позицию  по отношению к самому себе  и, исходя из этой позиции, строить собственную жизненную стратегию, выстраивать жизнедеятельность. Здесь также действует принцип соответствия, предложенный В.Е. Клочко: являясь автономным субъектом активности, человек в то же время стремится соответствовать самому себе, своим ценностным представлениям о самом себе.

 Необходимо  отметить также, что доверие человека  к миру и доверие человека  к себе существуют в единой  неразрывной системе, всегда взаимосвязаны, так как человек одновременно  обращен и в мир, и в себя. Проблема заключается в пропорции доверия, адресованного миру и себе. "В процессе жизнедеятельности, - отмечает в связи с этим О.Г. Фатхи, - человек постоянно реализует определенную пропорцию между ними, разрешая одно и то же противоречие, соотнося внешние условия активности, заложенные в мире, которому он не может не доверять, и свои личные возможности при возникновении той или иной потребности или проблемной ситуации. В одних ситуациях человек может идти путем минимизации доверия к себе, а в других - доверия к миру. Важным качеством зрелой личности является стремление к гармоничному сочетанию доверия к себе и доверия к миру, что позволяет быть человеку активным суверенным целостным субъектом деятельности и одновременно быть включенным в мир".

 Автономная  независимая активность - как способ моделирования личностью своей жизни - в концепции К.А. Абульхановой-Славской как раз и имеет базисом такую целостность. Личностную целостность как значимость личности прежде всего для самой себя, а уже потом - для других. Доверяя себе, личность выстраивает и свое социальное, внешнее поведение. Причем соотношение доверия к миру и доверия к себе находится в состоянии подвижного равновесия, нарушение которого в пользу одной из составляющих и есть условие освоения новых форм деятельности. Личность проявляется и формируется через деятельность, это один из основных постулатов отечественного деятельностного подхода как в варианте А.Н. Леонтьева, так и Л.С. Рубинштейна.

 Но вместе  с тем личность не сливается  с субъектом деятельности, а является  особым системным образованием, существенной характеристикой которого Б.С. Братусь полагает нравственно-ценностное или ценностно-смысловое отношение ко всему происходящему. В смысловой концепции личности Б.С. Братуся наделение внешнего мира и других смыслами и ценностями - предпосылка и саморазвития, в критерии нормального полноценного личностного развития автор относит как способность к децентрации, самоотдаче и любви, отношение к другому как самоценности, так и способность к свободному волепроявлению, самопроектированию будущего, творческому изменению жизни, а также внутренняя ответственность перед собой и другими. Все это позволяет осмыслить доверие к себе как сложный феномен самоорганизации человека, позволяющий последнему "выйти за пределы" себя, т.е. уже накопленного опыта, в выработке новых форм жизнедеятельности, опираясь в то же время на этот смысловой опыт. Самоорганизации, как ее определяет в своей теории инициативных систем В.Е. Клочко и как развивает эти идеи применительно к доверию к себе Т.П. Скрипкина, означает формирование у человека доверия к себе, понимаемого как полноценное овладение собой, своей сущностью, как способность самостоятельно ставить цели и действовать в соответствии с ними, сохраняя рефлексивную критическую позицию по отношению к себе. Способность предвосхищать результаты деятельности и на основе этого строить стратегию поведения, гармонично сочетая ее с субъективными смыслами. Иными словами, оптимальный уровень доверия к себе предполагает одновременное наличие равнозначимых социальной и личностной позиций у человека.

 Человек  настолько доверяет себе, насколько  он способен "выйти за пределы" своего прошлого опыта, не входя  в противоречие с собой, со  своими внутренними ценностями  и смыслами. Это своего рода "радиус  самораспространения", который человек себе позволяет. Такой радиус определяет масштаб жизненных задач, которые человек способен самостоятельно поставить для себя. При этом в одних сферах жизнедеятельности у человека может быть сформирована установка на доверие к себе, а в других - нет. Все зависит от того, какие возможности человек в себе осознает и какую личную ценность, значимость имеют для него потребности, связанные с той или иной сферой жизнедеятельности. Таким образом, оптимальный уровень доверия к себе предполагает овладение способностью к самоорганизации своей жизни. Целеполагание, самооценка, осознание собственных возможностей выступают здесь основными механизмами.

 Концепция  субъектности В.А. Петровского помогает  понять структуру доверия к  себе. Согласно концепции осознание собственных возможностей предшествует постановке целей. На практике такое осознание возможностей предполагает переживание "Я могу", веру в себя, но это еще не выбор, а потому не мотив и даже не цель. Это лишь рефлексивное осознание возможностей, т.е. степени свободы, но без этого этапа неосуществима никакая деятельность, никакой поступок. В синтезе с волевым усилием переживание "Я могу" рождает "цель-мотив", с которого, согласно А.Н. Леонтьеву, начинается деятельность. Влечения, интересы, желания - вся потребностная сфера задает второй вектор детерминации человеческого поведения. А третий, как показывает Т.П. Скрипкина, опираясь на работы К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Л.В. Темновой, - это эмпирические представления человека о должном, где главную роль играют ценностно-смысловые образования личности.

 Переживание "Я могу" служит побуждающей  основой любой творческой и  мыслительной активности человека, это та самая мотивация сверхнормативной  активности, которая, полагает В.А. Петровский, не совпадает с мотивацией самой деятельности, но служит условием саморазвития личности в русле деятельности. Это "выход за пределы себя", своего опыта, меняющий сам опыт и личность в целом. Чтобы выйти за пределы опыта, принять решение, сделать выбор, человеку необходима вера в собственные возможности, доверие к себе, уровень которого, в свою очередь, определяется тем, насколько авторитетным, успешным, компетентным воспринимает себя субъект относительно конкретной сферы деятельности и насколько сама деятельность воспринимается им как значимая.

 Резюмируя, можно сказать, что уровень доверия  к себе задан соотношением  ценностных отношений к собственной  субъектности и к той ситуации, в которой предполагается взаимодействие. Поэтому феномен доверия к  себе имеет те же формально-динамические характеристики, что и доверие к миру: меру, избирательность и парциальность. Что касается условий, вызывающих доверие к себе, то и они остаются теми же - значимость собственной субъектности для личности и прогнозирование определенного уровня безопасности для личности, ее статуса, репутации предполагаемого поступка, другими словами, степени осознаваемого риска вследствие планируемого поступка.

 В связи  с эти можно предположить, что  человек, доверяющий себе - это человек  относительно независимый, ориентированный на достижения, позитивно себя принимающий. Иными словами, относящийся к себе, к своей субъектности как к ценности, умеющий учитывать прошлый опыт и соотносить его с планами на будущее, выстраивая конструктивную стратегию отношений с миром.

 Возвращаясь  к структуре доверия к себе, на основе вышесказанного можно  представить его как сложное  образование, включающее в себя  другие психологические образования:

 побудительная  переменная, т.е. потребности, интересы, стремления, все, что инициирует активность человека;

 прогностическая  переменная, т.е. все связанное с  возможностями человека, позволяющими  ему удовлетворять возникшие  устремления;

3) ценностно-смысловая  переменная, актуализирующая личностные  смысловые образования, выполняющие функцию контроля.

"Феномен  доверия к себе главным образом  участвует в целеобразовании, - отмечает  Т.П. Скрипкина, - так как выбор  цели определяется тем, насколько  человек доверяет себе не только  ее достижение, но и учитывает  при этом и способы, посредством которых будет достигать поставленную цель, и сами цели, и эти способы не должны противоречить его внутренним личностным смыслам". Доверие к себе не существует изолировано, оно тесно связано с другими личностно-смысловыми феноменами. В своем эмпирическом исследовании Т.П. Скрипкина показала, что уровень доверия к себе положительно коррелирует со многими аспектами самоактуализации: компетентностью во времени; способностью к поддержке; ценностными ориентациями; спонтанностью поведения; самоуважением и самопринятием.

 В то  же время доверие к себе  взаимосвязано и с самоотношением  личности. В том же исследовании  показана тесная связь самодоверия  с самоуверенностью, саморуководством; самопринятием и др. Поэтому построение  доверия к себе достигается посредством повышения уверенности в себе, самопринятия, развития коммуникативных умений, повышения самоэффективности, формирования адекватной самооценки и повышения самоценности. Доверие к себе - предпосылка полноценного овладения собой, своей сущностью, условие самоорганизации человека и его самоактуализации. В том числе и профессиональной самоактуализации в сфере отношений и общения с другими людьми.

 Доверие  к другому: феномен доверительности  в общении и в отношениях.

 Исключительное  значение, которое зарубежные исследователи придают доверию, как "стержневому элементу социального и психологического благополучия", позволяет объяснить, почему данный феномен получил более широкое и систематическое освещение, чем это можно наблюдать в работах отечественных авторов. В контексте базовых принципов, тезауруса, методологии и научных задач, решаемых каждым течением или школой социальной психологии, феномен доверия приобретал ту или иную "исследовательскую окраску".

Информация о работе Доверие как предмет социально-психологического исследования