Жизненный цикл семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:50, контрольная работа

Краткое описание

Жизненный цикл семьи, семейный цикл, последовательность существенных в социальном и демографич. отношении состояний, в к-рых находится семья с момента её образования до того, как она прекратит своё существование. Понятие Ж. ц. с. возникло в 1930-х гг. в социологии сел. семьи, с 1950-х гг. применяется в демографич. исследованиях. Единой схемы Ж. ц. с. не существует, в зависимости от имеющегося материала они бывают более или менее подробными. Обычно выделяются след. фазы: до рождения детей, рост, сокращение, старение семьи.

Вложенные файлы: 1 файл

Жизненный цикл семьи.docx

— 71.83 Кб (Скачать файл)

Хорошо, когда границы  ясные, но проницаемые, известны правила  их перехода. Например, родители доступны в ночное время, если ребенок плохо  себя чувствует, заболел, ему приснился  страшный сон. Тогда он может позвать  их или прийти к ним в спальню. В этом случае родители не будут  сердиться, разберутся и помогут, но не до абсурда, — с собой в постель  в любом случае ребенка не положат. Если болезнь очень тяжелая, лучше  кому-то из родителей спать на отдельной  постели в комнате ребенка.

Вообще-то некоторые правила  перехода границ хорошо известны в  народной педагогике. Считается, что  ребенок не может перебивать взрослых, может вступить в разговор во время  паузы, должен отвечать на вопросы старших, но сам не может им задавать личных вопросов, только общеобразовательные. Родители могут спрашивать ребенка  про работу его желудка, а ребенок  после пяти лет у своих родителей  про их желудок спрашивать не должен, зато может спросить, почему люди не летают, как птицы. Бывают такие пытливые крошки.

 

Шестая стадия — это школьные годы детей

В это время семья  вплотную сталкивается с правилами  и нормами внешнего мира, отличными  от правил внутрисемейной жизни. Здесь  решаются вопросы о том, что считать  успехом, а что неудачей, как достичь  успеха, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и  соответствие общественным нормам и  стандартам. Для некоторых семей  выход ребенка в школу очень  меняет образ жизни.…

Семейный гомеостаз может  помешать семье измениться, изменить взаимодействия и взаимоотношения. Гомеостаз действует незаметно для людей.…

Глупо ждать, что ребенок  приспособится к школе сам, если семья не поддерживает его в этом новом качестве, не помогает ему  стать учеником. Когда семья только с тяжким вздохом помогает ребенку справиться с уроками, и при этом все ждут воскресений, каникул, лета и общей «расслабухи», то семья находится на другой стадии жизненного цикла — на дошкольной.

Половое созревание и кризис середины жизни

 

Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с половым созреванием у детей. Она начинается с переходного возраста первого ребенка. Ведущая потребность ребенка в это время — построить свою идентичность, ответить на вопрос «Кто я и куда иду?». Ответ «Я ребенок своих родителей» не годится для построения личной идентичности. Быть ребенком своих родителей недостаточно для того, чтобы эффективно приспособиться к быстро меняющимся условиям среды. Надо быть еще и самим собой. Узнать, найти какие-то новые модели жизни ребенок может только за пределами семьи, среди сверстников и посторонних взрослых. Функциональная семья способна отпускать подростка в мир и принимать его обратно. Она для подростка обеспечивает надежный тыл, убежище, реанимацию. Подросток в погоне за новым жизненным опытом часто рискует здоровьем и безопасностью. Пробует пить, курить (хорошо, если только табак), знакомится поближе с девочками-мальчиками (хорошо, если здоровыми). Очень важно, чтобы в семье были такие отношения, которые позволят подростку быть откровенным с родителями, обратиться к ним за помощью. Если семья не дает такой возможности, то риск для подростка возрастает. Дисфункциональной семье трудно создать ребенку надежный тыл, потому что за время жизни в ней ребенок стал выполнять определенные функции. Вероятнее всего, стал медиатором между своими конфликтующими родителями — с помощью своего здоровья, нарушений поведения, академической неуспеваемости, — уже занял какую-то функциональную нишу. Если подросток отлучается из семьи, его функции выполнять некому. И тогда семейный гомеостаз под угрозой, родители начинают категорически возражать против того, чтобы ребенок отдалялся от семьи, потому что медиатор им нужен по-прежнему.

Семья на этом этапе жизненного цикла должна решить важнейшую задачу: подготовить ребенка к отделению  от семьи, к самостоятельной жизни. Вот здесь именно та точка, где  проверяется жизнеспособность и  эффективность функционирования семейной системы. Если семья успешно справляется  с этой задачей, то она проходит между  Сциллой и Харибдой (стабильностью, гомеостазом, и изменением, развитием) и выплывает на спокойный простор  жизненного плавания. Рассмотрим этот период жизни семьи подробнее. Обычно период полового созревания у ребенка  совпадает с кризисом среднего возраста у родителей. Это означает, что  в то время, когда ребенок стремится  вырваться из-под семейного влияния, хочет перемен своей судьбы или  хотя бы течения жизни, его родители очень нуждаются в стабильности. Кризис середины жизни означает, что задачи, поставленные в молодости, решены: профессия выбрана и на профессиональном поприще достигнуты или не достигнуты некие результаты, семья создана, дети в значительной степени выращены, пора подводить пусть предварительные, но итоги. Делать это страшно, потому что итоги могут быть неутешительными. Одновременно становится ясно, что времени осталось не так уж много, силы убывают, признать себя неудачником невозможно и неизбежно. Неудачные дети — хорошее извинение: «Я не сделал значительной карьеры, потому что у меня были очень трудные (больные) дети и много времени уходило на них». Для сохранения родительской самооценки детям лучше быть нежизнеспособными. Как видно, на этом этапе жизненного цикла интересы детей и родителей прямо противоположны.

Если дети уходят из семьи  и, что еще хуже, становятся самостоятельными и успешными, то есть не нуждаются  во внимании и помощи родителей, то родители сталкиваются с необходимостью общаться непосредственно друг с  другом, лицом к лицу. Чтобы можно было жить, необходимо решить массу проблем, которые накопились, пока в семье были дети.

Многие скандалы откладывались  и превращались в памятники самим  себе, годами не решались сексуальные  проблемы и многое другое. Если не будет  оправдания в виде детей, то все эти  проблемы придется решать, что больно, неприятно и, кроме того, возможно, приведет к разводу. Гораздо проще  не позволять сепарацию (отделение  выросшего ребенка от родительской семьи) или позволять ее формально.

Например, ребенок формально  живет отдельно, или учится в колледже где-то в другом городе, или даже женился, но по семейным критериям он еще не встал на ноги, не достиг требуемого уровня доходов или не работает там, где, семья считает, он должен бы работать. Его неудачи — прекрасный стабилизатор для семьи.

Они также отвлекают  время и силы остальных членов семьи и позволяют не решать других семейных проблем. Если же ребенок тем не менее упорно движется к успеху, то есть масса способов заставить свернуть его с этого пути.

Способы привязывания детей  многочисленны. Всегда можно сказать: «Ты никому не нужна, кроме меня, никто тебя любить не будет так, как  я, потому что у тебя жуткий характер»  или еще что-нибудь в этом роде.

Подтекст такой:«Ты не сможешь выжить вдали от своей семьи». Как только дисфункциональная родительская семья сталкивается с тем, что ребенок готов к сепарации, она становится нестабильной и дезорганизованной. Учащаются конфликты, ухудшается самочувствие членов семьи. Это является для молодого человека сигналом, сообщающим ему, что его семье грозит опасность развала или, в лучшем случае, изменения структуры и привычных способов взаимодействия. Для того чтобы сохранить все в прежнем виде, он демонстрирует нарушенное поведение. Помимо специфических нарушений поведения могут развиваться хронические заболевания, иногда психические. Если учесть, что в норме дети переживают своих родителей, то проблема стабилизации семьи, по крайней мере до тех пор, пока живы родители, может быть решена.

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы

  1. Конспект статьи А.Я.Варги «Этапы развития семьи и детских проблем» в книге «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания», М., ОГИ, Прагматика культуры, 2006 г.
  2. Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985

Информация о работе Жизненный цикл семьи