Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 13:24, курсовая работа
Цель: рассмотреть основные моменты духовно-нравственного воспитания.
Выделен ряд задач, которые необходимо решить для достижения цели работы:
1. Осуществить теоретико-аналитический обзор научной литературы по теме духовно-нравственного воспитание детей.
2. Проанализировать методы и приемы духовно-нравственного воспитания детей в школе.
3. Изучить особенности духовно-нравственного развития детей во внешкольной среде.
Для реализации этих задач необходимо провести анализ научных литературных источников по выбранной проблематике.
Введение
Значимость темы курсовой работы излагается тем, что духовно-нравственное воспитание является важнейшей частью образования и развития личности ребенка и предполагает начало его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, к Родине. Главная проблема нравственного воспитания образована социально-необходимыми требованиями общества - превратить в высокие нравственные внутренние побуждения каждого ребенка, такие как: долг, честь, совесть, достоинства. Духовно-нравственное становление человека зарождается с появлением на свет. У дошкольников образуются начальные нравственные представления и чувства, элементарные навыки морально-нравственного поведения. В школе этот труд проводится целенаправленно и систематически. Полученные ребенком в дошкольном возрасте фигуры поведения и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, нравственные навыки и эмоции являются той основой, на которой в первых классах происходит развитие свежих форм нравственных отношений, чувств, сознания и поведения. Возраст младших школьников обладает высокой чувствительностью к внешним влияниям, вере в реальность всего, чему учат. И воспитание происходит, сперва, в обычной жизни ребенка, в которой он привыкает придерживаться нравственных правил и может сам убедиться в их необходимости. Поэтому, духовно-нравственному воспитанию отдается все больше внимания.
Объектом исследования являются нравственные и личностные качества детей.
Предмет исследования - понимание детьми значений основных нравственных качеств: добро, зло, мужество и т.д.
Цель: рассмотреть основные моменты духовно-нравственного воспитания.
Выделен ряд задач, которые необходимо решить для достижения цели работы:
1. Осуществить теоретико-аналитический обзор научной литературы по теме духовно-нравственного воспитание детей.
2. Проанализировать методы и приемы духовно-нравственного воспитания детей в школе.
3. Изучить особенности
духовно-нравственного
Для реализации этих задач необходимо провести анализ научных литературных источников по выбранной проблематике.
В ходе работы над данной темой применялись теоретические методы.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей
Согласно Конституции РФ человек, его права и свобода являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.
Нынешний период в российской истории и образовании - время перемены значимых ориентиров. В конце двадцатого века в нашей стране случились как важные, положительные изменения, так и отрицательные, обязательные во времена огромных социально-политических изменений. Эти события оказали негативное влияние на всеобщую народную мораль, общегражданское понимание, на взаимоотношение общества и отдельного человека, государственному строю, законодательству, на отношения человека к человеку.
В момент смены ценностных аспектов рушится духовное единство общества, исчезают жизненные цели молодежи, происходит обесценивание ценностей старшего поколения, а также изменяются традиционные для страны нравственные установки и моральные нормы.
В нашей стране вышеуказанные времена были обусловлены скорым развалом советской идеологии, неосторожным и торопливым копированием западной жизни.
Вопреки принятым законодательством РФ общим приоритетам и ценностям, у жителей нашей страны тогда не сложилась определённая иерархия ценностных ориентиров, объединяющих россиян исторически, культурно и духовно.
В обществе был недостаток осознано воспринимаемых большинством граждан правил и принципов жизни, а также отсутствие творческих аспектов смысла жизни.
Основная роль в духовно-нравственном сплочении российского общества принадлежит образованию, оно укрепляет социальную солидарность, повышает уровень доверия человека к жизни в стране, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
1.1 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания детей
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция определяет:
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Духовно-нравственное развитие личности - это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
1.2 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали
как осознанной личностью
- развитие совести как
нравственного самосознания
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность
к сознательному личностному, профессиональному,
гражданскому и иному
- укрепление веры в
Россию, чувства личной
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной
ценности семьи как
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
1.3 Духовно-нравственное развитие и воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.