Закон культурно-исторического развития психики Л.В. Выготского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование закона культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского.
В соответствии с поставленной целью в исследовании поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть основные положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского.
2. Охарактеризовать понятие, сущность и развитие высших психических функций в теории Л.С.Выготского.

Содержание

1. Ведение………………………………………………………………….…3 стр.
2. Закон культурно-исторического развития
психики Л. С. Выготского……………………………………………...……5 стр.
3. Заключение……………………………………………………….........…12 стр.
4. Список литературы………………………………………………………14 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Общ.псих. Выготский.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, сознание у ребенка формируется не спонтанно, а представляет собой в известном смысле «искусственную форму» психики. Вопрос о методах «воспитания» памяти решался принципиально иначе, чем многими психологами и педагогами того времени. Они придерживались идеи о возможности развития памяти путем механических упражнений; эта идея, кстати говоря, в массовом сознании широко распространена до сих пор.

Согласно позиции школы Л. С. Выготского, повышение эффективности запоминания обеспечивается формированием у человека приемов опосредствованного запоминания.

Этот вывод, был особенно значим, для дефектологов, имеющих дело с детьми с задержками или дефектами психического развития (говоря словами Л. С. Выготского, «высшее оказалось наиболее воспитуемым»).

Наконец, воспитание приемов запоминания должно учитывать, прежде всего активность самого воспитанника, поэтому необходимо создать условия, при которых эта активность будет обеспечена в ходе усвоения учебного материала. Обеспечение активности возможно, в свою очередь, при включении действия запоминания в осмысленную для ребенка деятельность (следует, например, насыщать программы обучения материалом, который связан с реальной окружающей ребенка действительностью и который тем самым имеет для него смысл).

 

 

Заключение

 

В настоящее время обращение к культурно-исторической теории Л. В. Выготского, связано с анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда когнитивных процессов.

В концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения:

- высшие  психические функции имеют опосредованную  структуру.

- для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.

Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, — он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

По мнению ряда исследователей, идеи Выготского, его теория развития высших психических функций не только вошли в историю мировой психологической мысли, но и в значительной степени определяют контуры психологии века нынешнего. Все основные труды Выготского опубликованы на многих языках и продолжают издаваться и переиздаваться.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского, показавшая роль культурного и социального в развитии и становлении личности человека, широко применяется исследователями, как в России, так и за рубежом. Анализируется как сама теория, так и основные ее положения в зависимости от предмета внимания автора.

В зарубежной психологии наибольшее распространение получили такие понятия, как закон развития высших психологических функций, зона ближайшего развития, часто рассматриваемая, сравниваемая, вместе с концептом скаффолдинг, треугольник опосредования, идеи о значимости и роли взрослого и сверстника в совместной деятельности ребенка.

 

 

Список литературы

 

  1. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собрание сочинений, том 6– М.: Педагогика, 1984.
  2. Выготский Л. С., Лурия А. Р.. Этюды по истории поведения. - М.-Л.: Государственное издательство, 1998.
  3. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М., 2005.
  4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3. - М.: Педагогика, 1983.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
  6. Выготский Л.С. Лекции по психологии / М.: ЭКСМО - Пресс 2000.
  7. Выготский Л.С. Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 2005.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 2004.
  9. Давыдов В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С. Выготского. // Альманах «Восток», вып.100, 2005.
  10. Корепанова И.А., Виноградова Е.М. Концепция И. Энгестрёма – вариант прочтения теории деятельности А.Н. Леонтьева // Культ.-истор. психол. 2006. №4. С.74-78.
  11. Культурно-историческая теория // Психология. Словарь. М., 1990/ под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского.
  12. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., 2007. Глава 5.
  13. Шульц Д.П. История современной психологии-СПб.:«Питер» 2005.

 

 

 


 



Информация о работе Закон культурно-исторического развития психики Л.В. Выготского