Изучение процесса мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Психология, как наука, насчитывает многовековую историю. За две тысячи лет истории развития психологии, психологические знания развивались и углублялись по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований. И, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что психология - это молодая, развивающаяся наука. Герман Эббингауз, немецкий психолог-экспериментатор конца XIX - начала XX века высказался о том, что психология имеет огромную предысторию и очень короткую историю.
Предметом изучения психологии является психика человека и животных. Психика - это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Психологическая наука исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений.

Содержание

Введение
1. Мышление с точки зрения психологии
2. Качества мышления
3. Индивидуальные особенности мышления
Заключение
Глоссарий

Вложенные файлы: 1 файл

мышление.docx

— 181.46 Кб (Скачать файл)

Насколько человек способен организовать свою умственную работу: составить краткий обзор, оперировать терминами, выделить главное, аргументировать доводы, ссылаться на источники; - зависит глубина мышления. Глубина мышления - способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубины закономерности. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие.

Широта мышления - способность видеть проблемы во взаимосвязи с другими явлениями или, иными словами, многосторонне. Широта мышления - свойство ума, определяющее кругозор, способность использовать при мыслительном процессе круг разнообразных фактов и знаний и умение внести в них важное и новое.

Если мышление бывает широким, то это значит, что оно может быть у кого-то и узким. Узкое мышление может быть бедным, мелким, поверхностным, а может быть и содержательным и глубоким, например, мышление «узкого специалиста».

Быстрота мышления - качество мышления, выраженное в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени. Быстрота мышления - способность в условиях дефицита времени находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их. Быстрого протекания мыслительной деятельности человека требует характер определенной деятельности человека, например водителя, летчика, или, допустим, сложившаяся конкретная аварийная ситуация, которая требует быстроты ума.

Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Быстрота мышления зависит от степени развития мыслительных навыков и знаний, а также от индивидуального темпа мыслительной деятельности человека.

Торопливость ума следует отличать от быстроты ума. Человек с торопливостью ума характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Торопливость ума - это, когда человек выхватывает какую-нибудь одну сторону вопроса и не способен рассмотреть его во всей сложности.

Встречаются, в школе учащиеся с замедленным мышлением. Их часто незаслуженно принимают за неспособных. Для ленивого ума поменьше думать - самое приятное состояние. Это проявление типа нервной системы и следствие своеобразной лени ума.

Оригинальность мышления - способность производить отличные от общепринятых новые идеи. Качество творческого мышления зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов. Оригинальность - свойство ума, отражающее способность прийти к правильным, нешаблонным выводам.Пытливость мышления - потребность всегда находить наилучшие решения поставленных задач и проблем. Насколько человек может сосредоточиться на выполнении работы и насколько его хватает, является пытливостью - свойством ума, отражающем стремление дознаться до основания причин наблюдаемых явлений.

Критичность мышления - способность объективно оценивать явления, собственные устремления, умение при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

Критичность ума - это умение человека всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные. Он видит их слабые стороны, всегда стремится их проверить. И, если его суждения не соответствуют действительности, то он отбросит их, и будет искать новые пути решения. Критичность - свойство ума, отражающее умение адекватно оценивать результаты собственной мыслительной деятельности. Критичность ума - важное качество, обеспечивающее личностный рост.

Доказательственность или аргументированность значит, насколько быстро человек восстанавливает и доступно объясняет теории и научные факты, насколько грамотно умеет донести свои мысли до окружающих, насколько он может цитировать высказывания других людей. Доказательственность - свойство ума, отражающее способность последовательно обосновать свое мнение и решение так, чтобы оно было принято непредубежденным собеседником. Нужно именно доказать, а не убедить.

Гибкость мышления - это умение изменять намеченный план действий, способность выйти за пределы ситуативных ограничений. Гибкость ума - это качество людей творчества. Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, в умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкость и подвижность - это такое качество, которое отражает то, как быстро человек прикладывает к познанию собственный опыт, как быстро он вычисляет взаимосвязи, как он проверяет достоверность своих знаний логикой и как отказывается от стереотипа в мышлении. Если ранее принятые решения перестали удовлетворять изменившейся ситуации или условиям, человек с гибкостью и подвижностью ума быстро откажется от ранее принятых решений и найдет новые способы решения проблемы.

Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум - это ленивый ум.

Важное качество ума человека - предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, а также способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Темп - свойство ума, когда человек выражает свои мысли, и при этом учитывается скорость мышления партнера общения.

Целенаправленность - свойство ума сохранять в течение определенного времени подчиненность мыслительного процесса определенной задаче.

Противоположное целенаправленности качество - растекаемостъ мышления. Это такой процесс, когда начинают с проработки одной мысли, не приняв никакого решения, не сделав вывода и даже не заметив, переходят к обсуждению другого вопроса.

Экономичность - свойство ума, отражающее способность выполнения определенной мыслительной задачи с помощью наименьшего количества суждений и умозаключений.

Любознательность - свойство ума, отражающее стремление узнать что-то новое, что встречается человеку в жизни.

Находчивость - свойство ума, заключающееся в умении быстро найти способ решения мыслительной задачи. Развитию этого свойства способствуют занятия логикой.

Остроумие свойство ума, отражающее способность к нешаблонным и неожиданным решениям и умозаключениям, возникающим на основе скрытых от других смысловых связей. Остроумие следует отличать от острословия, где в основном ассоциации основаны на игре слов.

Продуктивность - итоговое свойство ума, отражающее количество выработанных идей и их адекватность существенным сторонам объективного мира и внутренним взаимосвязям.

В Приложении Б схематично отображены качества мышления.

Важнейший признак всякого мышления - умение выделять существенное и самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.

Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление ведет его дальше, заставляя углубляться в сущность данного явления и открывать общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

3. Индивидуальные  особенности мышления

Умные люди обладают положительными качествами, такими, как простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», глубокий анализ ситуации, сила ума, богатство речи и упорство, способность к предвидению и решительность, гибкость и свобода ума, цельность восприятия и сила направленности личности, эмоциональная насыщенность.

Мыслительная деятельность, как и всякая другая деятельность, всегда вызвана какими-то потребностями человека. Если нет потребностей, то нет и деятельности, которую они могли бы вызвать.

Изучая мышление, как и любой другой психический процесс, психологическая наука учитывает:

- потребности и мотивы, заставляющие  человека включаться в мыслительную  деятельность;

- конкретные обстоятельства, при  которых у человека возникает  потребность в анализе, синтезе  и т.д.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: специфические познавательные и неспецифические.

В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат любознательность, тяга к знаниям, интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности.

Во втором случае мышление начинается под влиянием не чисто познавательных интересов, а под влиянием более или менее внешних причин. Например, школьник может начать готовить уроки лишь потому, что он боится отстать от товарищей. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, начинают действовать познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки только потому, что его заставляют взрослые, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает.

Таким образом, в ходе мыслительной деятельности человека возникают и познавательные потребности.

Ученики не только старших, но и младших классов вполне способны на доступном им материале выделять существенное в явлениях и отдельных фактах и в результате приходить к новым обобщениям. А это доказывает, что даже младшие школьники в состоянии усваивать более сложный материал, чем это представлялось до последнего времени. Мышление школьников имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач психологии и педагогики - до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.

В свете рассматриваемого вопроса нельзя не рассмотреть такое понятие, как продуктивность ума. Понятие ума шире понятия мышления. На рисунке 1 в Приложении представлены составляющие продуктивности ума.

Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов, таких как наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность. Умный человек, понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём работы над собой. Все качества индивидуальны, изменяются с возрастом и поддаются коррекции. Эти особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

При трактовке процесса мышления необходимо затронуть и такое понятие, как личность. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Рассмотрим несколько определений. Для большей эффективности возьмём определения из различных сфер психологии.

Личность - особое качество человека, приобретаемое им в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Личность - это независимый от общества человек, обладающий самосознанием, имеющий активную жизненную позицию.

При формировании понятия личность, необходимо учитывать основной параметр: личность каждого человека не похожа на других людей.

Такое своеобразие психики и личности индивида, их неповторимость называется индивидуальностью.

Каждый из нас индивидуален и хорош по-своему, мыслительный процесс каждого человека ориентирован на индивидуальные потребности и реальные возможности и протекает в каждом из нас автономно.

Изучая индивидуальные особенности мышления, нельзя их отделять от качеств мышления, поскольку эти две категории процесса мышления тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Тем не менее, в Приложении В схематично отображены индивидуально-типологические особенности мышления.

Заключение

Как было определено ранее, мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований.

Философия изучает проблемы соотношения бытия и мышления. В гносеологии рассматриваются возможности, границы и пути познания мира посредством мышления. Логика раскрывает основные формы мышления, такие, как понятие, суждение, умозаключение, а также принципы их построения. Кроме того, логика устанавливает закономерности, определяющие последовательность мыслительного процесса, правильность суждений и умозаключений. Социология занимается анализом процесса исторического развития типов мышления в зависимости от социальной структуры конкретных сообществ. Физиология стремится раскрыть механизмы и работу мозга, с помощью которых реализуются акты мышления. В кибернетике мышление рассматривается как организованный информационный процесс.

Психология изучает мышление как познавательную психическую деятельность человека, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления актуальным целям и задачам текущей деятельности.

Психологами было затрачено достаточно много усилий для того, чтобы понять, как человек решает необычные, новые, творческие задачи. Тем не менее, до сих пор нет точного ответа на вопрос о том, как происходит решение подобных задач человеком.

Современная наука располагает лишь отдельными данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком таких задач, описать условия, способствующие и препятствующие творчеству.

Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление - это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми.

Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему.

Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом.

Информация о работе Изучение процесса мышления