Законы и особенности групповой психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 20:52, реферат

Краткое описание

Безопасность жизнедеятельности — область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания. Большинство задач, встающих перед людьми, требуют коллективных усилий. Совместно несколько человек могут достичь результатов, которых даже ценой неимоверного напряжения сил никогда бы не смог достичь человек в одиночку.
В своей работе я рассматриваю психические состояния людей которые могут возникать в группах при возникновении черезвычайных ситуаций.
В первой части я рассматриваю законы и особенности групповой психологии с точки зрения французского социолога, социального психолога, публициста и врача Гюстава Лебона.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….………..3
1. Законы и особенности групповой психологии…………………………………………….4
2. Групповое принятие решений………………………………………………………...…….6
3. Сдвиг к риску……………………………………………………………………………..….8
4. Понятие толпы………………………………………………………………………………10
5. Массовая паника…………………………………………………………………….………11
Заключение………………………………………………………………………………….…13
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Организация безопасной жизнедеятельности.docx

— 29.85 Кб (Скачать файл)

Во всех этих видах толпы много общих явлений:

- деиндивидуализация, т.е. частичное исчезновение индивидуальных черт личности и склонность к подражанию;

- чувство стандартности, что влечет ослабление этических и правовых норм;

- сильное ощущение правильности предпринимаемых действий;

- ощущение собственной силы и уменьшение чувства ответственности за совершаемые поступки.[5]

В толпе человеку непроизвольно передается повышенная возбудимость в отношении собственных социальных чувств, происходит многократное взаимное усиление эмоционального воздействия. Отсюда в толпе даже случайно брошенное слово, оскорбляющее политические пристрастия, может стать толчком к погромам и насилию.

Неосознанная тревога за содеянное нередко обостряет чувство преследования — особую возбудимость толпы по отношению к своим истинным или иллюзорным врагам. Влияние толпы на индивида преходяще, хотя возникшее у него настроение может сохраняться долго. Связь, объединяющая толпу, разрушается, если новые стимулы создают другие эмоции(толпа рассеивается под влиянием инстинкта самосохранения или страха (если толпу облить водой или обстрелять); толпа может разойтись также под влиянием таких чувств, как голод, чувство юмора и др.

На использовании такого рода психических механизмов строятся методы преодоления или психологического обезоруживания толпы, подобно тому, как на знании механизмов, объединяющих толпу, основываются технические приемы, с помощью которых толпой манипулируют. 
5. Массовая паника

Массовая паника  [от греч. panikon — безотчетный ужас] — один из видов массового поведения, одна из форм активности толпы. «Пусковым» механизмом начала проявления подобной массовой реакции чаще всего выступают, с одной стороны, какой-то внешний стимул, а с другой — определенный настрой толпы, как правило, и приведший к ее образованию и определяющий ее изначальное единство.[4]

Психологическим основанием такого проявления поведенческой активности, как паника, в подавляющем большинстве случаев являются массовое возбуждение и страх, обусловленные либо реальной угрозой, либо воображаемой опасностью, которая существует лишь в поле субъективного восприятия реальной действительности. При этом процесс взаимного заражения чувством психологической и даже физической незащищенности практически всегда не позволяет принимать в этой ситуации членам группы прагматические решения, объективно оценивать сложившиеся обстоятельства и реализовывать адекватную поведенческую активность. Более того, в данных условиях существенно снижается способность индивида к личностному самоопределению, проявлению волевых актов, к адекватной атрибуции ответственности за свои поступки и деяния. При этом паническая толпа становится таковой существенно чаще в тех случаях, когда цели ее членов разобщены, несогласованы и о подлинной сплоченности данной группы можно говорить лишь условно. Кстати, если до начала массовой паники более или менее выраженной группы лидеров толпы не существует, то эта группировка или отдельные личности могут выделиться в самом процессе спонтанного межличностного или межгруппового «взрыва» и порой принципиально изменить направленность и характер активности толпы.[5]

На сегодняшний день данная проблематика является одной из ведущих в рамках экстремальной психологии. При этом, как правило, в качестве «толчков» к паническому массовому поведению выделяют испуг и страх в условиях природных и техногенных катаклизмов, «информационную передозировку» на базе отчетливо выраженного предшествующего дефицита информации.

Распространению паники посредством социального заражения способствуют такие факторы, как скученность, высокая социальная концентрация, сенсорная перегрузка и чувство утраты контроля. При этом существенно важны три взаимосвязанных аспекта.

 Следует подчеркнуть, что приступам паники особо  подвержены лица, страдающие острыми  формами истерического невроза  и агорофобией (боязнь появления  в публичных местах без сопровождения  людей, к которым испытывается  безусловное доверие: родственников, друзей, телохранителей.) Практический  социальный психолог, работающий с большими группами, должен уметь заблаговременно выявлять таких индивидов, особенно если они наделены лидерскими или административными функциями, профессионально занимаются организацией и проведением публичных мероприятий и т. п.). [6]

 Последнее особенно  важно для жестко структурированных, зараженных авторитаризмом социальных  сообществ, поскольку именно в  них паника распространяется  особенно быстро и принимает  глобальные размеры.

 Практический социальной  психолог, работающий в актуальной  ситуации активизации толпы, должен, во-первых, знать о подобных закономерностях  развития ее панического настроя  и возможных панических проявлений  активности, а во-вторых, владеть  разнообразными, в том числе и  провокативно-манипулятивными техниками  как предупреждения, так и купирования  массовой паники.[6] 
Заключение

В своей работе я рассмотрела психические состояния, которым подвластны люди в группе. В заключении я хотела бы сделать вывод о том как вести себя в группе при возникновении черезвычайных ситуаций. Существую различные способы и методики профилактики паники, а так же способы борьбы с нею. Чаще всего паника начинается у людей, когда они ощущают угрозу своей жизни, в таких случаях нужно постараться не поддаваться общему настроению и попытаться объективно оценить ситуацию. Можно постараться успокоить окружающих, но только если вы чувствуете, что справитесь с этим. Так же нужно помнить, что у людей в группе в условии возникновения ЧС гаснет собственное Я и так же они начинают плохо соображать. Так что если действие происходит на улице, никогда не идите против толпы, лучше укрыться за углом дома или столбом.

Надо обязательно помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. Поэтому всегда в черезвычайных ситуациях нужно постараться сохранять ясность мысли и помнить об основах безопасности жизнидеятельности. Стараться помочь не только себе, но и близким избежать уасных последствий.

 

Список литературы

  1. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М.Просвещение, 2007, с.161
  2. Г.Лебон. Психология народов и масс, "Макет", СПБ, 2005г.
  3. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов, «Академический Проект», СПб.,2003.- С. 156
  4. И. Кондаков. Психологический словарь, «Феникс», Москва, 2010 г.
  5. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
  6. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

 

 


Информация о работе Законы и особенности групповой психологии