Дословесные периоды развития речи ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Первые годы жизни маленького человечка - это один из активных периодов речевого развития ребенка. Именно в это время у малыша формируется словарный запас и происходит овладение простейшими грамматическими навыками, что представляет собой крайне важный этап развития речи и формирования личности ребенка в целом. Ведь речь - это не просто способность человека к общению. Полноценное речевое развитие ребенка позволяет малышу думать, представлять в своем воображении различные предметы и ситуации, осознавать свое поведение.
В дословный период (обычно именно так называют время до появления в активной речи первых слов) ребенок чрезвычайно чуток к языку, издает короткие или певучие звуки, открывает для себя возможность вступать в общение со взрослыми через звуки и жесты.

Содержание

Введение
1. Развитие речи у ребенка
1.1 Средние нормы речевого развития
1.2 Развитие речи ребенка до его рождения
2. Дословесные периоды развития речи ребенка
3. Периоды развития речи
3.1 Первый период
3.2 Второй период
3.3 Третий период
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная психология речи.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

3.2 Второй период

ВТОРОЙ ПЕРИОД - период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот период включает в себя 3 этапа: этап формирования первых слов, этап использования флективной системы языка для выражения синтаксических связей слов и этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.

1. Этап формирования первых форм слов 
(возраст от 1 года 10 мес. до 2 лет 1 мес.)  
 
На этом этапе малыш начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются: 
- формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием "-ы", "-и" (фонетически всегда "-и" по причине смягчения согласных); 
- формы винительного падежа с окончанием "- у". Например, кису, куклу; 
- иногда появляются формы родительного падежа с окончанием "- ы", окончание "- е" для обозначения места (на столе - "толе"). 
 
Первыми грамматическими признаками глаголов являются: 
- повелительное наклонение 2-го лица ед. числа (иди, неси); 
- формы 3-го лица ед. числа настоящего времени без чередования в основе (сидит, спит); 
- возвратные и невозвратные глаголы. 
 
К 2 годам появляются прилагательные, чаще в им. пад. ед. числа мужского и женского рода, но без согласования с существительными. 
 
Таким образом, в речи малыша начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже с глаголом изъявительного наклонения ("Мальчик гуляет"), некоторые формы глагольного управления ("Дай кису"). Но в речи еще имеется большое количество аграмматизмов. На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов.  
 
Объективным показателем правильного хода развития речи на этом этапе является появление к 2 годам первых фраз ("Вот таи." - "Вот шары"). При нормальном речевом развитии в возрасте 2 лет - 2 лет 2 мес. выделяется период физиологических аграмматизмов, когда ребенок пользуется предложением без соответствующего грамматического оформления. Этот период в норме длится всего несколько месяцев и в дальнейшем без специального обучения ребенок самостоятельно начинает усваивать нормативное употребление грамматических конструкций. 
 
Наличие стойких аграмматизмов на протяжении следующих этапов развития являются важным показателем для своевременного определения общего недоразвития речи у 3-х летнего малыша. 
 
Звукопроизношение. 
К двум годам появляются твердые согласные звуки "т", "д", "п". Все чаще стечение согласных замещается одним звуком. 
 
Слоговая структура слова. 
В трехсложных словах все еще опускается слог, чаще всего предударный ("кусу" - укушу); может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах.  
 
2. Этап использования флективной системы для выражения синтаксических связей слов  
(возраст от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.)  
 
Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основных разных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединения корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма. Например, "молотокм", "человеки", "левы". На этом этапе еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения.  
 
Среди грамматических форм существительных усваиваются: 
- беспредложные формы косвенных падежей: винительный, родительный, дательный, творительный; 
- наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения; 
- усваивается изменение глаголов по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.); 
- разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода.  
 
Согласование прилагательных еще не усвоено. В речи наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных.  
 
Личные местоимения уже усвоены.  
 
В речи детей на этом этапе уже появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с, однако их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.  
 
Звукопроизношение. 
Появляются твердые согласные звуки: в, с, з, л. Отмечается смешение артикуляционно-близких звуков. Стечения согласных все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произноятся правильно. 
Слоговая структура слова. 
Во многих сложных словах опускается предударный слог, иногда приставки. Например, "ципилась" - зацепилась.  
 
3. Этап усвоения служебных слов ля выражения синтаксических отношений 
(возраст от 2 лет 6 мес. до 3 лет) 
 
На этом этапе дети правильно употребляют простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвоение более частых правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных: 
- усвоение окончаний мн. числа "- ов", "-ами", "-ах"; 
- падежных окончаний им. пад. мн. числа "-а", "-на". 
 
На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. В речи ребенка происходит дальнейшие развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются служебные слова: союзы и, а, то, потому что, тогда, когда. 
 
Звукопроизношение. 
Появляется произношение таких согласных, как, ч, щ, ж, ц. Заканчивается усвоение групп согласных. 
 
Слоговая структура слова. 
Нарушается редко, в основном в малознакомых словах.

 
3.3 Третий период

ТРЕТИЙ ПЕРИОД - период дальнейшего усвоения морфологической системы (возраст от 3 до 7 лет).

В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения, спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), т.к. ребенок овладеваете не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой "фильтров", накладываемых на использование общих правил. 
 
В речи детей 4 лет еще иногда встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении ("пени", "левы"), но после 4,5 лет такие ошибки должны исчезнуть. Остаются до 5 лет лишь нарушения чередования в основе глагола (заплатю - заплачу). Усваивается глагольное управление.  
 
Звукопроизношение. 
К 5 годам правильно произносятся все звуки. Ребенок может оценивать своё и чужое произношение. 
 
Слоговая структура слова. 
Нарушений не должно быть. 
 
Важным в этот период является то, что с 4 лет 6 мес. идет попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти лет дети размышляют по поводу рода существительных, наблюдают за синонимами. Таким образом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Хочу, чтобы, вы помнили о том, что сроки и темпы овладения речью носят индивидуальный характер и зависят от особенностей нервной системы ребенка и условий его воспитания. У некоторых детей период, когда пассивная речь опережает активную, а понимание значительно больше, чем произносимых слов,    затягивается.

 
Заключение

Почти каждый ребенок  практически с первых дней и даже часов своей жизни способен к эмоциональному и голосовому общению с матерью или другим лицом, осуществляющим повседневный уход за ним.

По мере того как ребенок  взрослеет, его поведение меняется, расширяются его моторные и психические  возможности.

Развитие речи - одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. В процессе овладения речью общее развитие ребенка получает колоссальный толчок. С помощью речи ребенок может сказать о своих желаниях, запросить и получить поддержку и одобрение, рассказать о том, что его пугает или тревожит. Родителям необходимо знать, как оценить развитие речи ребенка, потому что чем раньше замечено отставание в развитии, тем легче с ним справиться.

Овладение языком - это  не процесс имитации готового, "впитывания" образцов, а процесс творческого познания, активного поиска закономерностей взаимоотношений элементов языка, поиск правил, по которым строится собственная речь.

Даже очень маленький  ребенок может создавать собственные, уникальные высказывания. Остается только удивляться, как такую сложную работу и в такой короткий срок совершает такой еще маленький человечек. Никогда больше в своей жизни он уже не сможет с такой легкостью и столь интенсивно усвоить любой другой язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия" -- М.: В. Секачев, 1998

2. Винарская.Е.Н. Раннее  речевое развитие ребенка и  проблемы дефектологии: Периодика  раннего развития. Эмоциональные  предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987

3. Визель Т.Г. Основы  нейропсихологии: учеб. для студентов  вузов. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005

4. Глухов В.П. Основы  психолингвистики: учеб. пособие для  студентов педвузов. -- М.: ACT: Астрель, 2005

5. Горелов И.Н., Седов  К.Ф. Основы психолингвистики. Москва 2009

6. Микиртумов Б.Е., Кощавцев  А.Г., Гречаный С.В. Клиническая  психиатрия раннего детского  возраста. -- СПб: Питер, 2001

7.Сапогова Е.Е. Психология  развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001

8. А.Н.Гвоздев «Вопросы изучения детской речи» - М.,1961

9. Е.Ф.Архипова «Логопедическая работа с детьми раннего возраста» - М.,2006

10. Е.Н.Винарская «Раннее речевое развитие ребёнка: актуальные проблемы дефектологии» - М.,1992

11. « Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми» под ред. М.И. Лисиной – М.,1985                                    


Информация о работе Дословесные периоды развития речи ребенка