Изучение межличностных отношений между подростками в классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей развития межличностных отношений со сверстниками в классе в подростковом возрасте.
Объект исследования: межличностные отношения подростков.
Предмет исследования: особенности развития межличностных отношений подростков со сверстниками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ В КЛАССЕ …5
1.1.Характеристика понятия «межличностные отношения» ………………...5
1.2.Особенности развития личности в подростковом возрасте ……………9
1.3.Характеристика межличностных отношений подростков в классе …..12
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ В КЛАССЕ ………………………….19
2.1.Изучение межличностных отношений между подростками в классе …...19
2.2.Обеспечение педагогом позитивных межличностных отношений
в классе среди подростков ……………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 99.27 Кб (Скачать файл)

В VII – VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

С возрастом межличностные отношения  дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных  и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом  классном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних [13, с.77].

Чем бы не определялся статус подростков в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. Девять десятых обследованных М.А. Алемаскиным правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно. Из обследованных Г.Г. Бочкарёвой 140 несовершеннолетних правонарушителей около половины относились к одноклассникам безразлично или враждебно, среди остальных школьников так ответили лишь 19%.

Очевидно, здесь существует обратная связь. Изолированность трудного подростка  в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит  в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т.д.

Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений  взаимоотношений в классе. К сожалению, как показывает Я.Л. Коломинский, учителям свойственна тенденция субъективно оптимизировать статусную структуру класса. А без умения объективно оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю значительно труднее найти индивидуальный подход к ребёнку и помочь ему выйти из трудного положения.

Таким образом, сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеского взаимопонимания дает подростку чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия. Неблагополучие в межличностных отношениях тяжело переносятся подростком, и порождает тяжелые переживания.Вне общества сверстников, ребенок не может выработать необходимых взрослому качеств т.к. в нем идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон жизни.

 

ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ  И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ  ПОДРОСТКАМИ В КЛАССЕ

2.1.Изучение межличностных  отношений между подростками в классе

 

Межличностные отношения трактуются в теоретической психологии как  субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Искусство общения, знание психологических особенностей крайне необходимы в жизни людей, поэтому трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни. Умение строить отношения, общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей, располагать их к себе необходимо каждому. Это умение лежит и в основе жизненного и профессионального успеха.

Межличностное общение – совершенно необходимое условие бытия людей, которое является фундаментом формирования личностных качеств человека. Процесс общения имеет большую воспитательную силу и выступает не только как средство обмена информацией, но и оказывает влияние на развитие личности подростка. Стремление подростка занять определенное место в группе сверстников особо ярко выражено во внеучебной деятельности, где происходит обмен мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями. В процессе общения всегда развертывается взаимопонимание между людьми, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу.

Исходя из этого, актуальность данной темы определяется следующими аспектами: подростки в возрасте 14-15 лет активно соприкасаются с изменяющимся миром, на первый план выходят процессы становления эмоционально-личностного общения, активного воздействия и влияния социума на развитие личности. Поэтому очень важно развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и посочувствовать. Наилучшим возрастным периодом для развития межличностных отношений будет подростковый возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.

Нами было проведено исследование межличностных отношений среди учащихся 8 «Б» класса школы № 32 г. Гомеля. Объём выборки составил 25 человек.

Для изучения межличностных отношений  подростков мы использовали следующий пакет методик: «Определение психологического климата группы» Л.Н. Лутошкина (Приложение А); «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» И.М. Юсупова (Приложение Б); «Тест на оценку самоконтроля в общении» М. Снайдера.

Анализ результатов исследования по методике «Определение психологического климата группы» показал, что 72 % (18 человек) учащихся выделяют такие положительные особенности одноклассников как эмоциональную устойчивость, преобладание бодрого, жизнерадостного настроения; доброжелательность во взаимоотношениях, наличие взаимной симпатии; высокой степени эмпатии; уважительного отношения к мнению других учащихся класса; способность к эмоциональному единению; равноправие членов коллектива. В целом, оценивают психологический климат класса как благоприятный.

28 % (7 человек) респондентов высказали противоположное мнение: они считают, что в классе преобладает подавленное настроение, пессимистичный тон, низкая коммуникативная активность, отрицательное отношение к совместной деятельности, повышенная конфликтность, равнодушие, враждебное восприятие критики, возникновение ссор, взаимных обвинений в трудных ситуациях, отсутствие единения в классе.

Все эти факторы свидетельствует  о том, что в данном классе, у большинства  учащихся преобладают конструктивные межличностные отношения, создающие благоприятный психологический климат. Члены исследуемой группы относятся друг к другу внимательно и дружелюбно, отмечается значительная общность интересов, единство мнений, действий членов группы, высокая направленность в свой коллектив, стремление к совместной деятельности (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1. Результаты теста психологический климат коллектива

Результаты исследования по методике «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» показали, что  большинству подростков (44% - 11 человек) присущ высокий уровень эмпатийности, эмоциональная отзывчивость, общительность, быстрое установление контактов, душевность. Они стараются не допускать конфликтов или находить компромиссные решения при их возникновении.

32% - 8 человек респондентов имеют нормальный уровень эмпатийности. Окружающие не могут назвать таких людей «толстокожими», но, в то же время, эти люди не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Таким подросткам не чужды  эмоциональные проявления, но чаще они держат их под контролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения.

У 24% - 6 человек подростков обнаружен низкий уровень эмпатийности: они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. У них мало друзей, а тех, кто есть, они ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Они чувствуют свою отчужденность (рисунок 2.2).

 

Рисунок 2.2. Результаты теста диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии

Результаты исследования по тесту  на оценку самоконтроля в общении показали, что в данной группе преобладает высокий коммуникативный контроль у 44% респондентов. Такие люди легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое они производят на окружающих.

36% учащихся имеют средний коммуникативный контроль: они искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своем поведении с окружающими людьми.

У 20% учащихся – низкий коммуникативный контроль. Их поведение устойчиво, и они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Они способны к искреннему самораскрытию в общении, прямолинейны.

Из этого следует, что в данном коллективе, большинство подростков стремятся принимать остальных, принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей. Могут легко приспособиться в новом коллективе.

Люди предприимчивые, но при этом с охотой поддерживают инициативы других (рисунок 2.3).

 

Рисунок 2.3. Результаты теста на оценку самоконтроля в общении

Исходя из результатов исследования особенностей межличностных отношений, можно сказать, что преобладание положительных показателей по исследуемым параметрам позволяет считать межличностные отношения в классе благоприятными. Большинство учащихся оценивают эмоциональное состояние класса как положительное, с преобладанием дружеских отношений, взаимной симпатии, эмпатии, эмоциональной отзывчивости, общительности, контактности, способности идти на компромисс, склонности к совместной деятельности.

2.2.Обеспечение педагогом позитивных межличностных отношений в классе среди подростков

 

Для того, чтобы межличностные отношения среди подростков в классе  были благоприятными, педагогам необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Прежде всего, задавать позитивный тон взаимоотношений.  Все люди заряжаются и заражаются друг от друга (положительными или отрицательными) эмоциями. Поэтому классному руководителю просто необходимо следить за тем как он выглядит, что говорит. Нервозность, истеричность, уныние заносят в детские коллективы нередко сами педагоги, плохо отдавая себе отчет в своих проявлениях.

Заданию снисходительности, терпимости друг к другу содействуют многие испытанные приемы практической педагогики каникул. Широко  известная норма – «закон доброго отношения к людям», или большое число разнообразных легенд, притч, имеющих различные оттенки, но говорящие о внимании к друг к другу, умении прощать, приходить на помощь и проч. обычных проявлениях обычной бытовой гуманности.

«Внимательно наблюдать за отношениями».  Для изучения межличностных отношений не редко применяется такая общеизвестная методика как социометрия. Нам представляется, что есть более простые и не менее точные средства. Если понаблюдать за ребятами, все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить. Высказав свою озабоченность отношениями, которые складываются в классе, можно задать простой вопрос. Вообще индивидуальные разговоры играют значительную роль в работе по обеспечению нормальных отношений между ребятами. Индивидуальные разговоры могут быть и убеждающего характера, это могут быть и прямые требования (не делать чего-либо). Например, если вы заметили, что кто-то кого-то обижает, то индивидуальный разговор будет вполне уместен. Не надо спешить выносить увиденное вами на всеобщее обозрение. Ведь можно и ошибиться, а можно дать право на ошибку вашему воспитаннику.

Важно опираться на лидеров.  Однако, для того, чтобы лидеры могли реализовать свои претензии на лидерство и при этом быть успешными, требуется специальная работа с ними: консультации, инструктажи, просьбы, которые помогли бы выполнить возложенные на него обязанности с блеском. С другой стороны, весьма важно поддерживать высокий социальный статус лидеров, публично демонстрируя уважительное к ним отношение. Не делая секрета из того, что с ними классный руководитель советуется. Здесь важно уберечься от заискивания и чрезмерного преувеличения заслуг.

Необходимо  защищать выпадающих  (уатсайдеров, изгоев и т.д.). В любой человеческой группе есть люди, которые здесь оказались не принятыми. Причин этому так много, что даже перечислить их трудно.

В деятельности по разрешению проблем  в сфере межличностных отношений, возможна форма шутливо называемая «партсобрание». В отличие от огоньков или костров, партсобрание форма  доверительного общения взрослого  и детей, если хотите своего рода групповая  форма, когда откровенно обсуждается  «текущий момент», обозначаются проблемы, высказываются порой нелицеприятные мнения. Проблемы, обсуждаемые на партсобрании, не могут быть предметом общей  открытой дискуссии. Например, почему не вызывает симпатии тот или иной человек и что теперь с этим делать. Особенностью партсобрания является то, что здесь «разнос» не подойдет, здесь скорее: «Народ, знаете, что меня смущает…» или «Девчонки, я хочу поговорить о таком щекотливом деле…», «Парни, есть разговор, надеюсь, я могу быть достаточно откровенным…», далее высказываются соображения, касающиеся межличностных отношений. Иногда, такой разговор может затянуться, поэтому хорошо было бы продумать варианты окончания. Обязательным условием эффективности «партсобрания» является обсуждение вопроса, монолог здесь будет бесполезным. Более того, если настоящего доверия между воспитателем и подростками не возникло, то к данной форме прибегать бессмысленно.

Информация о работе Изучение межличностных отношений между подростками в классе