Задачи, направления и методы исследований инженерной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 03:30, контрольная работа

Краткое описание

Всем известно, что благодаря НТР1 преобразовалась психологическая структура производственного труда. Также во время научно-технической революции, в результате усовершенствования автоматизированного труда, возникла и начала свое развитие направление в психологии, которое ставит своей главной целью исследование средств взаимодействия при помощи информации и процессы, происходящие между человеком и техникой. Это направление носит название «инженерная психология». Важнейшим ее составляющим являются процессы восприятия человеком и переработки оперативной информации, принятие им решений в условиях, ограниченные временем, компьютеризации всех отраслей управления и производства, возникновения и развития мобильной связи, а также минимизировании затрат различных видов ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Определение, объект и предмет инженерной психологии………………..4
2. Задачи и направления инженерной психологии…………………………...7
3. Методы исследования …………………………………………….....14

Заключение …………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………..…19

Вложенные файлы: 1 файл

Инженерная психология - вар 1.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева»

(СибГАУ)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Инженерная психология

 

 

НА ТЕМУ: Задачи, направления и методы исследований инженерной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнил: Андросова Елена Викторовна

                                                                      Группа ТЗ-01        

                                                                             Проверил:Старовойтова Евгения Николаевна

 

                                                                                               Доцент кафедры ИГН

 

 

 

Красноярск 2014

 

 

 

 

    

                                       

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………..3

1. Определение, объект и предмет инженерной психологии………………..4

2. Задачи и направления инженерной психологии…………………………...7

3.  Методы исследования …………………………………………….....14

 

Заключение …………………………………………………………..18

Список литературы………………………………………………..…19    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Всем известно, что благодаря НТР1 преобразовалась психологическая структура производственного труда. Также во время научно-технической революции, в результате усовершенствования автоматизированного труда, возникла и начала свое развитие направление в психологии, которое ставит своей главной целью исследование средств взаимодействия при помощи информации и процессы, происходящие между человеком и техникой. Это направление носит название «инженерная психология». Важнейшим ее составляющим являются процессы восприятия человеком и переработки оперативной информации, принятие им решений в условиях, ограниченные временем, компьютеризации всех отраслей управления и производства, возникновения и развития мобильной связи, а также минимизировании затрат различных видов ресурсов.

В настоящее время инженерная психология переживает период бурного развития, накопления и упорядочения эмпирических данных, возникновения новых теорий и гипотез. Происходит процесс становления инженерной психологии как самостоятельной науки. В этих условиях возникает значение методологических проблем инженерной психологии.

 Методологические проблемы  в период активного развертывания  инженерно-психологических исследований, характеризующихся переходом от собирания отдельных эмпирических факторов к их упорядочению и систематизации, помогают выделить объект и предмет исследования, определить методы их изучения, определить принципы раскрытия закономерностей и исследуемой области явлений, установить место данного направления в системе наук. В конечном итоге методология науки - это ее идейные позиции, определяющие назначение, направление и содержание всех ее исследований.

 

 

  1. Определение, объект и предмет инженерной психологии

 

Инженерная психология возникла в 40-х гг. 20 в. и первоначально развивалась как направление традиционной психологии труда, основным объектом которой было исследование непосредственного взаимодействия человека с предметами и орудиями труда (инструменты, станок, конвейер, средства транспорта и т. п.). Задачи Инженерная психология сводились в основном к критическому анализу ошибок проектирования оборудования или подготовки операторов и выявлению факторов, влияющих на эффективность систем «человек и машина». Были выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию пультов управления, шкал приборов, средств индикации и т. п. Становление Инженерная психология как самостоятельной научной психологической дисциплины было обусловлено автоматизацией производства и развитием средств дистанционного контроля и управления.

Как и любая другая научная дисциплина, инженерная психология имеет объект и предмет своего исследования. Объектом науки признается та сторона действительности, на изучение которой и направлена данная наука. Предмет же представляет собой ту сторону объекта науки, какой он представлен в ней.

Инженерная психология - это отрасль психологии, использующая знания психологической науки в практической деятельности.

Инженерная психология - наука, изучающая системы «человек - техника» с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:

- конструирования техники и  организации управления технологическим процессом;

- подбора людей, обладающих необходимым  уровнем индивидуально-психологических  профессионально-важных качеств  для работы с определенной техникой;

- профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.

Главным объектом исследования всей системы психологических дисциплин является человек, его психические процессы состояния и свойства.

Объектом инженерной психологии является «человек оператор, человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с машиной, предметом труда и внешней средой посредством дистанционного управления».2 (М. А. Котик)

Инженерная психология тесно связана с психологией труда. Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметам и орудиями труда, с физической и социальной средой.

Описывая процессы взаимодействия человека и техники, инженерная психология в своем развитии прошла несколько этапов: 1) приспособление техники к человеку; 2) приспособление условий труда к человеку; 3) передача трудовых функций человека технике.

Техническое перевооружение производства приводит к изменению функций и роли человека в производственной деятельности. Человек передает машине ряд трудовых функций и получает новые возможности: он начинает регулировать и контролировать огромные потоки энергии и информации, сложные технологические процессы.

Следовательно, возрастает уровень ответственности человека за ошибку управления и значение человеческого фактора при разработке новой техники и эксплуатации и организации современных технологических процессов.

При организации взаимосвязи человека и машины основная роль принадлежит уже не столько анатомическим и физиологическим, сколько психологическим свойствам человека, обеспечивающим информационное взаимодействие человека и техники. Такое взаимодействие и является предметом инженерной психологии.

Инженерная психология - научная дисциплина, системно изучающая взаимодействие человека и техники.

Решая вопросы согласования человека и техники как элементов единой системы, инженерная психология обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процессом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих технику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, анатомии, антропометрии, биомеханики.

 Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художественное конструирование и др.

 Инженерная психология составляет  также ядро обширной области  научного знания, получившей название эргономики. Под эргономикой следует понимать научную и проектировочную дисциплину, сформировавшуюся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук. Границы этой области очерчиваются в основном междисциплинарными связями инженерной психологии. Эргономика обычно рассматривает системы “человек – техника – среда”, усиливая таким образом прежде всего физиолого-гигиенический аспект исследований и рекомендаций. Не отрицая правомерности такого понятия исследуемой системы, отметим лишь, что используемое в инженерной психологии понятие системы “человек – техника” основано на положении, что всякая система функционирует в условиях внешней среды, способных оказывать то или иное воздействие на систему. Учет факторов внешней среды всегда был обязательным при инженерно-психологических исследованиях и практических разработках системы “человек – машина”.

 Необходимо отметить, что инженерно-психологические исследования трудовой деятельности человека, деятельности, связанной с новой и новейшей техникой, имеют высокую значимость в общем плане познания человека. Трудовая деятельность (активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности) характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с окружающими физической, биологической и социальной средами.

 

2. Задачи и направления инженерной психологии

Теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности (носителя предметно-практической деятельности и познания, источника активности, направленной на объект), с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в деятельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах “человек – техника”. В инженерно-психологических исследованиях, как правило, уделяется большое внимание выяснению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии.

 Практические задачи инженерной  психологии касаются согласования  человека и техники как элементов  единой системы. Под согласованием  понимается, во-первых, максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса); во-вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и профессиональной подготовленности); в-третьих, рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах “человек – техника”.

Основными задачами инженерной психологи являются:

 1.Анализ функций человека в СЧМ (система-человек-машина), изучение структуры и классификация деятельности оператора.

2. Изучение процессов преобразования информации человеком-оператором, которое включает: прием информации, переработку информации, принятие решения, осуществление управляющих воздействий.

3.Разработка принципов построения рабочих мест операторов.

4.Изучение влияния психологических факторов на эффективность СЧМ.

5. Разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ, которая включает: профессиональный отбор, обучение, тренировку, формирование коллектива.

6. Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ. Эта задача является обобщающей и при ее реализации используются результаты, полученные при решении всех предыдущих задач.

 7.Определение экономического эффекта инженерно-психологических разработок.

 Рассмотренные задачи решаются  как на этапе проектирования, так и на этапе эксплуатации СЧМ.

 В более конкретном плане  проблематика инженерной психологии  может быть разделена на ряд направлений:

 – методологическое;

 – психофизиологическое;

 – системотехническое;

 – эксплуатационное.

Методологическое:

 – определение предметов и целей исследований;

 – разработка методов исследований;

 – разработка принципов исследований;

 – установление места инженерной  психологии в системе наук.

Психофизиологическое:

 – изучение характера оператора;

 – анализ деятельности оператора;

 – оценка характеристик выполнения отдельных действий;

 – изучение состояний оператора.

Системотехническое:

Информация о работе Задачи, направления и методы исследований инженерной психологии