Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:50, доклад
Игромания, или лудомания (от латинского ludus - игра) - игровая зависимость, или патологический гэмблинг - психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм (игры в казино, игровых и компьютерных клубах, тотализаторах и др.). По международной классификации болезней основным признаком является постоянно повторяющееся участие в азартной игре, что продолжается и часто углубляется, несмотря на социальные последствия, такие как обнищание, разрушение внутрисемейных взаимоотношений и личной жизни.
Игромания: что делать?
Игромания, или лудомания (от латинского ludus - игра) - игровая зависимость, или патологический гэмблинг - психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм (игры в казино, игровых и компьютерных клубах, тотализаторах и др.). По международной классификации болезней основным признаком является постоянно повторяющееся участие в азартной игре, что продолжается и часто углубляется, несмотря на социальные последствия, такие как обнищание, разрушение внутрисемейных взаимоотношений и личной жизни.
Игромания: кто в группе риска?
Некоторые считают, что игроки - люди ограниченные и склонные только к легкой наживе, но это далеко не так. Как правило, это люди энергичные, во многом талантливые, познавшие успех или стремящиеся к нему. Многие из них любили спорт, сделали хорошую карьеру, им свойственна рискованность в делах. К игре приходят не для заработка, а для развлечения, отдыха, ухода от проблем. Им хочется таким образом расслабиться, «отключить мозги», испытать приятные и радостные эмоции после трудового дня, освободиться от одиночества, скуки и однообразия существования, вернуть в свою жизнь утерянные сильные эмоции. Привлекает, конечно, и легкий способ получения удовольствия во время бездумной и рискованной игры. Однако многие не задумываются над тем, что ставкой в драматичной и страстной игре являются не столько деньги, сколько психическое здоровье, а порой и жизнь.
Поэтому втягивание в игру происходит быстро, порой за считанные недели. Стоит этим людям начать выигрывать, как им кажется, что удача будет сопутствовать им постоянно. На процесс игры они начинают тратить все больше сил и хотели бы за это получить награду в виде денежного приза, но проигрыш гарантирован, а выигрыш вероятен. Проигрыш рождает чувство вины и досады, злости и попытку во что бы то ни стало добиться желаемого успеха и следовательно, разжигает азарт. Объединяет проблемных игроков и то, что они любят только выигрывать, но не умеют проигрывать.
Конечно, не все становятся патологическими игроками, кто-то играет с относительно холодной головой. Эти люди самодостаточны и имеют высокий уровень самоконтроля. Проводят относительно мало времени за игрой, не делают больших ставок, играют на определенную сумму, которую разрешают себе проиграть. Играют они исключительно для отдыха, эпизодически, не преследуя корыстных и тщеславных целей, умеют сдержанно реагировать на выигрыш.
Когда же игроки распаляются, играют, делая все более высокие ставки, и тем самым повышают риск в игре, то незаметно для себя они начинают погружаться в так называемый игровой транс, когда забывают о том, что собирались выиграть или отыграться. Выигрывая, они не знают, что делать с выигранными деньгами, и вновь делают ставки, продолжая играть до упора, пока не закончатся деньги. Подобное трансовое состояние сопровождается выбросом гигантского количества нейрогормонов, что обеспечивает получение сильных эмоций, которые трудно получить в реальности. Игроки погружаются в некое, виртуальное состояние, полностью теряя счет времени и деньгам. Очнуться от игры они могут только тогда, когда закончатся деньги или они упадут без сил после многодневной игровой гонки.
Игровой транс
Раскаяния быстро забываются, и скоро игроки вновь начинают испытывать сильное влечение к игре. Им хочется отыграться, вернуть проигранные деньги, их одолевают обида и злость, им кажется, что их обманули. Этот мотив приводит их вновь в игровые заведения, но на самом деле их влекут процесс игры и те запредельные эмоции, которые они готовы пережить снова и снова. Чем выше наслаждение от выигрыша, чем глубже и тяжелее страдания от проигрыша. Игровой транс - это психическое состояние, которое сопоставимо с эффектом от сильнодействующих психоактивных веществ, какими являются, в частности, наркотики. Тяга к этим ощущениям настолько сильна, что человек постепенно теряет интерес к реальной жизни. Доза этих сверхэмоций тем выше, чем выше ставка в игре. То есть, чем выше надежда много выиграть и риск много потерять, тем глубже игровой транс. Именно это патологическое состояние приводит игрока к катастрофическому разорению, а не банальная жадность. Плата за такой игровой кайф огромна, и денежные потери эквивалентны полученному удовольствию.
Как развивается игромания
Какое-то время проблемные игроки могут не играть, так как у них не хватает средств для игры, или они попадают на территорию, где нет игровых заведений. Но стоит им найти необходимую сумму и оказаться поблизости от игрового зала, как что-то замыкается в их мозгу и включается игровой транс, который заставляет их думать только об игре и более ни о чем. Под влиянием сильнейшего и непреодолимого влечения игроманы становятся коварными, хитрыми, придумывают самые разные предлоги, чтобы отлучиться и начать игру. Долгое время они держат в тайне свое пристрастие, поэтому крайне трудно распознать, что у них возникла такая проблема. Однако в их поведении родственники могут заметить, что они вдруг начали на всем экономить, тщательно контролировать все покупки в семье, скрывать свои доходы и расходы, придумывать различные версии пропажи денег, под разными предлогами занимать деньги у друзей и знакомых. Изощренный обман становится для игроманов привычным делом. Подобные перемены могут косвенно указывать на то, что они пытаются откладывать средства для новой игры.
Долгое время проблемные игроки убеждают себя в том, что ничего страшного не происходит, что они в любой момент прекратят играть, только еще чуть-чуть поиграют и остановятся. Многие говорят: «Вот отыграю свое, и больше никогда к игре не вернусь». Постепенно желание повторять свое участие в игре становится настолько непреодолимым, что это приводит лишь к утяжелению зависимости, разорению этих людей, распаду семьи и к их личностной деградации. Стремление любой ценой раздобыть средства для игры заставляет патологических игроков идти на преступление и нередко, не выдержав своего падения, эти люди кончают жизнь самоубийством.
Компьютерные игры действуют
аналогичным образом. Обучение играм
происходит быстро, процесс этот увлекателен,
хотя даже обычная работа на компьютере
в профессиональных, не игрушечных
программах, весьма привлекательна и
увлекательна. Это хорошая психологическая
разрядка, средство для снятия напряжения
после работы. Однако постепенно это
средство зачастую превращается в самоцель.
Причем момент этого перехода едва
уловим, вовремя его установить трудно.
Можно наблюдать, как пользователи
часами раскладывают на экране монитора
карточные пасьянсы, гоняют шарики,
водят самолетики, поражая какие-то
цели и набирая очки, нервничают,
если не удается достигнуть цели игры,
и ликуют, когда удается. На диске
компьютера не остается свободного места
для профессиональных программ, все
дисковое пространство занимают новые
и новые «игрушки», зачастую весьма
громоздкие (и зараженные «компьютерными
вирусами», поскольку игроки собирают
такие программы всюду, где только
могут, переписывая у случайных
знакомых и не проверяя). Для работы
не остается времени: если раньше «человек
играющий» отдавал любимому занятию
обеденный перерыв или
У «человека играющего» происходит впадение в иллюзорное бытие, забвение сна, еды и тому подобных необходимых атрибутов реальности не мнимой, а в итоге - смерть от истощения физического и психического. Не говорю уж о смерти социальной - о полном отрыве от общества, о социальном наркотическом оцепенении. Компьютерная наркомания - это наркомания в полном смысле слова, «только не совсем обычная».