Второй класс игр включает
игры обучающие (дидактические,
сюжетно-дидактические и другие)
и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения,
интеллектуальные. Все игры могут быть
и самостоятельными, но они никогда не
являются самодеятельными, так как за
самостоятельностью в них стоит выученность
правил, а не исходная инициатива ребенка
в постановке игровой задачи.
Воспитательное
и развивающее значение таких
игр огромно. Они формируют
культуру игры; способствуют усвоению
социальных норм и правил; и, что особенно
важно, являются, наряду с другими видами
деятельности, основой самодеятельных
игр, в которых дети могут творчески использовать
полученные знания.
Дидактические игры – это разновидность
игр с правилами, специально
создаваемых педагогической школой
в целях обучения и воспитания детей. Дидактические
игры направлены на решение конкретных
задач в обучении детей, но в то же время
в них появляется воспитательное и развивающее
влияние игровой деятельности. Использование
дидактических игр как средство обучения
дошкольников определяется рядом причин:
- опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это
наиболее адекватный путь включения детей
в учебную работу;
- освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
- имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания,
преимущественно произвольным развитием
памяти, преобладанием наглядно-образного
типа мышления. Дидактические игры способствуют
развитию у детей психических процессов;
- недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг
другу. Существуют значительные трудности
адоптации при поступлении в школу. Дидактическая
игра во многом способствует преодолению
указанных трудностей.
Дидактическая игра имеет определенную
структуру, характеризующую игру как форму
обучения и игровую деятельность. Выделяются
следующие структурные составляющие дидактической
игры:
1)дидактическая задача;
2)игровые действия;
3)правила игры;
4)результат.
Дидактическая задача определяется
целью обучения и воспитательного воздействия.
Она формируется педагогом и отображает
его обучающую деятельность. Так, например,
в ряде дидактических игр в соответствии
с программными задачами соответствующих
учебных предметов закрепляется умение
составить из букв слова, отрабатываются
навыки счета.
Игровая задача осуществляется
детьми. Дидактическая задача в
дидактической игре реализуется
через игровую задачу. Она определяет
игровые действия, становится задачей
самого ребенка.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней
игровые действия, тем интереснее для
детей сама игра и тем успешнее решаются
познавательные и игровые задачи.
В разных играх
игровые действия различны по
их направленности и по отношению
к играющим. Это, например, ролевые
действия, отгадывания загадок, пространственные
преобразования и т.д. Они связаны с игровым
замыслом и исходят из него. Игровые действия
являются средствами реализации игрового
замысла, но включают и действия, направленные
на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и
направленность обусловлены общими
задачами формирования личности
ребенка, познавательным содержанием,
игровыми задачами и игровыми
действиями.
В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил
педагог управляет игрой, процессами познавательной
деятельности, поведением детей. Правила
влияют и на решение дидактической задачи
– незаметно ограничивают действия детей,
направляют их внимание на выполнение
конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов – результат
подводится сразу по окончании
игры. Это может быть подсчет
очков; выявление детей, которые
лучше выполнили игровое задание;
определение команды – победительницы
и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка,
подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо
сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются
дидактические задачи.
Взаимоотношения
между детьми и педагогом определяются
не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог
– участники одной игры. Нарушается это
условие, и педагог становится на путь
прямого обучения.
Таким образом, дидактическая
игра – это игра только для
ребенка, а для взрослого –
это способ обучения. Цель дидактических
игр – облегчить переход к учебным задачам,
сделать его постепенным. Из сказанного
выше можно сформулировать основные функции
дидактических игр:
- функция формирования психических новообразований;
- функция формирования собственно учебной деятельности;
- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Таким образом,
дидактическая игра – сложное,
многогранное явление. Для организации
и проведения дидактической игры необходимы
следующие условия:
- наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;
- выразительность проведения игры;
- необходимость включения педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.
Все дидактические игры можно
разделить на три основных
вида:
1 – игры с предметами (игрушками,
природным материалом);
2 – настольные печатные;
3 – словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки
и реальные предметы. Играя с ними, дети
учатся сравнивать, устанавливать сходство
и различие предметов.
Ценность этих игр
в том, что с их помощью дети
знакомятся со свойствами предметов
и их признаками: цветом, величиной,
формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию,
установлению последовательности в решении
задач. По мере овладения детьми новыми
знаниями о предметной среде задания в
играх усложняются: дошкольники упражняются
в определении предмета по какому-либо
одному качеству, объединяют предметы
по этому признаку (цвету, форме, качеству,
назначению…), что очень важно для развития
отвлеченного, логического мышления.
В игре также используют предметы,
в которых разница между ними
менее заметна. В играх с
предметами дошкольники выполняют
задания, требующие сознательного запоминания количества
и расположения предметов, нахождение
отсутствующего предмета. Играя, они приобретают
умения складывать из частей целое, выкладывать
узоры из разнообразных форм.
В дидактических играх широко
используются разнообразные игрушки.
В них ярко выражены цвет, форма,
величина, материал из которого
они сделаны. Это помогает
учителю упражнять дошкольников в решении
определенных дидактических задач.
Игры с природным материалом
учитель применяет при проведении
таких дидактических игр, как
“Чьи следы? “, “От какого
дерева лист?”, “Разложи листья
по убывающей величине” и.т.д. В таких играх закрепляются
знания об окружающей природной среде,
формируются мыслительные процессы (анализ,
синтез, классификация).
Настольно-печатные игры разнообразны
по видам: парные картинки, различные
виды лото, домино. При их использовании
решаются различные развивающие задачи.
Так, например, игра, основанная на подборе
картинок по парам. Дошкольники объединяют
картинки не только по внешним признакам,
но и по смыслу.
Подбор картинок по общему
признаку – классификация. Здесь от детей требуется обобщения,
установление связи между предметами.
Например, в игре «Что растет в лесу?»
.
Составление разрезных картинок
направлено на развитие у детей
умения из отдельных частей составлять целый предмет,
логическому мышлению.
Описание, рассказ по картинке
с показом действий, движений
направлено на развитие речи,
воображения, творчества у дошкольников.
Для того чтобы играющие отгадали, что
нарисовано на картинке, ребенок прибегает
к имитации движений (например, животного,
птицы и.т.д.)
В этих играх формируются такие
ценные качества личности ребенка,
как способность к перевоплощению, к творческому
поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры построены на
словах и действиях играющих.
В таких играх дети учатся,
опираясь на имеющиеся представления
о предметах, углублять знания
о них, так как в этих играх требуется использовать
приобретенные ранее знания о новых связях,
в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно
решают разнообразные мыслительные задачи:
описывают предметы, выделяя характерные
их признаки; отгадывают по описанию; находят
признаки сходства и различия; группируют
предметы по различным свойствам, признакам;
находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у
детей воспитывают желание заниматься
умственным трудом. В игре сам процесс мышления
протекает активнее, трудности умственной
работы ребенок преодолевает легко,
не замечая, что его учат.
Для удобства использования словесных
игр в педагогическом процессе
их условно можно объединить
в четыре основные группы. В
первую группу входят игры, с
помощью которых формируют умение выделять
существенные признаки предметов, явлений:
"Отгадай-ка”, “Магазин” и.т.д.
Вторую группу составляют игры,
используемые для развития умения
сравнивать, сопоставлять, давать правильные
умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто
больше заметит небылиц” и другие.
Игры, с помощью которых развивается
умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам,
объединены в третьей группе: “Кому что
нужно?» “Назови три предмета”, “Назови
одним словом” (см. приложение ).
В особую четвертую группу, выделены
игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски»,
«Летает, не летает» и другие.
Третий класс игр – традиционные
или народные. Исторически они
лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым
и досуговым.
Предметная среда народных
игр также традиционна, они сами,
и чаще представлена в музеях, а
не в детских коллективах. Исследования,
проведенные в последние годы,
показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных
родовых и психических способностей человека
(сенсомоторной координации, произвольности
поведения, символической функции мышления
и другие), а также важнейших черт психологии
этноса, создавшего игру.
Для обеспечения развивающего потенциала
игр нужны не только разнообразные игрушки,
особая творческая аура, создаваемая взрослыми,
увлеченными работой с детьми, но и соответствующая
предметно-пространственная среда.
Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе
и дидактических, на уроке. В начале урока
цель игры – организовать и заинтересовать
детей, стимулировать их активность. В
середине урока дидактическая игра должна
решить задачу усвоения темы. В конце урока
игра может носить поисковый характер.
На любом этапе урока игра должна отвечать
следующим требованиям: быть интересной,
доступной, увлекательной, включать детей
в разные виды деятельности. Следовательно,
игра, может быть проведена на любом этапе
урока, а также на уроках разного типа.
Дидактическая игра входит в целостный
педагогический процесс, сочетается и
взаимосвязана с другими формами обучения
и воспитания дошкольников.
ГЛАВА 2. Влияние
игры на формирование и развитие личности
ребенка
Когда ребенок играет ту или иную роль,
он не просто фиктивно переносится в чужую
личность; принимая на себя роль и входя
в нее, он расширяет, обогащает, углубляет
свою собственную личность. На этом отношении
личности ребенка к его роли основывается
значение игры для развития не только
воображения, мышления, воли, но и личности
ребенка в целом.
Как известно, само слово
“личность” (по-латыни persona), заимствованное римлянами у этрусков,
первоначально означало “роль” (и до
того – маску актера); римлянами оно употреблялось
для обозначения общественной функции
лица (persona patris, regis, accusatoris).
Личность и её роль
в жизни теснейшим образом
взаимосвязаны; и в игре через
роли, которые ребенок на себя принимает,
формируется и развивается его личность, он сам [ 3].