Задачи социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение задач социальной психологии.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи исследования:
1) проведения анализа теоретических и практических задач социальной психологии;
2) рассмотрение прикладных задач данной науки;
3) установление связи между задачами социальной психологии и проблемами общества, ее феноменами.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические и практические задачи социальной психологии………..………….5
2 Прикладные задачи социальной психологии….….………………………………....8
3. Связь задач социальной психологии и проблем общества (феноменов)………...11
3.1 Феномен толпы………………………………………………………………...…...12
3.2 Феномен терроризма ………………………………………………………………13
3.3 Феномен власти………………………………………………………………….....14
3.4 Феномен политики……………………………………………………..…………..15
Заключение……………………………………………………………………………..16
Глоссарий……………………………………………………………………………….18
Список использованных источников……..…

Вложенные файлы: 1 файл

КР Социальная психология.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

3. Связь задач социальной психологии  и проблем общества (феноменов)

Приложения социально-психологических знаний раскрываются в многочисленных сферах современного общества. Многие явления, открытых традиционной социальной психологией, характерны для любого типа общества, это и межличностные отношения, и коммуникативные процессы, а так же лидерство и сплоченность. Говоря о данном факте, нужно иметь в виду два обстоятельства [10].

Явления приобретают совершенно иное содержание в различных социальных условиях. Процессы остаются прежними, люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки, но содержание различных форм взаимодействия, установки по отношению к определенным общественным явлениям, теперь определяются через содержание конкретных отношений. Именно так анализ традиционных проблем приобретает новые грани. Содержательность рассмотрения социально-психологических проблем вызвана общественными потребностями [11].

Социальные реалии порождают необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем.

Рассмотрим ряд общепризнанных проблем общества, так называемых феноменов.

3.1 Феномен толпы.

Понятие толпы в психологии рассматривается как скопление  людей, которые лишены ясно осознаваемой общности цели и организации, при  этом люди связаны между собой  сходным эмоциональным состоянием и общим для них центром, к которому привлечено их внимание [13]. Социально-психологических феномена, которые порождают взаимодействие людей в толпе, два. Главным феноменом является повышенная внушаемость. Вера всему характерна для человека толпы, снижается до минимума критичность его мышления, сопротивление общим для толпы убеждениям нулевое. Человек толпы верит в самый нелепый заговор, не  требуя доказательств, причем простота и нелепость выдумки увеличивает шансы на успех. Подавленными оказываются логика и здравый смысл, осознание последствий, которые могут быть плачевными, страх, стыд и совесть. Поведение человека в толпе подчиняется принципу "быть как все". Человек лишается своего мнения и способен откликаться только на то, что слышит. Вторым феноменом является потребность в простых решениях. Толпа не ищет причины тех или иных явлений, а так же конкретные пути решения волнующих ее проблем, она быстро находит виноватого. Заражение толпы эмоциями гнева не требует больших усилий, достаточно довести толпе абсолютное знание о том, кто прав, а кто виноват, и что нужно сделать для чудесного разрешения проблемы. А когда толпа достигает определенного объема, при наличии определенных условий, возникает массовая истерия [15].

В психологии выделяют несколько  основных видов (подвидов) толпы. Легкая превращаемость толпы из одного вида (подвида) в другой является наиболее важным ее свойством. Хотя превращение толпы происходит спонтанно, проводимое социальной психологией, исследование типичных закономерностей и механизмов таких превращений, позволяет получить рекомендации по умышленному манипулированию поведением толпы, даже в авантюристических целях, а главное - рекомендации по сознательному предотвращению и прекращению особо опасных действий.

3.2 Феномен терроризма.

Процессы групповой динамики, стереотипизации, социального сравнения, групповой идентичности, этноцентризма, групповой идеологии и культурные факторы привлекают к себе особое внимание при социально-психологическом анализе причин терроризма, в том числе суицидального. Для членов террористических групп характерны изолированность, постоянная угроза преследований, это в большей мере усиливает сплоченность, групповое давление, конформность, влияние лидера на остальных членов группы, а также способствуют развитию феноменов «группового мышления»: групповой поляризации, размывания ответственности, недооценки последствий, сдвига к риску, туннельного видения. А необходимость конспирации делает границы группы изнутри непроницаемыми. Любой, пытающийся покинуть группу, угрожает безопасности остальных ее членов [15]. Именно данные внутригрупповые факторы снижают социальное влияние, которое могут оказать на членов террористических групп их близкие родственников, друзья, старейшины и религиозные авторитеты, приводя практически к полной изоляцией. Основные усилия социальной психологии для разрешения столь специфической прикладной задачи должны быть направлены не только на выявление потенциальных террористов-смертников, а на разработку масштабных социальных программ, позволяющих изменить отношение к терроризму. Политические группы с низким статусом должны получить доступ к открытому обсуждению наиболее острых социальных проблем, в том числе проблем культурных различий и ксенофобии, последствий войны и безработицы. Вкладом социальных психологов в программы противодействия терроризму может быть организация совместных культурных программ в рамках «дипломатии второго пути», расширение программ международного академического обмена, развитие ценностей культуры мира в школах и повышение компетентности молодого поколения в данных вопросах.

3.3 Феномен власти.

Власть как аспект выражения господства и подчинения в отношениях между людьми, является одним из фундаментальных начал общества и его структурных уровней [13]. Она проявляется везде, где имеются объединения людей, устойчивые по своей структуре, такие как семья, организация и учреждения, государства и международные коалиции. Власть – это многомерное явление. Феномен власти, неравномерность ее распределения между людьми, социальными группами и государственными институтами всегда находили столько объяснений, обоснований и сомнений, сколько не вызывало никакое другое явление. Проявление власти приводит к сложностям, основой которых является ситуация постоянного социального конфликта, вызванного несовместимостью целей различных людей или средств их достижения. Понятие власть обычно связывают с представлениями о принуждении, угнетении, насилии или несправедливом господстве. Однако к власти относятся и позитивно или хотя бы нейтрально, при оценивании таких явлений, как законное руководство, авторитет, признанное лидерство, влияние, воспитание, примирение интересов, групповая солидарность. Социальная психология призвана дать рекомендации по эффективности власти, проявляющаяся при постоянно функционирующей обратной связи, по которой поступает поток информации о целесообразности и эффективности властных решений.

3.4 Феномен политики.

Специфическим видом деятельности субъектов социума, связанным с борьбой за власть, распределением ценностей, управлением государственными и общественными делами является политика. В политике интересы разных групп, с одной стороны, сталкиваются, а с другой - соединяются. В целом политика призвана выражать интегрированный интерес общества. Цель политики есть обеспечение господства одних общественных групп над другими, одних интересов - над другими, или же согласования социальных интересов, по средствам права, силы и морали. Назначение данного феномена в направлении всех слоев общества, объединенных общими интересами, на решение важных общественно-государственных заданий. Социальная психология осознает цель и назначение политики через изучение таких психических компонентов в политической жизни общества как настроения, мнения, чувства и ценностные ориентации. Социальный психолог дает рекомендации как данные компоненты формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов, а так же реализуются в их конкретных политических действиях [13].

Заключение

В курсовой работе мы постарались  раскрыть задачи социальной психологии, которые так или иначе нашли свое отражение в исследованиях ученых К. Левина, Г.М. Андреевой, А.Л. Свенцицкого, А. Бандура, П.С. Гуревич, Е.П. Белинской, В.М. Бехтерева, А.Р. Лурия, В.Г. Крысько, Л.Д. Столяренко, Р.С. Немова и других.

Были рассмотрены теоретические  и практические задачи, конкретные прикладные задачи, а так же связь  задач и проблем общества, его  феноменов.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы:

- так как социальная  психология является наукой, возникшей на стыке социологии и психологии, она рассматривает и свой предмет и стоящие перед данным учением задачи двойственно. Существование двух социальных психологий, а значит и множественность мнений о предмете и задачах, характерны не только для развития данной науки в России, но и в зарубежных странах, и споры не утихли до сих пор;

- задачи социальной  психологии разделяются на теоретические  и практические, которые в свою  очередь, не отрицая зарубежного  социально-психологического опыта, призваны определить основные проблемы современного общества, которое постоянно меняется;

- именно общество дает  социальной психологии почву  для исследований, обозначая актуальные  для него проблемы;

- прикладные задачи  социальной психологии находят  свою реализацию через практическую социальную психологию, которую иногда называют «социально-психологическим вмешательством»;

- социальная психология, реализуя свои задачи, призвана  не только исследовать проблемы  общества, но и предугадывать  их появление;

- социальный психолог анализирую ситуации, происходящие в обществе, готовит определенные рекомендации для разрешения проблем или минимизации вреда;

- связь задач социальной психологии  и проблем общества неразрывна, ведь данное учение сознательно  предотвращает опасные последствия через призму таких феноменов как феномен толпы, феномен власти, феномен политики и феномен терроризма.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Большая группа

количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаках (пола, возраста, национальности и т.п.)

2

Власть

аспект выражения господства и  подчинения в отношениях между людьми

3

Задача

отраженная в сознании или объективированная  в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знаний и опыта

4

Заражение

процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта

5

Коллектив

группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшей в  процессе  социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития

6

Малая группа

относительно небольшое число  непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами

7

Толпа

скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством  эмоционального состояния и общим  центром внимания

8

Традиция

исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления

9

Установка

готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту

10

Этнический конфликт

форма межгруппового конфликта, когда  группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку


 

Список использованных источников

1

Андреева, Галина Михайловна. Зарубежная социальная психология XX столетия [Электронный ресурс] /  Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 286 с. – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/

2

Андреева, Галина Михайловна. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений [Электронный ресурс] / Г.М. Андреева.-5-е изд. Испр. И доп.- М.: Аспект Пресс, 2004. – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/

3

Бандура, Альберт. Теория социального научения [Текст] / Пер. с англ. Под ред. Н.Н. Чубарь. - СПб. : Евразия, 2000. ISBN 5-8071-0040-9

4

Белинская, Елена Павловна. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Серия: Высшее профессиональное образование : 2009. – 304 с. ISBN: 978-5-7695-5883-2

5

Бехтерев, Владимир Михайлович. Избранные работы по социальной психологии [Текст] / Отв. ред. Е.А. Будилова, Е.И, Степанова; РАН, Ин-т психологии, - М.: Наука, 2003. ISBN 5-02-013392

6

Гуревич, Павел Семенович. Психология и педагогика: Учебник для вузов [Текст] / П.С. Гуревич. – М. : Юнити, 2005. ISBN 5-901660-34-X

7

Крысько, Владимир Гаврилович. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. [Текст] / В.Г. Крысько. СПб. : «Питер», 2008. ISBN: 5-469-00181-4, 978-5-469-00181-2, 5469001814, 978-5-469-00181-4

8

Левин, Курт. Теория поля в социальных науках: пер. с англ. [Электронный  ресурс] / К. Левин. – СПб. : «Сенсор», 2003. Режим доступа: http://www.razym.ru/naukaobraz/psihfilosofiya/181773-levin-k-teoriya-polya-v-socialnyh-naukah.html.

9

Лурия, Александр Романович. Лекции по общей психологии. [Текст] / Лурия А.Р. СПб. : изд. Питер; 2007 ISBN 978-5-94723-559-3, 5-94723-559-5

10

Миглрэм, Стенли. Эксперимент в  социальной психологии [Электронный  ресурс] / С. Миглрам. - СПб.: Питер, 2000. Режим доступа: http://palsh.nm.ru/milgrem.htm

11

Немов, Роберт Семенович. Общие основы психологии. [Электронный ресурс] / Р.С. Немов. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС ISBN: 5-691-00552-9 2008. Язык: Русский Формат: RTF Размер: 13,3 МБ. - Режим доступа: http://freebooks.net.ua›…humanitarni…rs…v…obshhie-osnovy…

12

Парыгин, Борис Дмитриевич Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Электронный ресурс] / Б.Д. Парыгин. ИГУ П. - СПб. : ИГУП, 2003. Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/19661

13

Петровский, Артур Владимирович. Краткий  психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Дон : Феникс, 1999. - 512 с.  ISBN 5-222-00239-Х

14

Свенцицкий, Анатолий Леонидович. Социальная психология: Учебник. [Электронный ресурс] / А.Л. Свенцицкий. М.: ООО ТК Велби, 2005. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/11181/

15

Столяренко, Людмила Дмитриевна. Основы психологии: (учеб. пособие для вузов).-19-е изд.- [Электронный ресурс] / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2008. ISBN 5-222-01548-3 Режим доступа: http://opac.mpei.ru/notices/index/IdNotice:59505/Source:default

Информация о работе Задачи социальной психологии