Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:53, реферат
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.
Задержка психического развития (ЗПР). Виды и диагностика ЗПР.
Задержка психического развития является наиболее распространенной психической проблемой среди детей. Зачастую ЗПР не является заболеванием и характеризуется лишь небольшим отставанием ребенка в развитии. Обычно обнаруживают, когда ребенку исполняется 6-7 лет, и он идет в школу. Дети с ЗПР несколько отстают от сверстников, хуже усваивают школьные знания, имеют проблемы с дисциплиной и предпочитают игровую деятельность учебной.
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Значительное
отставание и своеобразие обнаруживается
в мыслительной деятельности. У всех
детей с ЗПР наблюдаются
Степень задержки развития психических функций может варьировать от легкой - до выраженной.
- При легкой
степени становление
- При средней степени становление возрастных двигательных и речевых навыков, эмоциональных реакций, ручных умений, коммуникативных взаимодействий и других нервно-психических функций задерживается более чем на один возрастной период;
- При тяжелой степени отставание в приобретении возрастных навыков превышает два возрастных периода.
Главные клинические признаки ЗПР:
Различают
- Первичные задержки - это наиболее распространенные нарушения развития. В их основе лежат травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания и др.), приводящие к негрубому поражению головного мозга, не достигающему четкого органического дефекта.
- Вторичные задержки развития возникают на фоне первично неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (например, при пороках сердца) из-за обменных нарушений и связанных с ними токсическими и гипоксическими воздействиями.
Выделяются четыре основных типа задержки психического
развития:
1)задержка психического
развития конституционального
2)задержка психического развития соматогенного генеза;
3)задержка психического развития психогенного генеза;
4)задержка психического
развития церебрально-
• Задержка психического развития конституционального генеза. К данному
типу ЗПР относят
• Задержка психического развития соматогенного генеза.
Данный тип задержки психического развития обусловлен хроническими
соматическими заболеваниями внутренних органов ребенка — сердца, почек,
печени, легких, эндокринной системы и др. Часто они связаны с хроническими заболеваниями матери. Особенно негативно на развитии детей сказываются тяжелые инфекционные, неоднократно повторяющиеся заболевания в их первый год жизни. Именно они вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, задерживают формирование навыков самообслуживания, затрудняют смену фаз игровой деятельности.
• Задержка психического развития психогенного генеза.
Данный вид ЗПР связывается с неблагоприятными условиями воспитания,
ограничивающими, либо искажающими стимуляцию психического развития ребенка на ранних этапах его развития. Отклонения в психофизическом развитии детей при данном варианте определяются психотравмирующим воздействием среды. Его влияние может сказаться на ребенке еще в утробе матери, если женщина испытывает сильные, длительно действующие негативные переживания. ЗПР психогенного генеза может быть связана с социальным сиротством, культурной депривацией, безнадзорностью. Очень часто данный тип ЗПР возникает у детей, воспитываемых психически больными родителями, прежде всего матерью. Нарушения познавательной деятельности у таких детей обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики. У одних детей наблюдается агрессивность, непоследовательность действий, необдуманность и импульсивность поступков, у других — робость, плаксивость, недоверчивость, страхи, отсутствие творческого воображения и выраженных интересов.
Эффективность коррекционных мероприятий при данном типе ЗПР напрямую связана с возможностью перестройки неблагоприятного семейного климата и преодоления отвергающего ребенка типа семейного воспитания.
• Задержка психического развития церебрально-органического генеза.
Встречается у детей наиболее часто, и он же вызывает у детей наиболее выраженные нарушения в их эмоционально-волевой и познавательной деятельности в целом.
Прогноз задержки психического развития церебрально-органического генеза в значительной степени зависит от состояния высших корковых функций и типа возрастной динамики его развития.
Первичные стойкие и обширные расстройства программирования, контроля и инициирования произвольных видов психической деятельности требуют отграничения их от умственной отсталости и других серьезных психических расстройств.
Этим детям необходим особый подход.
Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:
1.
Соблюдение определенных
занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении,
обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение
таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
3. Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно
продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим,
включать в план занятий физкультминутки.
4. Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка
и применять индивидуальный подход.
Информация о работе Задержка психического развития (ЗПР). Виды и диагностика ЗПР