Здоровье как социальная ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:41, контрольная работа

Краткое описание

Психология здоровья как проблема, аспект научной и практической деятельности клинических психологов, направленной на охрану и укрепление здоровья населения. Разнообразие задач: профилактических, лечебных, реабилитационных, консультативных.
Психология здоровья как психологическая культура человека, психология здорового образа жизни. Роль общества и качества жизни. Индивидуальная ответственность человека за свое здоровье.

Содержание

Раздел 1 Психология здоровья…………………………………………2
Понятие психологии здоровья…………………………………...2
Возрастные особенности…………………………………………3
Раздел 2 Валеология питания…………………………………………..5
Раздел 3 Здоровье как социальная ценность…………………………..9
Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

валеология реферат.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

комплексов, но и обратить особое внимание населения на проблемы разумного потребления пищи, используя для этого различные возможности санпросвет работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3 Здоровье как социальная ценность

Здоровье - ключевая характеристика человека, важнейший жизненный приоритет, определяющий возможность реализовать все его индивидуальные и социальные устремления.

Человек связывает воедино здоровье и жизнь, здоровье и смерть, здоровье и болезнь. Понятие "здоровье" развивалось в связи с понятием "болезнь" и прошло определенные этапы. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. Для первого этапа характерно противопоставление понятий "здоровье" - "болезнь".

Второй этап трактовки здоровья связан с включением в его определение понятия внешней среды: здоровье - такое состояние (естественное) организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. При этом надо подчеркнуть, что однозначной, всеми признанной, формулировки термина "здоровье" не существует. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия, но раскрыть его в полном объеме, ни одно из них не может. Поэтому в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие "здоровье" формулируется достаточно абстрактно: "Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней".

При этом под физическим здоровьем следует понимать совершенство саморегуляции функций организма, оптимальное протекание физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Психическое здоровье предполагает гармонию психических процессов и функций, а также отрицание и преодоление болезни. Социальное здоровье отражает меру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности. Таким образом, неправомерно узкое истолкование здоровья как чисто медицинской (тем более только соматической) категории. Следует подчеркнуть интегральный характер этого понятия, что выводит понимание проблемы охраны и укрепления здоровья на качественно иной уровень, чем принято традиционно.

Современная медицина подразделяет здоровье на общественное, или популяционное, которое характеризует совокупное здоровье общественных и демографических групп населения или всего населения страны, и индивидуальное.

Здоровье населения - понятие статистическое, описываемое комплексом демографических показателей, таких как:

- рождаемость и смертность, в  том числе младенческая (смертность  детей первого года жизни);

- средняя продолжительность жизни;

- возрастно-половой состав населения;

- физическое развитие;

- заболеваемость.

В международной практике важнейшими показателями, отражающими общественное здоровье, принято считать наряду с общей смертностью населения среднюю продолжительность жизни (в годах) и уровень детской смертности до 1 года (на тысячу родившихся живыми). В отличие от данных об общей смертности, показатель средней продолжительности жизни не зависит от различий в возрастном составе населения и потому особенно пригоден для сопоставления состояния общественного здоровья в различные периоды времени и в разных странах.

Говоря об индивидуальном здоровье, имеют в виду сохранение и развитие биологических и психических функций человека, оптимальной работоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности активной жизни. Для детей школьного возраста индивидуальное здоровье определяет, в частности, способность овладения всеми знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой. Утрату ребенком познавательной активности следует расценивать как потерю здоровья.

Возрастные, половые и индивидуальные особенности человека определяют границы его функциональных возможностей, степень приспособления организма к условиям окружающей среды, ее физическим и социальным воздействиям, а именно это и характеризует уровень его здоровья. Болезнь с этой точки зрения является результатом истощения и поломки адаптационных механизмов, когда сопротивляемость неблагоприятным воздействиям резко снижается. Функциональные возможности организма, которые определяют степень реализации жизненно важных биологических и социальных потребностей, составляют так называемый адаптационный потенциал. Отсюда понятно, как важно правильно оценивать адаптационный потенциал каждого человека, создавая условия для полноценной реализации личности.

Понимание здоровья как определенного уровня приспособительных возможностей является очень плодотворным. Такое понимание позволяет, например, количественно оценить состояние здоровья человека. Так, уровень заболеваемости достаточно четко свидетельствует о степени сопротивляемости организма, т. е. устойчивости иммунной системы к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Анализ частоты и длительности, перенесенных за год острых заболеваний и обострений хронической патологии наряду с некоторыми другими количественно-качественными критериями лежит в основе определения медицинских групп здоровья детей.

Безусловно, одним из непременных условий поддержания здоровья являются психическое равновесие, устойчивость. Жизнеспособность проявляется, в частности, как уже сказано, в умении преодолеть недуг.

Для человека как уникального биосоциального субъекта социальная компонента существования необычайно важна. Понятно, что человек, не вписавшийся в микро - и макросоциум, не может считаться здоровым, даже если у него нет признаков соматических нарушений. Заметим, кстати, что в этом случае рано или, поздно, какие-либо хвори неизбежно проявятся, что связано, разумеется, и с переживаемым психологическим дискомфортом. В Уставе ВОЗ говорится о высшем уровне здоровья как одном из основных прав человека. Не менее важно право человека на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, т. е. факторами, воздействие которых может привести к развитию болезни.

Одним из важнейших приобретенных по наследству свойств здорового организма является относительное постоянство его внутренней среды - гомеостаз. Это понятие ввел французский ученый Клод Бернар, считавший постоянство внутренней среды условием свободной и независимой жизни человека. Внутренняя среда образовалась в процессе эволюции. Она определяется в первую очередь составом и свойствами крови и лимфы. Постоянство внутренней среды - замечательное свойство организма, которое в какой-то мере освободило его от физических и химических влияний внешней среды. Однако это постоянство имеет свои границы, определяемые наследственностью. А потому наследственность является одним из важнейших факторов здоровья.

Человек, как и все живые организмы, подвержен внешним воздействиям, которые приводят к мутационным изменениям наследственных свойств. Особенно возросло количество мутаций за последнее время. Отклонения от определенных привычных свойств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания. Организм человека приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление и т. п.), химических (состав воздуха, воды, пищи), биологических (разнообразные живые существа) показателей окружающей среды. Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, нарушается постоянство внутренней среды организма, что может неблагоприятно повлиять на здоровье и нормальную жизнь.

Итак, здоровье представляет собой интегральный показатель, результат сложного взаимодействия наследственных особенностей человека с природой и обществом. Оно зависит не только от качества окружающей среды, но также от условий труда, обучения и быта, от привычек и поведения людей, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и многих других факторов. Степень их влияния на организм различна. Многие данные свидетельствуют, что заболеваемость и смертность связаны прежде всего с образом жизни людей. Не случайно "тремя китами здоровья" называют важнейшие составляющие нашего образа жизни: правильный режим труда и отдыха, рациональное питание и оптимальный двигательный режим. Большое значение имеет качество окружающей среды.

Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране. Мы должны знать все о пище, которую едим, о состоянии воды, которую пьем, а медики обязаны объяснить опасность жизни в зонах радиационного или химического загрязнения. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать.

Итак, человек имеет право на здоровье. Но права человека тесно связаны с его ответственностью. Ответственность - это особенное свойство личности, оно включает сознание и чувство заботы, сострадания, милосердия. Моральная ответственность основана не на страхе, а на чувстве совести и долга, сознании ценности человеческой жизни, уникальности каждого человека. Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям, связанным с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих.

Так, издавна сложились традиционные правила поведения будущей матери. Спокойная обстановка в семье, отказ от курения и алкоголя, движение и свежий воздух - таков "кодекс" ее поведения. Если бы все матери следовали ему, гораздо меньше детей рождались бы физиологически незрелыми (а значит, с угрозой возникновения какого-либо заболевания) или вовсе больными. Доказано, что ранняя детская смертность во многом зависит от того, насколько будущая мать связана со специалистами женской консультации. При редких и несвоевременных контактах матери со специалистами уровень ранней детской смертности выше в 3 раза.

К. сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более 2/3 населения страны не занимаются спортом, до 30% имеют избыточный вес, около 70 млн. человек - курильщики. Широкое распространение имеют наркомания и алкоголизм. В ряде стран ответственность по отношению к своему здоровью поощряется государством и фирмами, где трудится человек. Предусмотрены, например, доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. И эти деньги возвращаются с лихвой, так как резко сокращаются расходы предприятий на здравоохранение, уменьшаются пропуски работы по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе.

Для развитого общества характерно понимание самоценности человека. Человек - не винтик государственной машины, а бесценная неповторимая вселенная. Только научившись понимать и ценить свою уникальность и необходимость для этого мира, мы в должной мере будем ценить и беречь свое здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Ананьев В. А. Общая валеология: конспект лекций. – СПб. Балтийская педагогическая академия, 2000 г. – 163 с.
  2. Билич Г. Л., Назарова Л. В., Основы валеологии. – СПб., 1998г
  3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р.Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, в психологической науке и обыденном сознании: Мини Тайп: 2005 г.
  4. Дубровский В. И. Валеология. Здоровый образ жизни. – М. 1999 г. – 560 с.
  5. Журавлева И. В. Отношение населения к здоровью. – М., 1993 г.
  6. Леннер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению: Пер. со швед. – М., 1995 г.
  7. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - С-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000 г.- 325 с.
  8. Петленко В. П. Валеология человека. Здоровье – любовь – красота. В 2-х книгах, 5 томах. – СПб., 1998 г. – 1550 с.
  9. Секач М.Ф Психология здоровья. Учебное пособие для высшей школы 2004 г
  10. http://eco2002ru.narod.ru/valeolog.html

 

 


 



Информация о работе Здоровье как социальная ценность