Заключение
Проведенное исследование в целом
подтвердило основные положения
гипотезы и позволило сформулировать
следующие выводы:
- Коммуникативные навыки - это сложное системно-интегративное понятие, отражающее способность индивида к осуществлению коммуникативной деятельности, способность воспринимать и порождать целостные речевые высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения и имеют творческий характер. Теоретический анализ научных подходов к формированию коммуникативных навыков у детей с ЗПР показал состояние недостаточного изучения теоретических и прикладных аспектов проблемы.
- Процесс формирования коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста с ЗПР имеет свою специфику, обусловленную их возрастными и функциональными особенностями. Среди особенностей коммуникативно-речевого развития таких детей, ведущими выступают: нарушение речевого развития; несформированность мотивационно-целевой основы деятельности, сферы образов - представлений, незрелости знаково-символической деятельности; эмоционально-волевой, морально-этической сферы; несформированность потребности в общении и т.п. Обнаружена специфика социально-психологического развития детей с ЗПР, которая обусловливает неблагоприятную базу для формирования их успешного социального статуса, способствует задержке становления основных комплексов коммуникативных навыков, вызывает необходимость обоснования и разработки специального методического обеспечения коррекционного воздействия на детей в условиях воспитательной деятельности.
- Исследование детей среднего дошкольного возраста с ЗПР показало, что проявления коммуникативной некомпетентности у детей возникают в результате нарушения коммуникативной деятельности. Указанные нарушения носят комплексный характер и касаются коммуникативно-информационных, социопрагматичных и эмоционально-выразительных групп коммуникативных навыков.
- Определены критерии сформированности коммуникативных навыков у детей коммуникативно-информационный, социопрагматичний, эмоционально-выразительный. Содержание каждого критерия раскрывается через совокупность соответствующих показателей коммуникативных навыков: правильность речи, богатство словаря, наличие формул речевого этикета, соответствие высказывания речевой ситуации, инициативность и уместность высказывания, наличие языковых и неязыковых средств выразительности, прогнозирования высказывания согласно речевой ситуации. Разработанная система критериев выступила основой экспериментальной методики определения уровня сформированности коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
- Констатирующий этап проведенного исследования позволил получить экспериментальное подтверждение восходящих теоретических положений и выявить особенности сформированности коммуникативно-речевых навыков у детей с ЗПР в их соотношении к соответствующим результатам детей нормального развития. Дети с ЗПР продемонстрировали значительно ниже относительный уровень сформированности коммуникативных навыков по всем критериям по сравнению со своими сверстниками.
- Педагогическими условиями формирования коммуникативных навыков определены: коммуникативно-речевая направленность обучения; мотивация коммуникативной деятельности, наличие положительных стимулов; погружения детей в активную коммуникативно-речевую деятельность.
- На формирующем этапе была разработана дидактическая модель формирования коммуникативных навыков у детей, которая занимала три последовательных этапа: когнитивно-обогатительный, коммуникативно-деятельностный и эмоционально-регулятивный. Для каждого этапа подобраны соответствующее содержание обучения для экспериментальной группы детей.
- Подтверждена эффективность предложенной методики формирования коммуникативно-речевых умений у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР, которая способствовала повышению уровня речевых навыков у детей по следующим направлениям: применение формул речевого этикета, точность лексики, соответствующей пространственно-временным и предметно-смысловым характеристикам ситуации общения; грамматическая правильность (построение речевого высказывания, адекватного с ситуацией общения) и звуковая характеристика речи, социальные навыки взаимодействия (умение анализировать комплексные системы "человек-ситуация", устанавливать контакты с партнерами по общению, использовать вербальные и невербальные средства коммуникации).
- Установлено, что в процессе формирования навыков эффективной коммуникации детей среднего дошкольного возраста с ЗПР значительную роль играют: положительный эмоциональный настрой детей, определение правильности, элементы поощрения, предоставления и использования помощи, поддержка взрослого в форме вопросов, которые настраивают ребенка на размышления и творчество.
- Динамика формирования коммуникативных навыков в течение экспериментального обучения подтверждает существенный рост уровня сформированности навыков детей экспериментальной группы по следующим показателям: "развитие фонематических процессов", "способность репродуцировать и создавать высказывания",
"инициативность и уместность высказывания", "эмоционально-выразительные навыки" и "умение уместно использовать неречевые средства выразительности ".
- Зафиксированы и определены следующие содержательно-динамические тенденции формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР:
- темпы формирования коммуникативных навыков у детей с ЗПР обусловлены содержанием коррекционной деятельности;
- формирование коммуникативных умений зависит от коммуникативной направленности занятий по всем разделам программы;
- прослеживание зависимости формирования коммуникативных навыков от состояния и развития эмоциональной сферы детей, умений распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные действия, интонации;
- формирование коммуникативных навыков зависит от систематической логопедической помощи в сенситивный период формирования речи. Развитие речевой активности и инициативности общения дошкольников с ЗПР способствует развитию их познавательной сферы, повышает успешность обучения;
- предложенная методика формирования коммуникативных навыков способствует интеллектуальному развитию дошкольников с ЗПР, подтверждается данными экспериментального исследования.
Теоретические положения и экспериментальные
результаты исследования не исчерпывают
проблему формирования коммуникативных
умений у детей среднего дошкольного
возраста с задержкой психического развития
во всей ее сложности и многомерности.
Для оценки уровня развития
коммуникативных навыков у детей
шестого года жизни мною было проведено
исследование. Экспериментальное исследование
проводилось на базе ГДОУ д/с № 246 г. Санкт-Петербурга.
В исследовании принимало участие две
группы детей: 10 детей шестого года жизни
с задержкой психического развития. В
состав контрольной группы вошли дети
с речевой нормой шестого года жизни в
количестве 10 человек.
В процессе констатирующего
эксперимента для изучения форм общения
использовалась методика Е.О. Смирновой,
А.Г. Рузской.
Данные экспериментов
по определению ведущих форм общения
на констатирующем этапе свидетельствуют
о том, что фактически всем детям,
которые принимали участие в опытах, свойственна
ситуативно-деловая форма общения. Она
оказалась основополагающей у всех обследованных
детей с задержкой психического развития.
По результатам исследования
большинству обследованных детей
шестого года жизни с нормой речи свойственна
внеситуативно-познавательная форма общения,
которая является основополагающей в
возрасте от четырех до шести лет. У двух
детей шестого года жизни с нормой речи
ведущее место начала занимать внеситуативно-личностная
форма общения.
Мною были проанализированы
речевые высказывания детей с задержкой
психического развития и нормой речи по
нескольким параметрам. Чаще и больше
всего дети с задержкой психического развития
говорили в ситуации, моделирующей ситуативно-деловую
форму общения (58% всех высказываний). Намного
меньше дети говорили в ситуации, моделирующей
внеситуативно-познавательную форму общения
(26%). И лишь 15% всех высказываний приходятся
на долю внеситуативно-личностной формы
общения.
По собственной инициативе
дети среднего дошкольного возраста с
задержкой психического развития крайне
редко обращаются ко взрослым, с применением
речевых средств. В ситуации познавательной
и личностной беседы исследуемые чувствуют
себя дискомфортно, зачастую вообще прекращают
общение со взрослыми. Обращение ребенка
ко взрослому, чаще всего, связано с желанием
привлечь к себе внимание и убедиться
в том, что взрослый его замечает, видит
и слышит. При этом более половины подобных
контактов дети устанавливают не вербальными,
а жесто-мимическими или тактильными средствами.
Итак, данные произведенного
констатирующего эксперимента свидетельствуют
о том, что общение со взрослым у детей
среднего дошкольного возраста с задержкой
психического развития находится на более
низком уровне, чем у детей с нормально
развивающейся психикой. Всем обследованным
детям шестого года жизни с задержкой
психического развития свойственна ситуативно-деловая
форма общения, в то время как у детей с
нормально развивающейся психикой данная
форма является основополагающей в возрасте
от шести месяцев до трех лет. Лишь у одного
испытуемого можно отметить зачатки внеситуативно-познавательной
формы общения, которая у детей с нормально
развивающейся психикой преобладает между
четырьмя и шкстью годами. И, наконец, ни
одного из дошкольников шестого года жизни
с задержкой психического развития, принявших
участие в экспериментальном исследовании,
не является наиболее характерной внеситуативно-личностная
форма общения со взрослым. У большинства
обследованных детей среднего дошкольного
возраста с задержкой психического развития
основополагающими оказались экспрессивно-мимические
средства общения, в норме же они являются
основными в возрасте от двух до шести
месяцев.
После установления ведущей
формы общения детей со взрослым
были проведены формирующие занятия с
целью развития навыков внеситуативно-познавательного
и внеситуативно-личностного общения.
В связи с тем, что для
формирования коммуникативных навыков
необходима целенаправленная, систематическая
работа, и в большей части программ
уделяется мало внимания развитию коммуникативных
навыков, мною была разработана система
занятий на основе работ Л.М. Шипицыной,
О.В. Защиринской и других «Азбука общения»,
которая направлена на развитие этих навыков
у детей.
Реализация системы работы
предполагала проведение занятий на протяжении
трех месяцев, педагогом во 2-й половине
дня (после полдника). Продолжительность
одного занятия – 20-30 минут.
После проведения формирующего
этапа исследования коммуникативных
навыков у детей среднего дошкольного
возраста с задержкой психического развития,
мною был проведен контрольный этап по
методикам, которые использовались в констатирующем
этапе исследования.
Проанализировав полученные
данные контрольного этапа, мною был сделан
вывод, что у детей среднего дошкольного
возраста с задержкой психического развития
вследствие проведенного формирующего
этапа исследования отмечается, что на
долю внеситуативно-личностной ситуации
общения приходятся 36% всех высказываний,
что на 26% больше, чем наблюдалось на констатирующем
этапе. Несколько больше дети говорили
и во время чтения. На долю этой ситуации
на контрольном этапе пришлось 32% всех
речевых высказываний, то есть данный
показатель вырос на 4%. А вот в ситуативно-деловой
ситуации общения дети стали говорить
меньше, чем в двух других случаях, и число
высказываний, приходящихся на нее, упало
с 58 % до 32% (на 27 %).
На заключительном этапе
моей работы снова проводились наблюдения
за детьми среднего дошкольного возраста
с ЗПР для выявления у них основополагающих
средств общения. Они по-прежнему пользовались
по большей части речевыми и экспрессивно-мимическими
средствами, при этом последние не стали
сколько-нибудь разнообразнее и были в
основном представлены улыбками и мимикой.
Как и раньше все дети разговаривая со
взрослым, редко на него смотрели. Следует
отметить, что дети среднего дошкольного
возраста с задержкой психического развития
больше применяли различные средства
общения, чаше прибегали к предметно-действенным
средствам (приближениям, удалениям, протягиваниям
предметов). Основными средствами общения
по-прежнему экспрессивно-мимические
(7 детей). В сравнении с данными наблюдений
констатирующего этапа один ребенок с
задержкой психического развития перешел
от экспрессивно-мимических средств, которые
являлись для него основным на исходном
этапе, к речевым как основополагающим
средствам общения со взрослыми.
Таким образом, большинству
детей среднего дошкольного возраста
с задержкой психического развития, которые
приняли участие в эксперименте, наиболее
характерны экспрессивно-мимические средства
общения со взрослым, а формирующие эксперименты
не оказали решающего влияния на изменение
основополагающих средств общения у среднего
дошкольного возраста с задержкой психического
развития.
В результате моих исследований
установлена возможность целенаправленного
воздействия на формирование внеситуативных
форм общения у детей среднего дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
По моему мнению, в специальных дошкольных
учреждениях необходимо уделять этой
работе особое внимание и начинать ее
как можно раньше. Формирование внеситуативных
форм общения может осуществляться как
на специальных занятиях, так и вне их:
во время игр, в уголке книги, в свободном
общении детей с педагогами.
Список литературы:
- Воспитание детей в средней группе детского сада / сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 2010. 162 с.
- Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2009. 512 с.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О., Ступени общения, М.: ИНТОР, 2009.- 160 с.
- Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 472 с.
- Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада./ В.В. Гербова. М.: Просвещение, 2013. 89 с.
- Гойхман, О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация / под ред. проф. О.Я. Гойхман. М.: Инфа, 2011. 272 с.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2101. 224 с.
- Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2011. 336 с.
- Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е. Н. Кравцова // Дошкольное образование. 2012. № 3. С. 2-6.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. М.: Институт практической психологии, 2009. 384 с.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.: ,1996. 144 с.
- Лубовский, В.И., Переслени, Л.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, - М.: Просвещение, 2013. – 164 с.
- Лямина Г.М., Воспитание детей в средней группе детского сада, М.: Просвещение, 2013,- 272 с.
- Матросова, Т.А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи / Т.А. Матросова // Логопедия. 2010. № 4. С. 35-37.
- Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР / В.Б. Никишина. М. Сфера, 2012. 253 с.
- Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. Ярославль, изд-во Академия развития. 2010. 269 с.
- Петровская, Л.А., Соловьев, О.В. Обратная связь в межличностном общении./ Л.А. Петровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2012. № 3. С. 15-16.
- Подъячева, И.П. Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с ЗПР / И.П. Подъячева. М.: Просвещение, 2011. 169 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстникам / под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2009. 216 с.
- Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР / Е.С. Слепович. Минск: Академия Холдинг, 2009.
- Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. Ярославль: Академия развития, 2013. 128 с.
- Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития. / У.В. Ульенкова. М.: Просвещение, 2009. 294 с.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2011. – 384 с.