Игра как средство развития творческих способностей человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить, как игра развивает творческие способности и выделить условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в игре.

Содержание

Введение........................................................................................2
1. Понятие игры............................................................................3
Вывод.........................................................................................9
2. Виды детских игр. Развитие видов игровой деятельности в онтогенезе дошкольников............................................................................9
3. Игра как средство развития творческих способностей человека...................................................................................12
Заключение...................................................................................18
Список использованной литературы.........................................20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии игры.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.В.П.АСТАФЬЕВА»

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: «психология  игры»

      Тема: « Игра как средство развития творческих способностей человека»

 

 

Выполнила:

 

 

Проверила:

                                  

 

 

 

 

Красноярск, 2013

 

 

 

Содержание...................................................................................2

Введение........................................................................................2

  1. Понятие игры............................................................................3

Вывод.........................................................................................9

  1. Виды детских игр. Развитие видов игровой деятельности в онтогенезе дошкольников............................................................................9

     3. Игра как средство развития творческих способностей человека...................................................................................12

Заключение...................................................................................18

Список использованной литературы.........................................20

 

Введение

Актуальность  исследования. Современные условия жизни вынуждают человека быть  подвижным, креативным, гибким, уметь успешно решать множество разных проблем. Творческие способности человека очень помогают  быть успешным в современном мире. Формировать творческие способности необходимо с детства. В дошкольном возрасте - ведущий вид деятельности- игра. Позднее ребенку будут доступны другие виды деятельности (учебная, трудовая, др.), но именно в игре в дошкольном возрасте начинают закладываться творческие способности будущей личности.

  Цель исследования: определить, как игра развивает творческие способности и выделить условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в игре.

 Объект исследования – игровая деятельность детей.

 Предметом исследования являются развитие творческих способностей в игре и условия, при которых развиваются творческие способности детей в игре.

 Гипотеза:  творческие способности детей развиваются вместе с развитием игры в онтогенезе , при наличии условий:                                                                                      

   раннее начало; в игре должна быть обстановка, опережающая развитие; должно быть напряжение сил ребенка; свобода в выборе деятельности; комфорт; безопасность; дружелюбная атмосфера; взрослому не следует делать за ребенка то, что он сам может сделать.

 

Цель работы - изучение  игры как средства развития творческих способностей человека.

Задачи:

1. Определить понятие  «игра».

2. Представить виды  игры и развитие игры в онтогенезе.

4. Определить как , при каких условиях в игре  наиболее успешно развиваются  творческие способности ребенка.

 

 

  1. Понятие игры

Игра - понятие широкое, но если рассматривать его в рамках объекта исследования, то вначале  рассмотрим некоторые концепции  и попытки определения понятия. 
К. Гроос (начало XX века) придает детской игре большое значение. «В то время как у нас, взрослых, игра в общем представляет собой только побочное явление, отступающее на задний план перед серьезной жизненной борьбой, у ребенка она составляет главное содержание его жизни» [14]. Пытаясь дать определение игры, Гроос отмечает, что это «...трудно, если мы потребуем строго научного определения, выраженного во вполне ясных психологических терминах. Оно относительно легко, если мы удовольствуемся противопоставлением понятия игры его противоположности — работе или серьезной деятельности» [14]. 
Вся суть концепции Гросса сводилась к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счёт "разряда внутренней энергии в организме". По Гроссу - развитие игры ребёнка идёт за счёт внутренних сил и внутренней энергии, в игре упражняются лишь инстинкты.

Согласно концепции  игры, разработанной Гербертом Спенсером и Фридрихом Шиллером («теория компенсаторности»), игра является средством избавления от нереализованной энергии [10 ].

Согласно теории Фрейда, в игре проявляется неполноценность  играющего, его бегство от реальной жизни. Проявление творческой активности направлено на то, что из жизни вытеснено, это выражение недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от неё.

Согласно теории Холла («теория рекапитуляции») игра является механизмом, с помощью которого ребёнок переходит с воспроизведения одной из стадий развития человечества на другую [17 ].

В русскоязычной литературе пытались дать определение игре Д.Н  Узнадзе и Л.С.Выготский. Л. Выготский  подчёркивает, что ребёнок, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, освобождаясь от ситуационной привязанности и выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам. При этом он не считает первопричиной игр удовольствие, не считает игру преобладающим типом деятельности ребёнка, но считает её элементом развития («отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию» — согласно теории о зоне ближайшего развития)[2].

Дмитрия Узнадзе считал, что игра удовлетворяет функциональную потребность использовать развивающиеся  функции, ещё не подключенные к реальной деятельности; это же определяет и  содержание игры     Узнадзе Д.Н. Игра. Теория функциональной тенденции.

В.Штерн дает свое толкование детской игры в труде по детской психологии «Психология раннего детства до шестилетнего возраста». Определяя игру, Штерн пишет: «Свободная, являющаяся самоцелью деятельность — так нужно определить ее, если мы желаем охарактеризовать существующее при игре состояние сознания. Деятельность эта является самоцелью, т.е. вполне довольствуется самою собой, не направлена на какие-либо цели, лежащие вне ее — в противоположность “работе ”, которая всегда есть только средство для достижения какой-нибудь другой цели... Цель игры в сознании играющего достигнута и исчерпана, когда игра окончена. Как скоро какая-нибудь другая цель сознательно связана с игрой — например, выигрыш денег в карты или в рулетку, “рекорд ” при состязаниях — деятельность перестает быть чистой игрой» [14 ]  Но это, пишет Штерн, верно, если игра рассматривается со стороны сознания, как явление сознания. Если же рассматривать ее как «жизненную функцию независимо от своего представления в сознании»[14 ], то оказывается, что она имеет цели, выходящие за пределы игры. «С точки зрения биологического или, лучше сказать, телеологического исследования ... игра есть инстинктивное самообразование развивающихся задатков, бессознательное предварительное упражнение будущих серьезных функций». Рассматривая игру с этой, биологической или телеологической точки зрения, Штерн принимает позицию Грооса (игра как упражнение): «С инстинктивной самоподразумеваемостью внезапно устанавливаются направления деятельности, которые еще не предназначены для настоящей жизни человека, но часто уже своей поистине стихийной энергией показывают, к какой цели стремится человек. Это деятельности игры. В барахтаньи и лепетаньи грудного младенца уже проявляются: игра, инстинкты хождения и речи, которые потребуются на деле только год спустя; в буйных играх мальчика, в игре девочки с куклами уже сказываются инстинкты борьбы и попечения, применение которых потребуются только десятилетия спустя, и т.д. Каждая тенденция игры есть заря серьезного инстинкта» [14 ].

Штерн уделяет большое внимание процессам сознания в игре, его занимает проявление в игре детской фантазии. Он считает, что всякой деятельности сознания присуща конкретность представления. «...Конкретная образность представления фантазии не есть непосредственное действие или последствие внешних впечатлений, а результат внутренней переработки; таким образом, в фантастическом представлении человек освобождается от непосредственной связанности внешним миром». Фантазия, по мысли Штерна, неспособна творить из ничего; напротив, ее элементы всегда имеют свое основание в действительных переживаниях. Но связь ее с действительными переживаниями не такова, как у созерцания и воспоминания. Специфику этой связи Штерн видит в следующем: «Творчество заключается в применении этих элементов, в способности выделять их из первоначальных связей и создавать из них постоянно меняющиеся, все более широкие новые синтезы, так что затем представления фантазии и их сочетание, рассматриваемое как целое, представляет нечто такое, чего никогда и нигде не было» [15 ].

Штерн придает «образности» фантазии. Этого понятия он не разворачивает. Если же развернуть понятие образа, довести его, что я попытаюсь  сделать ниже, получатся очень  важные для психологического понимания  игры выводы [14 ]. Согласно Ж. Пиаже игра есть форма творчества, но творчества с определенной целью. Игра служит для восстановления равновесия объекта со средой, она своего рода самоорганизующийся динамический механизм, позволяющий субъекту приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. При этом в игре происходит опережающее отражение. В условном мире игры человек учится ориентироваться и преодолевать трудности, уготованные ему в мире действительности. «Игра - своего рода подготовка к возможным формам поведения на заданном уровне, не предполагающая их немедленного практического использования». В концепции Пиаже речь идет о стратегическом значении игры. Исходя из того, что интеллект формируется на основе начальных навыков, Пиаже считает, что по аналогии можно проследить эволюцию игры, начиная с простейших форм, вплоть до творческих игр, которые в конечном счете, формируются в искусстве, науке, т.е. проследить путь развития творчества. Согласно Пиаже игра проявляется на каждой последующей стадии развития человека, при этом новые формы вбирают предыдущие.

П.П. Блонский, считая игру «основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет  силы, расширяет ориентировку, усваивает  социальный опыт, воспроизводя и творчески  комбинируя явления окружающей жизни» [1 ], вместе с тем считал, что термином «игра» объединяются самые разные виды деятельности: мнимые игры, строительные игры, подражательные игры, драматизация, подвижные, интеллектуальные.

Л.С.Выготский считал, что «Игра есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов» [2 ].Игра создает зону ближайшего развития ребенка. В качестве центрального момента игры Выготский выделяет мнимую ситуацию. Эта мнимость и определяет сознание играющего ребенка.

В последние годы проводят исследования игры, связанные с ее педагогическим использованием. Сама игра понимается как «организуемая взрослым форма подготовки ребенка к будущей жизни в человеческом обществе» [5 ]. В исследовании С.Н.Карповой и Л.Г.Лысюк рассматривается влияние игры на нравственное развитие ребенка. Игра, с точки зрения авторов, существенна для нравственного развития потому, что в игре обеспечивается развитие необходимых предпосылок для становления нравственной регуляции поведения, и, потому, что в игре ребенок усваивает нравственные отношения, существующие в обществе.

Эльконин считает, что  влияние игры на развитие ребенка  является самым существенным, так  как с помощью игры происходит «переход на новую, более высокую  ступень психического развития, переход  в новый период развития». В игре появляются новообразования и предпосылки для перехода на новый этап развития [15 ].

Эльконин считает, что в игре происходит становление произвольного поведения потому, что рождается функция контроля. «Ребенок в игре выполняет одновременно как бы две функции; с одной стороны, он выполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. Ролевое поведение в игре, как это выясняется из анализа, является сложно организованным. В нем есть образец, выступающий, с одной стороны, как ориентирующий поведение и, с другой стороны, как эталон для контроля; в нем есть выполнение действий, определяемых образцом; в нем есть сравнение с образцом, то есть контроль. Таким образом, при выполнений роли имеется своеобразное раздвоение, то есть «рефлексия»  [15 ].

 

 

 

 

Вывод.

Игра- это главное содержание жизни ребенка, его ведущая деятельность, которая является противоположностью работе или серьезной деятельности. Это осознаваемая свободная деятельность, в которой проявляется фантазия и она не детерминирована практическими потребностями - в ней создается мнимая ситуация вместо реальной или реальная действительность накладывается на воображаемую и идет освобождение от ситуационной привязанности.

 С помощью игры ребенок получает развитие, в игре появляются новообразования — произвольность поведения, рефлексия , также появляются предпосылки перехода на новый этап развития, ребенок усваивает нравственные отношения, существующие в обществе.

2. Виды детских игр. Развитие видов игровой деятельности в онтогенезе .

 

Разделение игр на виды мы рассмотрим по Эльконину потому, что это наиболее популярная классификация.

Все игры разделяются  на : творческие игры, игры с правилами, сюжетные и бессюжетные.

Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные. Цель: изучение различных социальных ролей человека.                                                              Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем).

Театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды), ролевые диалоги на основе текста, драматизации, инсценировки, игры-импровизации. Цель: приобщение ребенка к искусству. В таких играх могут быть режиссерами дети и актерами-  дети. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений, имеют готовый неизменный сюжет, все действия подчинены содержанию произведения.

Информация о работе Игра как средство развития творческих способностей человека