Дети шестого года жизни способны
произвольно управлять собственной деятельностью.
Они в состоянии ограничивать свои желания,
преодолевать препятствия, стоящие на
пути достижения целей, оценивать результаты
выполняемых действий. В этом возрасте
дети понимают смысл задач, поставленных
взрослым, могут самостоятельно выполнить
его указания.
При обследовании детей седьмого
года жизни необходимо обратить внимание
не только на уровень развития познавательной
деятельности, но и на предпосылки к учебной
деятельности. В настоящее время параллельно
существует трехлетнее и четырехлетнее
начальное обучение. Поэтому обследование
должно быть ориентировано на обоснованное
определение условий школьного обучения.
Готовность к школьному обучению
включает в себя необходимый уровень физического
и психического развития ребенка, определенных
навыков, а также обобщенных представлений
об окружающем мире.
- Социальная ситуация
развития.
Отделение ребенка от взрослого к концу
раннего возраста приводит к новым отношениям
дошкольника с ним и к новой ситуации развития.
Впервые ребенок выходит за пределы своего
семейного круга и устанавливает новые
отношения с более широким миром взрослых
людей.
Общение ребенка с взрослыми усложняется
и приобретает новые формы и новое содержание.
Дошкольнику уже недостаточно внимания
взрослого и совместной деятельности
с ним. Благодаря речевому развитию значительно
расширяются возможности общения с окружающими.
Теперь ребенок может общаться по поводу
не только непосредственно воспринимаемых
предметов, отсутствующих в конкретной
ситуации взаимодействия. Содержание
общения становится вне ситуативным, выходящим
за пределы воспринимаемой ситуации.
М.И. Лисина выделяла две вне ситуативные
формы общения, характерные для дошкольного
возраста, - познавательную и личностную.
В первой половине дошкольного возраста
(3 – 5 лет) появляется вне ситуативно-познавательная
форма общения ребенка со взрослым. Обостренная
познавательная потребность ребенка и
расширение его познавательных интересов
ведут к тому, что он начинает задавать
взрослому многочисленные вопросы, поэтому
детей этого возраста иногда называют
«почемучками». Эти вопросы чрезвычайно
разнообразны и охватывают практически
все области знаний о мире, природе и обществе.
Все, что ребенок слышит от взрослого и
что видит сам, он пытается привести в
порядок, установить закономерные отношения,
в которые укладывается наш непостоянный
и сложный окружающий мир. Ведущий для
этой формы мотив общения - познавательный.
Взрослый начинает выступать перед ребенком
в новом качестве – как источник новых
знаний, как эрудит, способный разрешить
сомнения и ответить на вопросы.
А поскольку в ходе «теоретического сотрудничества»
обсуждаются темы, непосредственно не
связанные с окружающей обстановкой, общение
впервые приобретает вне ситуативный
характер.
Для вне ситуативно-познавательной формы
общения характерно стремление ребенка
к уважению взрослого. Очень важной для
них становится оценка взрослого; любое
замечание дети начинают воспринимать
как личную обиду. Исследования показали,
что дети с познавательными мотивами общения
демонстрируют повышенную обидчивость
и чувствительность к замечаниям. Аффективные
вспышки особенно свойственны детям среднего
дошкольного возраста. Таким образом,
для вне ситуативно-познавательной формы
общения характерны познавательные мотивы
и потребность в уважении взрослого. Главным
средством такого общения является речь,
поскольку только она позволяет выйти
за пределы ситуации и осуществить вне
ситуативное общение.
Вне ситуативно-познавательное общение
позволяет детям значительно расширить
рамки мира, доступного для их познания,
и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако
мир природных, физических явлений вскоре
перестает соответствовать интересам
детей; их все больше привлекают события,
происходящие среди людей.
К концу дошкольного возраста складывается
новая и высшая для дошкольного возраста
– вне ситуативно-личностная форма общения.
В отличие от предыдущей ее содержанием
является мир людей, а не вещей. Если в
4 – 5 лет в разговорах ребенка со взрослым
преобладают темы о животных, машинах,
явлениях природы, то старшие дошкольники
предпочитают говорить о правилах поведения,
о себе, о своих родителях и т.д. Ведущими
мотивами становятся личностные. Это значит,
что главным побудителем общения, является
сам человек независимо от его конкретных
функций. Ребенка интересуют не только
его ситуативные проявления (его внимание,
доброжелательность, физическая близость),
но и самые различные аспекты его существования,
которые не видны в конкретной ситуации
не как не касаются самого ребенка (где
он живет, кем работает, есть ли у него
дети и т.д.). Столь же охотно он рассказывает
и о себе самом (о своих родителях, друзьях,
радостях и обидах).
Для старших дошкольников характерно
стремление не просто к доброжелательному
вниманию и уважению взрослого, но и к
его взаимопониманию и сопереживанию.
Для них становится особенно важным достичь
общности взглядов и оценок со взрослым.
Совпадение своей точки зрения с мнением
старших служит доказательством ее правильности.
Потребность во взаимопонимании и сопереживании
взрослого является главной для вне ситуативно
- личностного общения.
Социальная ситуация развития дошкольника
не ограничивается его контактами с окружающими
взрослыми.
Кроме реально окружающих ребенка взрослых
в жизни и в сознании дошкольника появляется
еще один – идеальный взрослый.
Он идеален, во-первых, потому, что существует
только в сознании ребенка как идея, а
не как конкретный реальный человек; а
во-вторых, потому, что воплощает в себе
совершенный образ какой-либо общественной
функции: взрослый – папа, доктор, продавец,
шофер и т.д. Причем этот идеальный взрослый
не только представляется или мыслится
ребенком, но становится мотивом его действий.
Дошкольник хочет быть таким, как этот
идеальный взрослый. Его главная потребность
– быть членом взрослого общества, жить
и чувствовать себя вместе со взрослыми.
Но реально включиться во взрослую жизнь
современный дошкольник, конечно, не может
в силу сложности этой жизни и своих ограниченных
возможностей.
Противоречие социальной ситуации развития
ребенка – дошкольника как раз и заключается
в разрыве между его стремлением быть
как взрослый и невозможностью реализовать
это стремление непосредственно. Единственной
деятельностью, которая позволяет разрешить
это противоречие, является сюжетно-ролевая
игра. В такой игре ребенок берет на себя
роль взрослого как носителя общественных
функций и вступает в определенное отношение
с другими «идеальными взрослыми». Взрослый
в ролевой игре присутствует не непосредственно,
а опосредованно, через ту роль, которую
берет на себя ребенок. Поведение ребенка
в игре, его отношения к вещам и другим
детям, выполняющим другие роли, опосредованы
образом идеального взрослого и направляется
им.
Именно поэтому, что ролевая игра дает
ребенку возможность вступить во взаимодействие
с такими сторонами жизни, которые недоступны
ему в реальной практике, она и является
ведущей деятельностью дошкольника. В
ней, с одной стороны, благодаря речевому
действию происходит усвоение норм общественных
отношений, а с другой – формирование
самого механизма личностного поведения,
т.е. подчинение своего поведения идеальному
образу, ставшему мотивом деятельности
ребенка. Основным мотивом игровой деятельности
ребенка является, возможно, лучшее выполнение
взятой на себя роли, действовать «как
взрослый». Это мотив подчиняет себе непосредственные
побуждения ребенка и является ведущим.
С этой точки зрения, дошкольный возраст
может быть понят как период интенсивного
усвоения человеческих отношений – норм
и правил поведения, которые существуют
в мире взрослых.
Кроме взрослого в социальной ситуации
развития ребенка в дошкольном возрасте
все большую роль начинают играть сверстники.
Общение и отношения с другими детьми
становятся не менее значимыми для ребенка,
чем его взаимоотношения со взрослыми.
Итак, социальная ситуация развития ребенка
в дошкольном возрасте усложняется и дифференцируется.
Взрослый человек остается центром жизни
ребенка, но отношения с ним существенно
меняются. Если в раннем возрасте социальная
ситуация определялась исключительно
отношениями ребенка с его близкими взрослыми,
то начиная с дошкольного возраста ребенок
вступает в отношения с более широким
социальным миром. Человеческие отношения,
которые существуют в мире взрослых, становятся
предметом игровой деятельности детей,
где взрослый присутствует опосредованно,
в идеальной форме. Общение с реальными
близкими взрослыми приобретает вне ситуативный
характер и побуждается новыми потребностями.
Выделяется новая сфера социальных контактов
ребенка – его отношения со сверстниками.
- Психологические новообразования.
Что приобретает ребенок в процессе
своего развития в период дошкольного
детства? В данном возрасте у детей в интеллектуальном
плане выделяются и оформляются внутренние
умственные действия и операции. Они касаются
решения не только познавательных, но
и личностных задач. Можно сказать, что
в это время у ребенка появляется внутренняя,
личная жизнь, причем сначала в познавательной
области, а затем и в эмоционально-мотивационной
сфере. Развитие в том и в другом направлениях
проходит свои этапы, от образности до
символизма. Под образностью понимается
способность ребенка создавать образы,
изменять их, произвольно оперировать
ими, а символизмом называется умение
пользоваться знаковыми системами (символическая
функция), совершать знаковые операции
и действия: математические, лингвистические,
логические и другие.
Здесь же, в дошкольном возрасте,
берет свое начало творческий процесс,
выражающийся в способности преобразовывать
окружающую действительность, создавать
что-то новое. Творческие способности
у детей проявляются в конструктивных
играх, в техническом и художественном
творчестве. В этот период времени получают
первичное развитие имеющиеся задатки
к специальным способностям. Внимание
к ним в дошкольном детстве является обязательным
условием ускоренного развития способностей
и устойчивого, творческого отношения
ребенка к действительности.
В познавательных процессах
возникает синтез внешних и внутренних
действий, объединяющихся в единую интеллектуальную
деятельность.
В восприятии этот синтез представлен
перцептивными действиями, во внимании
— умением управлять и контролировать
внутренний и внешний планы действия,
в памяти — соединением внешнего и внутреннего
структурирования материала при его запоминании
и воспроизведении.
Эта тенденция особенно отчетливо выступает
в мышлении, где она представлена как объединение
в единый процесс наглядно-действенного,
наглядно-образного и словесно-логического
способов решения практических задач.
На этой основе формируется и далее развивается
полноценный человеческий интеллект,
отличающийся способностью одинаково
успешно решать задачи, представленные
во всех трех планах.
В дошкольном возрасте соединяются
воображение, мышление и речь. Подобный
синтез порождает у ребенка способность
вызывать и произвольно манипулировать
образами (в ограниченных, разумеется,
пределах) при помощи речевых самоинструкций.
Это означает, что у ребенка возникает
и начинает успешно функционировать внутренняя
речь как средство мышления. Синтез познавательных
процессов лежит в основе полноценного
усвоения ребенком родного языка и может
— как стратегическая цель и система специальных
методических приемов — быть использован
при обучении иностранным языкам.
Одновременно завершается процесс
формирования речи как средства общения,
что подготавливает благоприятную почву
для активизации воспитания и, следовательно,
для развития ребенка как личности. В процессе
воспитания, проводимого на речевой основе,
происходит усвоение элементарных нравственных
норм, форм и правил культурного поведения.
Будучи усвоенными и став характерными
чертами личности ребенка, эти нормы и
правила начинают управлять его поведением,
превращая действия в произвольные и нравственно
регулируемые поступки.
Между ребенком и окружающими
людьми возникают многообразные отношения,
в основе которых лежат различные мотивы, как деловые,
так и личные. К концу раннего детства
у ребенка оформляются и закрепляются
многие полезные человеческие качества,
включая деловые. Все это вместе взятое
образует индивидуальность ребенка и
делает его личностью, отличной от других
детей не только в интеллектуальном, но
и в мотивационно-нравственном плане.
Вершиной личностного развития ребенка
в дошкольном детстве является персональное
самосознание, включающее осознание собственных
личностных качеств, способностей, причин
успехов и неудач.
- Характеристика ведущего
вида деятельности. Психология детской
игры.
Весь период дошкольного возраста
игра является ведущей деятельностью
для ребенка. Через нее он вливается в
мир социальных ролей и статусов. С помощью
игры ребенок с легкостью удовлетворяет
свое желание быть взрослым. В этом возрасте
игра не имеет четких временных и организационных
границ, как только ребенок, производя
одно действие, подразумевает другое -
начинается игра.
Значение игры, активно изучалось
многими знаменитыми психологами. Так,
С.Л. Рубинштейн отмечал, что игра – это
способ познания; А.В. Запорожец считал,
что это школа эмоций. Игра развивает полифоничность
мышления, так как реализует принцип «все
может быть всем». Л.С. Выготский называл
игру и искусство средством «взрывного
уравновешивания со средой в критических
точках нашего поведения». Современные
психологи и психотерапевты используют
«игру в другого» как эффективный прием
преодоления внутренних конфликтов. Игра
– школа общения и рефлексии.
В онтогенезе игры Е.Е. Кравцова
выделяет следующие этапы:
1. Этап режиссерской игры,
который приходится на возраст
3–4 года. Воображение уже появилось,
но оно очень несовершенно, и
его доминирующим компонентом
является предметная среда. Сначала
взрослый задает ребенку условную
ситуацию, а ребенок ее принимает,
только потом начинает ставить ее
самостоятельно. Он уединяется с мелкими
предметами и разыгрывает с ними несложные
сюжеты, являясь и режиссером, и актером
одновременно, проговаривает или действует
за каждого персонажа.