Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:44, курсовая работа
Актуальность темы: Важнейшей задачей на современном этапе является формирование у человека потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека.
Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо человек овладеет родным языком, речевыми умениями и навыками.
Изучение речи,рассмотрение и развитие речи является актуальным вопросом психологии. Речь является важной функцией в интеллектуальном развитии человека.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие речи как познавательный процесс.……………………..5
1.1.Основные понятия речи как познавательный процесс………………5
1.2.Специфика речи как познавательный процесс………….…………….7
Выводы……………………………………………………………………...18
Глава 2.Исследования свойств речи………………………………………18
2.1.Свойства речи…………………………………………………………..16
2.2 Эмпирическое исследование свойства речи………………………….24
Выводы………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………………………
Часто воздейственность речи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой.
Воздейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств.
Поучение и наставление придают речи свои особенности: она приобретает характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на его последствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причем правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются. В поучениях и наставлениях стремятся прежде всего вызвать у наставляемого понимание поступка, а также соответствующее эмоциональное отношение к нему. Интонация поучений имеет спокойный тон авторитетного и не вызывающего сомнений рассуждения. В словах наставления в связи с этим звучит полное убеждение в правильности и необходимости данного поступка.
Советы даются в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложении самого действия, в подчеркивании его важности и ожидаемых положительных результатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности, доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а не противоположного поступка.
Инструкции имеют воздейственное значение, когда они выражены в кратких определенных положениях, не допускающих различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений в целесообразности указываемых в них мероприятий.
Воздейственное значение инструкции заключается главным образом в точном указании содержания, последовательности и способов действия применительно к отдельным видам практической деятельности, например при уходе за снарядами и спортивными сооружениями, при выполнении определенного трудного или опасного упражнения в целях борьбы с травматизмом, при установлении режима тренировки и т. д.
Просьба по своему назначению имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определенных интересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим средствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существо просьбы, так и (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу. Для просьбы характерно наличие дополнительных к ее содержанию слов, в которых выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которых отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.
Приказание имеет целью прямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самому своему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие. Воздейственная сила приказания обусловлена прежде всего наличием соответствующих отношений между людьми — отношений начальника и подчиненного. По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределенным, что придает приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором оно дается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией: «Пожалуйста, уберите снаряды».
Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии. Ее воздейственное значение обусловлено ясностью содержания и четкостью произнесения. Интонация команды выражает энергию, уверенность, бодрость; вместе с тем команда всегда дается в спокойном тоне, без излишней аффектации.
Для правильного выполнения команды важно, чтобы учащиеся заранее были ознакомлены с различными по содержанию командами, которые применяются в учебном процессе, а также со способами и характером их выполнения. Каждая команда, по сути дела, должна быть точным сигналом к выполнению столь же точного действия.
Подводя итоги, в данном параграфе, мы проанализировали свойства речи. Выделено 4 основные свойства ; содержательность, выразительность, понятность, воздейственная сторона. Все эти свойства влияют на адекватность речи, на то, насколько точно мы передадим и воспримем информацию.
2.2. Эмпирическое исследование свойства речи
Наша выборка состоит из 10 человек, это студенты психологического факультета
Исследование языка и речи экспериментальными методами
Цель: Изучение речемыслительных особенностей испытуемых с помощью направленного ассоциативного эксперимента.
Материал: набор из 30-40 слов, составленных по словарю синонимов или антонимов.
Процедура проведения опыта
Форма проведения-
групповая. Инструкция испытуемым. В ответ
на предъявленное слово-стимул запишите
слово-реакцию противоположного значения(антоним).
В ходе исследования, были получены следующие результаты, которые мы занесли в таблицу.
Испытуемый |
Адекватные слова-реакции |
Приблизительно адекватные |
Неадекватные сова-рекции |
Алексей |
27 |
3 |
|
Ольга |
29 |
1 |
|
Анастасия |
29 |
1 |
|
Ксения |
29 |
1 |
|
Юля |
28 |
2 |
|
Ирина |
27 |
3 |
|
Татьяна |
28 |
2 |
|
Станислав |
26 |
4 |
|
Костя |
27 |
3 |
|
Марина |
30 |
0 |
Испытуемый |
Полученный результат (в %) |
Алексей |
97 |
Ольга |
99 |
Анастасия |
99 |
Ксения |
99 |
Юля |
98 |
Ирина |
97 |
Татьяна |
98 |
Станислав |
96 |
Костя |
97 |
Марина |
100 |
В ходе изучения речемыслительных особенностей испытуемых, были получены высокие результаты(результаты зафиксированы в таблице),что свидетельствует о хорошем владении языком и о достаточном уровне сформированности словарного запаса.
Порождение и понимание речи
Цель: изучить особенности понимания текстовой информации.
Материал: текст с пропусками, ключ для обработки данных.
Процедура проведения опыта
Форма проведения опыта – индивидуальная или групповая. Испытуемым последовательно предлагается текст с пропущенными словами, так называемый перфорированный текст, в котором пропущено каждое 5,7 или 10-е слово. Испытуемые должны прочитать предложенные тексты и вставить пропущенные слова.
Обработка полученных результатов
Проверяется правильность заполнения пропусков в текстах и подсчитывается показатель правильности заполнения пропусков в процентах по формуле.
В ходе исследования, были получены следующие результаты, которые мы занесли в таблицу.
Испытуемый |
Полученный результат (в %) |
Алексей |
15,6 |
Ольга |
14,4 |
Анастасия |
12,3 |
Ксения |
15,0 |
Юля |
13,9 |
Ирина |
12,2 |
Татьяна |
14,3 |
Станислав |
13,9 |
Костя |
14,0 |
Марина |
15,4 |
По результатам данной методике, целью которой является изучение особенностей понимания текстовой информации. Полученные результаты достаточно высокие, это может быть связанно с тем, что испытуемые студенты психологического факультета, а текст который был дан психологический характер.
Выводы
В данной главе, мы рассмотрели и исследовали свойства речи. Основные свойства речи: понятность, содержательность, выразительность, воздейственная сторона.
В ходе эмпирического исследования, мы определили ,что у испытуемых высокий уровень развития речи, также хорошо сформирован уровень словарного запаса.
Заключение
В результате данной курсовой работы мы смогли провести анализ речи как познавательный процесс.
Речь мы определили, как одну из высших психических функций человека, опосредованная особой системой знаков - языком и имеющая коммуникативную направленность, т.е. ориентированная на общение, взаимопонимание между людьми и их взаимовлияние друг на друга. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо человек овладеет родным языком, речевыми умениями и навыками.
Проанализировав речь, как психическую особенность человека, мы поняли что важнейшей задачей на современном этапе является формирование у человека потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека. Проблема развития речи всегда находилась и находится в центре внимания так как речь является важной функцией в интеллектуальном развитии человека, является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, проявлять себя в профессиональной деятельности.
Исходя из цели данной курсовой работы, мы проанализировали особенности речи как познавательный процесс.
На основе анализа мы сделали вывод, что изучение речи, рассмотрение и развитие играют большую и серьезную роль.
А проблема
речи актуальна и важна для психологии
и современного общества.
Список используемой литературы:
1.А.Р.Лурия. Речь и мышление,1979
2.А.А.Леонтьев. Язык, речь, речевая деятельность. М.:Просвящение 1969
3.Дж. Миллер. Теория речевой деятельности. -М, Наука.,1968
4.В.Н.Дружинина. Психология учебник для гуманитарных вузов,Питер 2009
5.С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, Питер 2006
6.Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания/ Ответственный редактор В.В.Петухов, Редакторы-составители Ю.Б.Дормашев, С.А.Капустин. – М., 1998.
7.Выготский Л.С. Мышление и речь.
8.Пиаже Жан. Комментарии к критическим замечаниям Л.С.Выготского
9.Соколов А.Н. Психофизиологическое исследование внутренней речи
10.Маклаков А. Общая психология
11.Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.
12.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.