Игровая деятельность при аутизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:04, контрольная работа

Краткое описание

Игровая деятельность детей с аутизмом является одной из актуальных проблем дефектологии. Первое систематическое описание аутистического синдрома было дано Лео Каннером в 1943 году, в котором он подчеркнул ограниченную способность аутичных детей к игре.

Вложенные файлы: 1 файл

особенности игровой деят-ти у детей с аутизмом (2).docx

— 48.21 Кб (Скачать файл)

Введение.

Игровая деятельность детей  с аутизмом является одной из актуальных проблем дефектологии.  Первое систематическое описание аутистического синдрома было дано Лео Каннером в 1943 году, в котором он подчеркнул ограниченную способность аутичных детей к игре.  Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.

Аутизм – это первазивное (всепроникающее) расстройство развития, характеризующееся ранним (до 30 мес.) появлением неконтактности, нарушением коммуникации, речевого развития с  эхолалией, социальных отношений, проявлением  стереотипии.

Игра понимается как деятельность, возникающая на определенном этапе  онтогенеза, как одна из основных, ведущих  форм развития психических функций. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности. Во время игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, ребенок разыгрывает определенный сюжет и роли, в результате чего он начинает осознавать социальные нормы и правила.

Изменения игры, происходящие в ходе онтогенеза, с одной стороны, являются следствием уровня развития ребенка, а с другой - его индикатором. Нарушения развития, безусловно, сказываются  на особенностях игры. Особенно грубо  игра нарушается при аутизме. Дети с чертами аутизма ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры, не принимают социальных ролей и не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные жизненные отношения: профессиональные, семейные и др. Интерес и склонность к воспроизведению такого рода взаимоотношений у них отсутствует.

Таким образом, при аутизме у детей не наблюдается игровой деятельности, свойственной детям соответствующего возраста. При аутизме игра отличается стереотипностью, отсутствием в игре творчества, новизны. В игре аутистов отсутствует социальное взаимодействие, чаще дети играют сами с собой, с неигровыми предметами, реже игра проходит с взрослыми. Часто игра аутистов носит манипулятивный характер на всех возрастных этапах в отличие от нормально развивающихся сверстников, для которых манипулятивная игра характерна на ранних возрастных этапах развития.

 

 

  1. Виды игровой деятельности детей с аутизмом.

 

    1. Предметная игра аутистов.

Аутичные дети, в большинстве  случаев, используют предметы очень  негибким и стереотипным способом. Игровая деятельность у этих детей  в основном сводится к однообразным действиям, которые не несут в  себе смысловой нагрузки. В игре отсутствует единство, внутренняя логика. Иногда игра сопровождается невнятной  аутистической речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием. Дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей ослабевает, и на первый план выступают другие ценности, а именно – мир социальных отношений. В норме человек всегда значим для ребенка, с возрастом меняется только стиль и интенсивность общения.

В отличие от обычных сверстников  аутичные дети надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций  с предметами и игрушками –  привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая  лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол и т.д.  Именно стремлением  извлекать из окружающего разнообразные  сенсорные эффекты объясняется  активный интерес аутичного ребенка  к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Характерная  особенность интереса аутичного  ребенка к предметному миру –  изменение порогов чувствительности: его привлекают самые разнообразные, порой совсем для этого не подходящие, предметы и материалы – он пробует  на вкус зубную пасту и стиральный порошок, жидкие лекарства и средство для мытья посуды, начинает жевать пластилиновую ягодку. При этом у  ребенка часто наблюдается страстное  желание завладеть каким-либо предметом  – мамиными духами и кремами; таблетками, микстурами и витаминами; молотком и т. д. 
Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство. Так, ребенок подбрасывает в воздух молоток, а «забивать гвоздики» категорически не желает, с  шелестом перелистывает страницы книги, не пытаясь читать.  То же самое происходит и с игрушками: ребенок катает кольца от пирамидки, но не хочет собрать ее, разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства и сборки. При этом аутичного ребенка часто удается научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню из кубиков, нанизать бусы на нитку), но его не привлекают эти действия, ему больше нравится получение в процессе манипуляций с игрушками разнообразных сенсорных эффектов. 
Также, для детей с аутизмом характерно игнорирование игрушки. Дети рассматривают новые игрушки без какого-либо стремления к манипуляции с ними, либо манипулируют избирательно, только одной. Игра у таких детей некоммуникативная, дети играют в одиночку, в обособленном месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сюжетно – ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра — высшая форма развития игры ребенка. Понятие «сюжетной игры» означает, что ребенок вводит в игру идеи, рожденные его воображением, и использует игрушки и другие предметы не в тех целях, для которых они изначально предназначены. Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В сюжетной игре ребенок тренируется в использовании навыков, не опасаясь неудачи. Благодаря игре развивается его понимание мира, социальных ситуаций и человеческих отношений. Сюжетная игра развивает абстрактное мышление ребенка (спичечная коробка — лодка, а спичка — весло), что очень важно для развития речи и вторичных когнитивных навыков. Различные сюжетные игры способствуют развитию речи.

Так как связи с миром у  аутичного ребенка нарушены, ему  не удается естественное усвоение закономерностей  социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой  игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с  ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной  работы. Также затруднено использование в сюжетно-ролевых играх предметов-заместителей. С одной стороны, у ребенка за многими предметами, которые не имеют фиксированного назначения (палочки, коробочки, шарики) может быть закреплена определенная функция, и он не согласен использовать предмет по-другому. Например, он использует палочки исключительно для того, чтобы втыкать их в диванные подушки в ходе своей стереотипной игры, а вот применить палочки для изготовления пластилинового чупа-чупса или эскимо из конфетки-суфле отказывается. С другой стороны, ребенок часто использует предметы и игрушки не по их функциональному назначению, а исходя из собственной логики и предпочтений, и упорствует в этом. Так, он наклеивает пластырь на стену, но заклеить «ранку на лапке у мишки» отказывается; катает по полу барабан, но не желает стучать по нему палочками.

Несмотря на странность, неадекватность действий аутичного ребенка, неправомерно было бы утверждать, что мир людей  и их отношений совсем ему неинтересен. Он тянется к людям, у него есть живые детские реакции. При этом внешне он может выглядеть апатично, не проявляя интереса к происходящему  вокруг (например, на детской площадке играть «сам по себе», вроде бы не нуждаясь в партнерах). Однако взрослый, близко знающий ребенка, может увидеть  то, что скрыто: и любопытство, и  интерес, и желание присоединиться к игре.

Развитие сюжетно-ролевой игры аутичного ребенка отличается рядом  особенностей. Во-первых, обычно без  специальной организации такая  игра не возникает. Требуется обучение и создание особых условий для  игр. Однако даже после специального обучения еще очень долго присутствуют лишь свернутые игровые действия — вот ребенок бегает по квартире с пузырьком; увидев мишку, быстро закапывает ему «капли» в нос, озвучив  это действие: «Закапать нос», и  бежит дальше; бросает в таз  с водой кукол со словами «Бассейн — плавать», после чего принимается  переливать воду в бутылку.

Во-вторых, развивается сюжетно-ролевая  игра очень постепенно, и в своем  развитии должна пройти несколько последовательных этапов. Игра с другими детьми, как  обычно происходит в норме, сперва недоступна аутичному ребенку. На начальном этапе специального обучения с ребенком играет взрослый. И лишь после долгой и кропотливой работы можно подключать ребенка к играм других детей. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть максимально комфортна для ребенка: знакомая обстановка, знакомые дети.

К сожалению, процесс общения со сверстниками нарушен у аутичных детей в наибольшей степени. А  поскольку реакции детей в  ходе игры непосредственны и возникают  спонтанно, взрослый может влиять на ход игры лишь отчасти. Невозможно объяснить  детям все особенности ситуации и научить правильно вести  себя по отношению к необычному сверстнику. А непосредственная реакция кого-то из детей может оказаться слишком  сильным эмоциональным испытанием для аутичного ребенка, а в  некоторых случаях станет травмирующей.

На начальном этапе оптимально общение не со сверстниками, а с  младшими или старшими по возрасту детьми. При общении с малышами не так заметно отставание и искажения  в психическом развитии аутичного  ребенка, а старшие дети отнесутся  к нему снисходительно, как к маленькому, будут помогать ему, жалеть и опекать. А взрослый должен внимательно следить  за ходом игры и в случае затруднения  помочь ребенку. Во время игры нужно  стараться развивать воображение  ребенка.

 

 

 

 

 

 

    1. Стереотипная игра.

У аутичного ребенка есть любимые игры – одна или несколько. В таких играх ребенок может  часами манипулировать предметами, совершая странные действия.

 Главные особенности  таких стереотипных игр следующие: 
– цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих; 
– в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок; 
– повторяемость – ребенок, раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций; 
– неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени; 
– длительность – ребенок может играть в такую игру годами. 
Родителей эти игры зачастую раздражают, ведь обычные дети так не играют. Например, девочка дергает стальную ручку сундучка и, услышав раздавшийся звук, произносит: «Смазка есть!» Казалось бы – что особенного? Вот только повторяет она эту цепочку действий и слов без перерыва в течение часа. В подобной ситуации могут сорваться даже самые терпеливые родители. Однако в случае с данным примером логику действий девочки удалось выявить: она повторяла фрагмент из любимого мультфильма «Тайна третьей планеты». Когда источник сюжета понятен, возникает возможность подключения к игре взрослого, который может попытаться развить сюжет игры. 
Но чаще стереотипные игры ребенка остаются загадкой для окружающих, в них есть повторяющиеся действия, манипуляции с предметами, но отсутствует видимый сюжет. Например, ребенок бродит по кругу, напевая невнятную песенку и время от времени вскидывает вверх руки. Или часами лепит из пластилина странные абстрактные фигуры, неизменные на протяжении месяцев. Это создает затруднения для участия в такой игре взрослого, приходится пробовать разные варианты организации участия в игре буквально «наощупь». При этом ребенок может реагировать на такие попытки остро негативно, как бы показывая, что не нуждается в партнере, который своим участием только мешает. 
Стереотипная игра ставит ребенка в особый ряд, сразу же выделяет его среди других детей. Его странные действия вызывают любопытство окружающих, что часто ранит близких ребенка. 
Положительные стороны стереотипной игры: 
– для ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен; 
– если поведение ребенка вышло из-под контроля, возникла аффективная вспышка, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в уравновешенное состояние.

 

    1. Сенсорные игры.

Мир предметов и их свойств  значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. В моменты  получения сенсорных ощущений ребенок  испытывает удовольствие, которое проявляется  во всем его облике, а также в  целеустремленности.

Ощущения могут быть самыми разнообразными: 
– зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание); 
– слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать); 
– тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком); 
– двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы); 
– обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины); 
– вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

В процессе изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма  можно выделить следующие закономерности. Во-первых, для аутичного ребенка  сенсорный компонент мира несет  в себе особую значимость, которая  сохраняет актуальность за пределами  раннего возраста. При этом интерес  к предмету у аутичного ребенка  отделен от той функции, для которой  предмет создан. Для такого ребенка  многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. При  этом часто ребенок выделяет для  себя некие специфические свойства, которые незначимы для нас. Так, он подбрасывает высоко вверх журналы  и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц. Рвет на куски тесто, но отказывается слепить из него пирожки. Ребенок исследует предметы и  материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся  ощущение стремится получить вновь  и вновь. 
Во-вторых, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, – пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т. п. Такое отношение и неумение предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций. 
В-третьих, интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр: у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик.

Информация о работе Игровая деятельность при аутизме