Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Содержание

Введение
Глава 1. Важность игры в жизни детей
1.1 Ранний возраст и свойственные ему образы мышления
1.2 Роль игры в жизни ребенка
1.3 Разновидности детских игр
Глава 2. Когнитивное развитие ребенка
2.1 Теория интеллекта Жана Пиаже
2.2 Особенности когнитивного развития ребенка в раннем возрасте
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Для ребенка в раннем возрасте характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению.

Физическое и психическое развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Любое отклонение в физическом развитии приводит к нарушениям психического развития. Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития, а, следовательно, и его ранимость. Это предъявляет к воспитанию малыша особые требования. Органы и системы организма ребенка развиваются с разной скоростью, но между тем взаимосвязанно. Это обусловлено внутренними и внешними факторами развития ребенка.

Нервная система малыша очень пластична, поэтому условные связи легко образуются, его мозг активно развивается, что делает ребенка восприимчивым к обучению. [15, с. 52]. То есть родителям необходимо уловить суть важности начала обучения ребенка с самого младенчества, так сказать с чистого листа. Установить с ним надежную связь и внимательнейшим образом контролировать его развитие. То есть заложить основу будущей личности в тот момент, когда разум ребенка открыт к познанию и без разбора впитывает всю информацию. Задача родителей на этом этапе, конечно же, обогащать своего ребенка только правильной, нужной, положительной информацией.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Часто родители задаются вопросом о том, когда надо начинать воспитывать ребенка. Мнение о том, что «ребенок сначала созревает, а потом его воспитывают», неверно, так как в основном психические процессы возникают благодаря воспитанию. Воспитание надо начинать с момента рождения, когда оно оказывает большое влияние на развитие ребенка. Развитие – это сложный процесс, который происходит неравномерно. Развитие и является результатом собственной активной деятельности ребенка под руководством взрослого, осуществляющего процесс воспитания и обучения.

Воспитание, обучение должно идти впереди развития и опираться на него в соответствии с «зоной ближайшего развития» [16, с. 218].

Воспитывая ребенка от года до трех лет, родителям необходимо иметь знания по следующим направлениям, чтобы иметь возможность контролировать все процессы развития и вовремя обратить внимание на возникающие проблемы или отклонения:

  • прямохождение и его роль в развитии ребенка;
  • мышечное чувство как результат совместной функции зрения, кинестезии и осязания;
  • ориентация в пространстве;
  • орудийные действия, сензитивность развития речи;
  • внешние и внутренние ориентировочные действия;
  • наглядно – действенное мышление;
  • знаковая функция сознания;
  • слово – регулятор поведения;
  • совместная деятельность ребенка и взрослого – главное условие для развития малыша;
  • своеобразный кризис 3 лет;
  • самосознание и его проявление в раннем возрасте. [15, с. 215].

Взрослым, имеющим дело с ребенком раннего возраста, и желающим воспитать его грамотно, необходимо в первую очередь уметь распознавать, диагностировать особенности психического развития детей. Очень важно создавать условия для правильного детского развития. Необходимо стать для ребенка надежным посредником между ним и окружающим миром и стараться максимально повышать собственную педагогическую культуру, ведь это гарантия того, что воспитание будет идти в правильном направлении.

Организовывая детскую игру очень важно помнить, что она сама по себе не возникает. Играть надо учить, и это важная задача взрослого, ибо через игру ребенок познает окружающий мир. Взрослый постоянно должен развивать разнообразные ощущения ребенка, в том числе:

  • тактильные (прикосновения к разным поверхностям: твердым, мягким, шершавым и т. д.);
  • зрительные (яркие, цветные, привлекательные предметы и игрушки);
  • слуховые (звучащие игрушки, ритмичные постукивания, имитация звуков, издаваемых предметами и животными, чтение вслух, пение, музыка и пр.).

Кроме того, следует пополнять запас впечатлений малыша, которые будут проигрываться в практических действиях с предметами и игрушками. Это все является залогом правильного воспитания ребенка и становления его как цельной, гармоничной, подготовленной к взрослой жизни личности.

 

 

 Литература

 

  1. Избранные психологические труды /Ж. Пиаже. – М.: Просвещение. 2006. – 660 с.;
  2. Возрастная психология /И. Шаповаленко. – М.: Гардарики. 2005. – 349 с.;
  3. Детство и общество /Э. Х. Эриксон. – СПб.: ЗАО ИТД Летний сад. 2000. – 416 с.;
  4. Воспитание игрой: Книга для учителя /Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение. 1987. – 277 с.;
  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2006. – № 6. – С. 32-33;
  6. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов /В. А. Гончаренко, И. Н. Кучерена и др. – Новосибирск: Изд. НГПИ. 2005. – 375 с.;
  7. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада /сост. А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение. 1983. – 220 с.;
  8. Психология игры /Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика. 2008. – 347 с.;
  9. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Методическое пособие для учителей и воспитателей /М. Г. Яновская. – М.: Просвещение. 2004. – 270 с.;
  10. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников /Л. В. Артемова. – М.: Просвещение. 2005. – 185 с.;
  11. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Антология. /М. М. Кольцова, М. С. Рузина – М.: САГА. 2007. – 224 с.;
  12. Речь и мышление ребенка /Ж. Пиаже. – М.: Римис. 2008. – 448 с.;
  13. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. – Спб.: Питер. 2008. – 400 с.;
  14. Особенности эмоционального развития детей от 0 до 3-х лет. Консультации психолога /под ред. А. Н. Николаевой. – М.: Детство-Пресс. 2010. – 76 с.;
  15. Физическое и психическое развитие ребенка от рождения до школы /С. Зайцев. – М.: Книжный дом. 2010. – 320 с.;

Размещено на Allbest.ru

 

 

1 описывают когнитивное развитие как разворачивание врождённых знаний и способностей

2 описывают когнитивное развитие как постепенное приобретение знания через опыт


Информация о работе Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте