Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 11:19, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности детско-родительских отношений в семье, их влияние на развитие ребенка.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – процесс взаимоотношений в семье и стили семейного воспитания.
Введение
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1. Семья в современном обществе
1.2. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
1.3. Стили воспитания и их влияние на ребенка
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация, задачи и методы исследования
2.2. Описание методик исследования детско-родительских отношений
2.3. Результаты проведенного исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
К
отрицательному уровню родительских отношений
относятся такие типы родительских отношений,
как «отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация».
Родитель воспринимает своего ребёнка
плохим, неприспособленным. Требует от
него безоговорочного послушания и дисциплины.
По большей части испытывает к ребёнку
злость, раздражение, досаду.
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования, были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей дошкольного возраста.
Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа.
Цель беседы:
- установить контакт с семьей;
- получить основные данные о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст).
Общий анализ данных выглядит следующим образом:
90% из 10 семей имеет полный состав. 10% (1 семья – №10) формально полная. В этой семь отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.
По количеству детей:
10% (№4) имеет 3 детей.
40% (№2, №5, №6, №8) - 2 детей.
50% (№1,№3, №7, №9, №10) - 1 ребенка.
Далее для обследования детей был использован тест Р.Бернса и С.Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».
Анализ рисунков показал, что из 10 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 10% (1 семья - № 6).
В качестве примера разберу рисунок ребенка из этой семьи. Настя С. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях, видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.
К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 60% (6 семей - №№ 2, 3, 4, 5, 8, 9). В качестве примера рассмотрю рисунок Артёма С. из семьи № 2. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье. У ребенка проявляется такая особенность как снижение самооценки – ребенок нарисовал себя дальше от семьи, чем других ее членов.
К низкому уровню детско-родительских относятся 30% (3 семьи - №№ 1, 7, 10). Рассмотрю в качестве примера рисунок Игоря Р. из формально полной семьи №10. Мальчик изобразил только себя и маму, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, мама занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Папа на рисунке отсутствует. Ребенок выражает большую потребность в общении – в свой рисунок он добавил животного (собаку). Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.
Также привлек внимание рисунок Данилы Ч. из семьи №7. На рисунке изображены четыре человека: мама, ребенок, дедушка и папа. Каждый из них занят своим делом: ребенок изображен анфас (в верхней части листа), а остальные члены семьи в профиль. Дедушка, при этом нарисован в танке, отвернут от других членов семьи (в верхней части листа), папа в машине, тоже отвернут от семьи (в нижней части листа), а мама смотрит телевизор (в нижней части листа). Все изображены на одном рисунке, но при этом их ничего не связывает. Из этого можно сделать вывод о том, что в этой семье каждый предназначен сам себе. Эмоциональный контакт, межличностные отношения в семье нарушены. Добавление в рисунок дедушки, проживающего отдельно, говорит о потребности ребенка в общении.
После того, как дети нарисовали семью, им был предложен ряд вопросов, ответы на которые позволили выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:
- физическое наказание;
- отсутствие общения с родителями;
- общение с ребёнком на повышенных тонах.
По результатам данной методики, можно сделать следующий вывод: у 6 детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов, либо не рисуют вообще. Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место». Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения».
Два
ребенка выражают большую потребность
в общении – в свои рисунки
они добавляют животных, родственников,
не проживающих с ними. Также из результатов
методики видно, что в семьях у большинства
детей нарушен эмоциональный контакт
с родителями – на восьми рисунках из
десяти члены семьи не касаются друг друга
(не держатся за руки или стоят далеко
друг от друга).
Далее
родителям был предложен тест-опросник
родительского отношения
А.Я.Варга, В.В.Столина.
Результаты теста-опросника
родителей отражены в следующей таблице:
№ Семья | I par | II par | III par | IV par | V par |
01-ая семья | |||||
Мать | 11 баллов
68,35% |
5 б.
31,19% |
5 б.
86,63 % |
6 б.
95,74 % |
6 б.
99,83 % |
Отец | 15 баллов
90,50% |
4 б.
9,77% |
2 б.
39,06 % |
5 б.
83,79 % |
1 б.
45,57 % |
02 семья | |||||
Мать | 5 б.
0 % |
2 б.
19,22 % |
2 б.
39,06 % |
2 б.
13 % |
1 б.
45,54 % |
Отец | 4 б.
0 % |
2 б.
5,67 % |
0 б.
5,76 % |
2 б.
32,13 % |
2 б.
70,25% |
3 семья | |||||
Мать | 14 б
88,60% |
3 б.
7,88% |
3 б
57,96% |
7 б
100% |
5 б
96,83% |
Отец | 9 б
31,01% |
6 б
19,22% |
3 б
57,96% |
1 б
13,86% |
3 б
84,81% |
4 семья | |||||
Мать | 4 б
0% |
9 б
80,33% |
3 б
57,96% |
2 б
32,13% |
1 б
45,57% |
Отец | 6 б
0,63% |
5 б
12,29% |
5 б
86,63% |
0 б
4,41% |
2 б
70,25% |
5 семья | |||||
Мать | 5 б
0% |
5 б
12,29% |
0 б
4,72% |
1 б
13,86% |
1 б
45,57% |
Отец | 5 б
0% |
3 б
7,88% |
4 б
74,97% |
0 б
4,41% |
0 б
14,55% |
6-ая семья | |||||
Мать | 5 б
0% |
9 б
80,33% |
1 б
19,53% |
1 б
13,86% |
1 б
45,57% |
7-ая семья | |||||
Мать | 13 б
84,17% |
8 б
48,92% |
3 б
57,96% |
6 б
95,74% |
2 б
70,25% |
Отец | 5 б
0% |
4 б
9,77% |
3 б
57,96% |
2 б
32,13% |
0 б
14,55% |
8-ая семья | |||||
Мать | 9 б
31,01 % |
7 б
31,19% |
2 б
5,67% |
4 б
74,49% |
1 б
14,55% |
Отец | 9 б
31,01% |
7 б
31,19% |
5 б
86,63% |
1 б
13,86% |
2 б
70,25% |
9-ая семья | |||||
Мать | 7 б.
3.79% |
6 б
19,22% |
4 б
74,97% |
1 б
13,86% |
2 б
70,25% |
Отец | 2 б
0,% |
3 б
7,88% |
4 б
74,97% |
1 б
13,86% |
4 б
93,04% |
10 семья | |||||
Мать | 15 б
90,50% |
5 б
12,23% |
6 б
92,93% |
6 б
95,74% |
7 б
99,37% |
Отец | 9 б
31,01% |
3 б
7,88% |
2 б.
39,06% |
3 б
53,87% |
1 б
45,57% |
В 1 семье по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр, «авторитарная гиперсоциализация».
Во 2 семье – V параметр, «маленький неудачник», инфантилизация.
В 3 семье – V параметр, «маленький неудачник», инфантилизация.
В 4 семье – III параметр, «симбиоз».
В 5 семье – IIІ параметр, «симбиоз».
В 6 семье – II параметр, «кооперация», социальная желательность.
В 7 семье – IV параметр, «гиперсоциализация».
В 8 семье – III параметр, «симбиоз».
В 9 семье – V параметр, «маленький неудачник», инфантилизация.
В
10 семье – IV параметр, «гиперсоциализация».
Общий анализ:
По I параметру – 0 семей;
По II параметру одна семья, 10% (семья № 6);
По III параметру – три семьи, 30% (семьи № 4, № 5, № 8);
По IV параметру – три семьи, 30% (семьи № 1, № 7, № 10);
По V параметру – три семьи, 30% (семьи № 2, № 3, № 9).
Результаты
теста-опросника родителей
Анализ
выявленных типов родительского
отношения к ребенку позволяет
отметить некоторые особенности
межличностных отношений в
Жесткий контроль за поведением ребенка выявлен у 30% семей. Часто родители испытывают к ребенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет вторую особенность в межличностных взаимоотношениях исследуемых семей.
Третьей особенностью является то, что высокий уровень родительских отношений «кооперация» выявлен только у 10% семей.
Вывод по данной главе:
Проведенный эксперимент подтвердил теоретические предположения и позволил конкретизировать внешние проявления влияния семьи на личностно-характерологическую среду ребёнка. К последствиям дисгармонии внутрисемейных отношений можно отнести следующие:
- занижение самооценки;
- неуверенность в себе;
- замкнутость;
- склонность к агрессии как средству защиты;
-
склонность к асоциальному поведению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализируя роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.
Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в своих прошлых жизнях генетически зафиксированная в родителях. Именно поэтому все люди рождаются уже с присущими им чертами характера, а также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая роль семьи.
Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных также как и политика «невмешательства», игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипоопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.