Законы зрительного восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 17:35, реферат

Краткое описание

Восприятие - это процесс отражения предметов и явлений в нашем сознании в форме образов при непосредственном действии объектов на органы чувств.
Благодаря зрению человек воспринимает форму, величину, объем и пространственное положение предметов.
В основе восприятия формы предмета лежит изображение его на сетчатке глаза, которое является копией предмета в силу оптического устройства органа зрения.

Вложенные файлы: 1 файл

Восприятие.docx

— 631.59 Кб (Скачать файл)

Восприятие - это процесс отражения предметов и явлений в нашем сознании в форме образов при непосредственном действии объектов на органы чувств.

Благодаря зрению человек воспринимает форму, величину, объем и пространственное положение предметов.

В основе восприятия формы предмета лежит изображение его на сетчатке глаза, которое является копией предмета в силу оптического устройства органа зрения.

Восприятие величины предмета осуществляется на основе образования связей между величиной изображения на сетчатке глаза и напряжением глазных мышц, устанавливающих зрительные оси глаз на предмет, находящийся на определенном расстоянии.

Восприятие объема, глубины и удаленности предметов достигается посредством бинокулярного зрения.

К свойствам восприятия относится предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия и апперцепция.

Предметность восприятия выражается в акте объективации, т.е. отнесенности предметов к объектам внешнего мира. Предметность формируется на основе двигательных процессов, обеспечивающих контакт с самим предметом.

Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения отдельных качеств предмета, получаемых в виде различных ощущений

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие не является простой суммой наших мгновенных ощущений (ощущений в каждый конкретный момент времени). Мы воспринимаем обобщенную структуру ощущений, которая формируется в течение некоторого времени.

Свойство константности восприятия состоит в способности анализаторной системы воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные даже при изменении внешних условий восприятия. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов1 [4].

 

2. Законы зрительного восприятия

 

Восприятие  человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным  законам.

Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится в основном к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира.

Человек, следя глазами за движущимся объектом, концентрирует на нем свой взор, и, пока объект находится в состоянии покоя, мышцы глаз также сохраняют это состояние. Но как только объект начинает перемещаться, тотчас же и мышцы переходят в состояние движения и повторяют направление, траекторию и динамику движения объекта в поле зрения.

первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах2 [6].

Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением. Приведем в качестве иллюстрации этой идеи результаты одного весьма показательного эксперимента.

В данном опыте людям с нормальным зрением предлагалось некоторое время носить очки, искажающие воспринимаемое пространство, формы и расположение в нем предметов. Выяснилось, что человек, только что надевший такие очки, вначале видит окружающие предметы в искаженном свете, т.е. именно так, как его восприятие оптически изменяют очки. Однако затем сознание человека постепенно научается не замечать, корректировать оптические искажения и человек начинает видеть вещи обычным для него способом, как если бы зрительно воспринимаемое пространство в действительности оптически не было искажено. Со временем индивид вовсе перестает замечать имеющиеся у него очки. Однако когда он внезапно снимает их, то некоторое время его обычное зрение оказывается искривленным сообразно тому, как раньше изменяли восприятие носимые им специальные очки.

Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Этот факт иллюстрирует следующий опыт. Людей погружали в сосуд с водой, температура которой была весьма комфортной. Человек, оказавшийся в такой воде, не имел возможности ничего видеть и слышать в течение довольно длительного времени. Специальное покрытие, которое было на его руках, не позволяло получать в достаточном количестве и осязательные ощущения. В этих условиях у испытуемых отмечались заметные изменения восприятия. У них возникали галлюцинации и нарушения восприятия времени. Когда период сенсорной изоляции заканчивался, то у многих испытуемых обнаруживалась, кроме того, общая утрата ориентации в пространстве и времени. Люди, прошедшие через эти опыты, оказались неспособными сразу после их окончания отчетливо воспринимать формы предметов. Так же существенно изменилось у них и восприятие цвета.

Из этих опытов Д.Бом делает следующий вывод: «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой»3 [2]. Подобного рода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции, создается и развивается с детства. В других источниках указывается, что законы   восприятия  – это экспериментально установленные принципы, в соответствии с которыми из множества раздражений, получаемых мозгом, выделяется осознаваемая фигура4[3].

В качестве фигуры обычно выделяется то, что имеет для человека какой-то смысл, что связано с прошлым опытом, предположениями и ожиданиями воспринимающего человека, с его намерениями и желаниями. Это показано во многих экспериментальных исследованиях, но конкретные результаты существенно изменили взгляд на природу и процесс  восприятия.

А.А.Крыловым называется закон  последействия фигуры и фона. Константность  восприятия. Человек предпочитает воспринимать (осознавать) то, что уже ранее видел. Это проявляется в серии  законов.  Закон  последействия фигуры и фона гласит: то, что однажды человек воспринял как фигуру, имеет тенденцию к последействию, т. е. к повторному выделению в качестве фигуры; то, что однажды было воспринято как фон, имеет тенденцию и далее восприниматься как фон. Далее он рассматривает некоторые эксперименты, демонстрирующие проявление этого  закона.

Закон  константности  восприятия  также говорит о влиянии прошлого опыта на восприятие: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы как неизменные. Мы удаляемся от предметов или приближаемся к ним – они в нашем восприятии не изменяются в размерах.

Влияние на восприятие ожиданий и предположений. Еще один принцип восприятия: человек воспринимает мир в зависимости от того, что ожидает воспринять. На процесс выделения фигуры влияют предположения людей о том, что может быть им предъявлено. Мы гораздо чаще, чем сами представляем, видим то, что ожидаем увидеть, слышим то, что ожидаем услышать, и т. п. Законы визуального восприятия достаточно полно исследованы в работах американского эстетика и психолога Рудольфа Арнхейма (Rudolf Ar№heim), использовавшего принципы и методологию гештальт психологии5.

В частности речь идет например о следующих законах.

Закон: Компенсация воображением неотчетливых зрительных ситуаций. При неотчетливых ситуациях зрительно воспринимаемая модель перестает определять содержание того, что мы воспринимаем, и более действенными и эффективными становятся субъективные факторы, такие как центр внимания зрителя или его предпочтение в какую-либо сторону.

Закон: Силовая структура квадрата Вес зависит от месторасположения изобразительного элемента в рамке кадра. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, либо расположенный на вертикальной оси, проходящей по центру композиции, композиционно весит меньше, чем элемент, находящийся вне основных линий, указанных на структурном плане

Закон: Динамика главной диагонали. Направление диагонали, идущей от левого нижнего в правый верхний угол, воспринимается как восходящее и набирающее высоту, направление же другой диагонали - представляется нисходящим. Любой изображаемый предмет выглядит тяжелее, если он находится в правой стороне картины.

Закон: Доминирование начала движения слева направо Левая сторона считается более предпочтительной для начала движения. Пример: Некоторые исследователи театра отмечали, что, как только поднимается занавес, зрители начинают смотреть в левую сторону сцены. Большинство письменностей основано на знаковых последовательностях слева направо.

Закон: Различия вида слева и справа Существует различие между «важным» и «центральным» слева и «тяжелым» и «бросающимся в глаза» справа.

Закон: Доминирование вида справа Вид справа является более отчетливым, поэтому именно в данной области происходит восприятие наиболее выделяющихся из окружающей среды предметов.

 

3. Феномены, иллюзии зрительного восприятия

 

Феномены  восприятия, в особенности объединение  восприятии  по некоторым принципам в связные единства, лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии.

Самый важный из этих принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным (рис).

Однако вся картина  восприятия  перестраивается, как только другой элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

Рис. Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

 

Второй принцип - это принцип заполнения пробелов, проявляющийся в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части.

Объединение (группировка) элементов - это еще один аспект организации  восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство, непрерывность (воображаемая) или симметрия.

Организация перцептивных процессов и черты постоянства, которые мы устанавливаем в мире, обеспечивают нам непротиворечивое и связанное восприятие окружающего. Однако существуют случаи, когда восприятие искажено, - когда, например, от самих предметов поступают противоречивые сигналы (неоднозначные, двусмысленные фигуры) или когда мы неправильно интерпретируем монокулярные сигналы, получаемые от предметов (искажение формы фигуры).

Неоднозначные фигуры. Наиболее известный пример противоречивости восприятия представлен на рис. ниже. Куб Неккера нарисован без соблюдения правил перспективы, ближняя и дальняя грани


куба одинакового размера и формы. Тем не менее, в любой данный момент времени одна из них воспринимается как передняя, а другая как задняя. При наблюдении куб спонтанно (самопроизвольно) «переворачивается»: одна объемная проекция сменяется другой.

Двусмысленные фигуры. На рис.ниже представлено изображение объекта, который на первый взгляд кажется «нормальным», но вскоре становится непонятным, т. к. он может вызвать два противоречивых восприятия. Каждый угол треугольника в отдельности выглядит совершенно нормально, однако не один реальный объект не может одновременно иметь три угла, повернутые к наблюдателю в таких ракурсах.

Рисунки, вызывающие дискомфорт. Существуют рисунки, которые вызывают неприятное ощущение. 

Предполагается, что при рассматривании таких рисунков нарушается работа зрительной системы из-за перенасыщенности структур. Рисунок с расходящимися лучами вызывает любопытное последействие; если смотреть на него в течение нескольких секунд, появляются волнистые линии. Они видны в течение некоторого времени и после того, как взор переводится на однородное поле, например на стену. Остается неясным, являются ли причиной подобного явления мелкие движения глаз, смещающие повторяющиеся линии по сетчатке и таким образом посылающие массовые сигналы рецепторам «включения» и «выключения». Если это так, то описанный эффект сходен с нарушением зрительной системы, возникающим при мелькающем свете6 [7].

 

Рис. Перенасыщенная структура изображения, вызывающая дискомфорт

Зрительные искажения. Некоторые простые рисунки мы видим скаженными. Часть рисунка может казаться на 20% короче или длиннее; прямая линия может настолько искривляться, что трудно поверить, что она действительно прямая. Рисунки ниже демонстрируют наиболее известные иллюзии. Они носят имена открывших их исследователей.

Информация о работе Законы зрительного восприятия