Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:06, методичка
Данные игры помогут воспитателям, педагогам-психологам детских садов организовать работу по развитию мышления у детей 4-6 лет
Игры для развития мышления
у детей 4-5 лет.
«Ожившие предметы»
Задача игры – научить ребенка наделять
разные предметы поступками, мыслями,
действиями, то есть «оживлять» их. Взрослый
предлагает какую-либо ситуацию. Например,
дождливый осенний день.Теперь пофантазируйте
с малышом, пытаясь охарактеризовать этот
день: пасмурный, грустный и т.д. Придумайте
настроение дня, его характер, его мысли
и поступки.
«Фантастический рассказ»
Вспомните с ребенком знакомую ему сказку.
Обсудите сказочных героев и необходимую
им атрибутику. Теперь попросите ребенка
представить, что у персонажей нет этих
атрибутов. Подумайте, какие изменения
могут произойти с героями сказок в связи
с этим. Таким образом, дети учатся видоизменять
сказку, учитывая измененные детали сказки.
Эта игра развивает не только мышление,
но и связную речь ребенка.
«Мечтатели»
Попробуйте с ребенком помечтать, используя
прием «игры» с размером. Например:
«Я бы хотел быть маленьким, чтобы пролезть
в норку к мышке и посмотреть, как она живет».
«Я бы хотела стать большой, чтобы увидеть
весь город сверху».
Играя в такие возможные варианты, побуждайте
детей думать, что из этих желаний может
соответствовать значению «хорошо», а
что «плохо».
«Путаница-запутаница»
Предложите ребенку вспомнить два сказочных
персонажа разного размера – большого
и маленького и поменять их местами. Например,
кошка малюсенькая, а мышка – великан.
Придумайте историю, которая может приключиться
с ними. Еще один вариант игры – заменить
предмет или героя на противоположный.
Репка в сказке выросла не большая-пребольшая,
а маленькая-премаленькая. Раз она не огромная,
то сюжет с тем, как ее будут вытаскивать,
тоже будет другой.
«Новая игрушка»
У каждого дома есть разный бросовый материал
– коробки, поломанные игрушки, колеса
от машины, пробки и т.д. Не спешите их выбрасывать.
Этот материал может послужить источником
развития фантазии крохи. Возьмите детали
от разного материала и придумайте новую
игрушку. Например, на колесики прикрепите
мячик с помощью пластилина. Пусть ребенок
объяснит, что это за игрушка и как с ней
играть.
«Цирк»
Поиграйте с малышом в цирк. Вырежьте круг
– это будет арена. На арену выходят артисты
показывать свое представление – взрослый
берет вырезанные из картона геометрические
фигуры. Ребенку предлагается догадаться,
кто это и какой номер он будет выполнять.
Для этого малыш на ощупь берет пригласительный
билет участника (на карточке приклеена
фигура из бархатной бумаги или ткани)
и называет его. Игра может разворачиваться
по любому сценарию. С ее помощью ребенок
учится абстрагировать предметы, видеть
объект с помощью органов чувств.
«Вьюга»
Дети бегают по комнате и кружатся, изображая
метель. Взрослый говорит:
«Вьюга, вьюга к нам пришла,
Все дорожки замела.
И с собою принесла…»
Далее называет любой предмет. Задача
ребенка – изобразить этот предмет в действии.
«Цепочка из слов»
Ведущий называет два не связанных между
собой слова. Например: папа и бублик. Следующий
участник составляет из них предложение.
Например: «Папа увидел на столе бублик».
И называет еще одно слово – солнце. Следующий
игрок составляет предложение, используя
второе и третье слово. Например: «Бублик
был похож на солнце». Такая игра предполагает
множество вариантов развития сюжета.
Проигравший тот, кто не смог составить
предложение.
«Назад в прошлое»
Предложите ребенку сочинить историю
о любом предмете, который он видит или
держит в руках – кто были его владельцы,
как он попал сюда, что будет с ним через
сто лет. Можно использовать несколько
предметов. Фантазируйте: «Жил-был… Он
мечтал… Он жил… Однажды он пошел… Кого
встретил? Кто ему помог?» и т.д.
«Взгляд с разных сторон»
Придумайте любую ситуацию. Например –
девочка увидела гнездо. Ее действия могут
быть разными – она может быть доброй,
злой, любопытной, удивленной и т.д. Или
в одной и той же ситуации предложите малышу
прочувствовать разные роли. Например,
когда муха попала в паутину и пауку. Что
чувствует муха? А паук? С помощью этого
приема малыш учится чувствовать ситуацию
с разных сторон. Примеры могут быть разными:
- Человек сорвал розу. Что он чувствует?
Желание поставить ее в вазу и любоваться
ею. А что чувствует роза? Может ее забрали
от семьи или друзей. Умение ставить себя
на другое место развивает у ребенка чувство
ответственности и в следующий раз он
вряд ли просто так сорвет и выбросит цветок.
Информация о работе Игры для развития мышления у детей 4-5 лет