Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:27, творческая работа
Цель исследования- изучение гендерных стереотипов у людей среднего возраста.
Объект исследования –гендерные стереотипы у людей среднего возраста.
Предмет исследования- проявление гендерных стереотипов у людей среднего возраста.
Введение………………………..………………………….…..…стр. 3
Основная часть….……………..…………………………………стр. 4
Исследование……………...……………………………………...стр. 7
Заключение…………………..…………………………………...стр. 9
Литература………………………..…………………………...…стр.10
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
(СПбГИЭУ, ИНЖЭКОН)
КОНКУРС НАУЧНЫХ ЭССЕ
НОМИНАЦИЯ: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Гендерные установки у людей среднего возраста
Выполнил: Брылева Ю. Г.
Факультет мировой экономики и
международного менеджмента
Группа Э1322
Научный руководитель:
Самойлова О. Д.
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Введение
Без сомнения, мужчины и женщины непохожи друг на друга; этим определяется их жизнедеятельность в социуме, выбор целей, приоритетов на пути самореализации. Проблема различий между женщиной и мужчиной проявляется во многих аспектах жизни человека. Говоря о половых различиях, мы имеем в виду и биологические, и психофизиологические различия, и различия в когнитивной, эмоциональной, ценностно-смысловой, волевой и других сферах. Гендер является одной из социально-психологических характеристик, одним из компонентов идентичности личности. Проблема гендерных различий представляет интерес и в этом смысле находится на стыке целого ряда наук биологии, психологии, социологии, культурологии, литературы и прочих.
Проблема гендерных различий как никогда актуальна в наши дни. Хотя в современном мире, даже в сравнении с прошлым веком, имеются большие возможности для самореализации женщин, тем не менее в обществе наблюдается явная их дискриминация. Особенно остро эта дискриминация проявляется при трудоустройстве и трудовой самореализации. Жизнь современного мужчины также оказывается непростой в силу психологической необходимости следования традиционно мужским моделям поведения.
Цель исследования- изучение гендерных стереотипов у людей среднего возраста.
Объект исследования –гендерные стереотипы у людей среднего возраста.
Предмет исследования- проявление гендерных стереотипов у людей среднего возраста.
Методы исследования:
- анализ литературы
- гендерный опросник Сандры Бем.
Обзор литературы
В ходе подготовки данного ЭССЕ использовалась литература из различных источников: книг, статей, интернета. Особое внимание я уделила таким авторам книг по гендерной психологии, как Сандра Бем (6) и Майкл Киммел (5). В своей книге «Линзы гендера» профессор С. Бем обсуждает, как представления о мужчинах и женщинах, укоренившиеся в культуре и социальных институтах, трансформируются в представления и психологию индивида. Бем считает, что общество должно заботить не различия между мужчинами и женщинами, а то, как эти различия преобразуются патриархатными социальными институтами в недостатки женщин и их дискриминацию. В своем исследовании я также применила опросник Сандры Бем «Диагностика психологического пола».
В книге Майкла Киммела рассматривается практически весь комплекс вопросов, касающихся взаимоотношений мужчин и женщин в обществе.
Также для изучения феминистского движения я использовала книгу профессора Бианки Пиетров-Энкера (1). Она посвящена истории женского движения в России с середины XIX в. до 1917 г. В своей книге автор доказывает, что женская эмансипация в России являлась одной из необходимых составляющих процесса модернизации пореформенной эпохи.
Часть 1.
Основная часть.
На современном этапе развития общества для женщины, наравне с мужчинами, открыты все пути для самореализации. У них есть возможность полностью проявить себя как в профессиональной, так и в общественной сферах. Два противоположенных пола формально и по закону занимают одинаковые позиции в общественной жизни. Но такая свобода в отношении женщин была не всегда и наступила совсем недавно. Этому способствовал и научно-технический прогресс, и культурно-историческое развитие России, и, в большей степени, феминистские движения.
Феминизм— общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. (7)
История феминизма.
Появление феминизма
как социально–политического
В современной истории насчитываются три «волны» феминистского движения. «Первая волна» относится главным образом к суфражистскому движению XIX-го и начала XX-го веков, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам. (1)
Феминизм в России.
Вопреки существующим в обыденном сознании представлении о феминизме как о сугубо западном явлении, чуждом российскому менталитету, женское движение в России имеет свою, достаточно длительную, историю. В частности, именно благодаря первой волне феминизма россиянки получили весной 1917 г. избирательное право. Доступ женщин к образованию в России был обеспечен во многом, благодаря деятельности женских организаций. (1)
Гендерные стереотипы.
Сегодня в нашем обществе происходят процессы демократизации и гуманизации, способствующие созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, положения, национальности, возраста и пола. Настоящая гуманизация предусматривает и преодоление стереотипов, веками властвующих над женщинами и установление гендерного равенства во всех сферах общественной жизни.
Именно стереотипы массового сознания являются мощнейшим барьером в установлении гендерного равенства в нашем обществе. Итак, что такое стереотипы вообще и гендерные стереотипы в частности? Социальный стереотип – схематичный, стандартизованный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта; составная часть установки. Стереотипы – синоним предвзятых представлений, ложных образов. Гендерные стереотипы – внутренние установки в отношении места мужчин и женщин в обществе, их функций и социальных задач. Стереотипы – самое труднопреодолимое препятствие в создании принципиально новых отношений в социуме и переходе к качественно новому демократическому государству.
Особенность стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще. Стереотипы не менее пагубно влияют на все сферы нашей жизни и, особенно, на отношения с окружающими. Они являются барьерами на пути к нашему счастью. Все мы в большей или меньшей степени являемся их заложниками. Стереотипы индивидуальны или массовы. Стереотипы массового сознания являются наибольшим барьером в установлении равноправных позиций женщин и мужчин в политической, экономической и культурной сферах – гендерного равенства. (4)
В первой группе гендерных стереотипов мужчинам и женщинам приписываются конкретные социально–психологические качества и свойства личности, стиль поведения. «Мужское» (маскулинное) или отождествляемое с ним считается позитивным, значимым, доминирующим, рациональным, духовным, культурным, активно–творческим, а «женское» (фемининное) связывается с негативным, вторичным, чувственным, телесным, греховным, природным, пассивно–репродуктивным.
Вторая группа гендерных стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Считается, что для женщин основной ролью является семейная, для мужчин – профессиональная, соответственно, и оценка успешности личности связана с выполнением этой роли. Распространено мнение, что мужчины лучше, чем женщины, подготовлены к роли руководителей, именно они должны управлять и создавать. Поэтому у женщин складывается впечатление о себе как о менее способных.
В современности же и мужчины, и женщины часто не следуют этим стереотипам в силу несовпадения с ними их психологического пола.
Психологический пол- базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. Некоторые черты характера являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» – маскулинность, фемининность, андрогинность. (6)
Маскулинность - это то, чем мужчина должен быть и что ожидается от него в обществе. Согласно данному подходу, маскулинность конструируется как обществом в целом, так и каждым отдельным человеком мужского пола. К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. Маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я. (6)
Фемининность- характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе, или же "социально определенное выражение того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине". Традиционно предполагалось, что фемининнось биологически обусловлена, и ей приписывались такие черты, как пассивность, отзывчивость, мягкость, поглощенность материнством, заботливость, эмоциональность и т. п. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются половых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам. (6)
Андрогиния – совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. (6)
Часть 2.
Исследование психологического пола у людей среднего возраста.
Для того, чтобы лучше понять, как люди среднего возраста ощущают себя с точки зрения гендера, я провела среди них опрос, предложенный психологом Сандрой Бем и называемый «Диагностика психологического пола».
Данный метод определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Степень того или иного психологического пола определяет величина индекса IS. Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности. Если величина IS меньше -1, то делается заключение о маскулинности. А если индекс IS больше +1- о феминности. При этом, в случае, когда IS меньше -2,025, говорят о ярко выраженной маскулинности. А если IS больше +2,025- о ярко выраженной феминности.
В моём опросе участвовали 20 человек (10 мужчин и 10 женщин) в возрасте от 37 до 57 лет.
Полученные данные представлены в таблицах.
Мужчины |
Женщины | |
1. |
0 |
0,3483 |
2. |
1,0449 |
-1,2771 |
3. |
1,2771 |
-0,3483 |
4. |
0,3483 |
0,5805 |
5. |
-0,3483 |
-0,4644 |
6. |
-1,9737 |
-0,5805 |
7. |
1,2771 |
0,1161 |
8. |
0,3483 |
0 |
9. |
-0,5805 |
-0,6966 |
10. |
-0,6966 |
-0,5805 |
Информация о работе Изучение гендерных установок у людей среднего возраста