Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 19:41, реферат
Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также начавшие развиваться позднее психология детей с недостатками
1. Введение
2. Изучение проблемы задержки психического развития (ЗПР)
3. Типы задержек психического развития
4. Отграничение ЗПР от педагогической запущенности и умственной отсталости
5. Трудности обучения детей с ЗПР и способы коррекции
6. Заключение
7. Литература
При отсутствии органической
или выраженной функциональной недостаточности
центральной нервной системы
отставание в развитии детей, относящихся
к перечисленным трем формам, во
многих случаях может быть преодолено
в условиях обычной школы (особенно
если педагог осуществляет индивидуальный
подход к таким детям и оказывает
им дифференцированную помощь в соответствии
с их особенностями и потребностями)
Последняя, четвертая, группа – самая многочисленная – это задержка психического развития церебрально-органического генезиса.
Причины – различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.
Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма, причины которого не всегда ясны.
Таким образом, органический инфантилизм – это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга. При этом отмечаются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы: неспособность к произвольному сосредоточению на интеллектуальной деятельности, преобладание игровой мотивации.
Однако у детей этого
типа отмечаются и черты органического
поражения ЦНС: инертность психических
процессов, неловкость моторики. При
обследовании этих детей отмечается
высокая ориентация на реакцию взрослого,
стремление заслужить похвалу
Если говорить о том, какие
же вообще недостатки психического развития
наблюдаются у детей
Существенным проявлением задержки психического развития является очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности, во всех ее видах. Это наблюдается и в восприятии, и в мыслительной деятельности, и в конструктивной деятельности, и даже в игре.
Низкий уровень активности служит как бы полупроницаемым барьером по отношению к воздействиям окружающего мира и является одной из причин того, что в психическом развитии детей этой категории очень отчетливо проявляется закономерность, общая для всех видов нарушенного развития, - снижение, по сравнению с нормой, скорости и уменьшение объема приема и переработки информации. В значительной мере в результате этого у них замедленно формируются представления, понятия, различные навыки и умения.
В целом, для детей с
задержкой психического развития характерна
личностная и эмоционально-волевая
незрелость, что сочетается с выраженной
зависимостью от мнения взрослых и
сверстников. За счет задержки развития,
недостаточности умений и навыков,
эти дети с первых месяцев учебы
попадают в разряд неуспевающих, что
приводит к негативной оценке ребенка
со стороны учителя и
Таким образом, возникают вторичные нарушения поведения и невротические расстройства. Задачей школьного психолога является, прежде всего, выявление детей с задержкой психического развития, определение типа задержки и постановка вопроса о рациональных методах обучения такого ребенка.
3.Отграничение ЗПР от педагогической запущенности и от умственной отсталости.
Задержка психического развития,
несмотря на многообразие ее проявлений,
характеризуется рядом
В целом, при своевременной
и адекватной коррекционной работе
задержки психического развития обратимы.
Их стойкость зависит от того, лежат
ли в их основе эмоциональная зрелость
(психический инфантилизм); низкий
психический тонус (длительная астения);
нарушения познавательной деятельности,
связанные со слабостью памяти, внимания,
подвижности психических
4. Трудности обучения
детей с ЗПР и способы
Наилучшие результаты в плане коррекции психического развития достигаются в ом случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в первый класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. Если помощь, оказываемая детям с задержкой психического развития в классах выравнивания, дает хорошие плоды, то нетрудно предположить, насколько результативнее могла бы быть квалифицированная помощь, полученная детьми в дошкольном возрасте.
Дети с ЗПР, поступающие
в школу, имеют специфические
особенности психолого-
Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается, прежде всего, в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой – к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда – в различных формах отклоняющегося поведения.
Вопрос об обучаемости тесно связан с типом задержки психического развития. При гармоническом инфантилизме, микросоциальной запущенности и соматической задержке психического развития оптимальным является обучение в так называемых «классах выравнивания» с программой, включающей игровые методы обучения, меньшей наполняемостью классов. Работа психолога с детьми в этих классах должна включать игры, направленные на формирование волевой регуляции, способности к планированию деятельности, регуляции эмоций.
Для детей с органическим
инфантилизмом и церебрально-
Таким образом, при задержках
психического развития разного
генезиса чаще всего сочетаются симптомы
замедленного развития одних психических
процессов, относительно стойкого недоразвития
других и повреждения структуры
и динамики третьих. Эффективная
динамика развития детей намечается
тогда, когда своевременно осуществляется
клиническая, психологическая и
педагогическая диагностика и реализуется
необходимая психологическая
6.Заключение
Уже в раннем детстве, с
самых первых дней жизни ребенка
с повреждением сенсорных органов
или центральной нервной
Задержка психического развития
– это замедление темпа развития
психики ребенка, которое выражается
в недостаточности общего запаса
знаний, незрелости мышления, преобладании
игровых интересов, быстрой пресыщенности
в интеллектуальной деятельности. ЗПР
является пограничным состоянием
между нормой и дебильностью. Реальной
проблемой становится различение возрастной
нормы и задержки психического развития
при поступлении ребенка в
школу, а также в течение обучения
в младших классах и
Психологическое изучение средств
эффективной коррекции
7. Литература
1. Белопольская Н.Л., Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. –М., Издательство «УРАО», 1999.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С., Дети с временной задержкой психического развития. Учителю о детях с отклонениями в развитии. –М., Просвещение, 1967
3. Демьянов Ю.Г., Диагностика психических нарушений. Практикум.
- СП б., «М и М» ТОО «Респекс», 1999
4. «Детский практический психолог» под ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А., - М., «Академия», 2001
5. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., Курс лекций по детской патопсихологии. –Ростов н/Д, «Феникс», 2000
6. Петрова В.Г., Белякова И.В., Психология умственно отсталых школьников. –М., «Академия», 2004
7. Специальная психология. под ред. Лубовского В.И., -М., «Академия», 2003
8. Хухлаева О.В., Основы психологического консультирования и психологической коррекции. –М., «Академия», 2001.