Изучение эмоционально – волевой сферы дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:54, контрольная работа

Краткое описание

Изучение эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста сегодня весьма актуальна, психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка. Восприятие, память, мышление — познавательные психические процессы. С их помощью человек отражает объективный мир. Другие же психические процессы: эмоции, воля, внимание — обеспечивают активность человека по преобразованию внешнего мира и регуляции своего поведения.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика эмоционально-волевой сферы человека как основы психических состояний.
1.1 Эмоционально-волевая сфера
Глава 2. Особенности формирования воли и развития положительных эмоций в дошкольном возрасте.
2.1 Развитие эмоционально волевой сферы дошкольника.
Глава 3.Описание диагностического материала по изучению эмоций и воли в дошкольном возрасте.
Глава 4.Исследование эмоций и воелвых проявлений в дошкольном возрасте.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

по психологии контрольная работа.docx

— 739.39 Кб (Скачать файл)

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам: пространство, расположение, размер рисунка, характеристика линий, нажим. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный),

характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный),

характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунках может проявиться следующие качества испытуемых:

агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга;

импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим;

эгоцентризм - крупный рисунок, центр листа;

зависимость - маленький рисунок, низ листа;

демонстративность, открытость - выступающие отростки в кактусе, вычурность форм;

скрытность, осторожность - зигзаги по контуру или внутри кактуса;

оптимизм - «радостные кактусы»;

тревога - темные цвета, внутренняя штриховка;

женственность - украшение, цветы, мягкие линии и формы;

экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов;

интровертированность - на рисунке изображен один кактус;

стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение комнатного растения;

наличие чувства одиночества - дикорастущие, «пустынные» кактусы.

При интерпретации выполненных рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». После завершения работы ребенку предлагают вопросы, ответы помогут уточнить интерпретацию рисунков:

. Этот кактус домашний  или дикий?

. Этот кактус сильно  колется? Его можно потрогать?

. Кактусу нравиться, когда  за ним ухаживают, поливают, удобряют?

. Кактус растет один  или с каким-то растением по  соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Дополнительно, с целью выявления уровня тревожности детей мною использовалась «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко) путем опроса родителей.

Если содержащееся в анкете утверждение правильно, с вашей точки зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, если неправильно - минус. Признаки тревожности:

. Не может долго работать, не уставая.

. Ему трудно сосредоточиться  на чем-то.

. Любое задание вызывает  излишнее беспокойство.

. Во время выполнения  заданий очень напряжен, скован.

. Смущается чаще других.

. Часто говорит о напряженных  ситуациях.

. Как правило, краснеет  в незнакомой обстановке.

. Жалуется, что ему снятся  страшные сны.

. Руки у него обычно  холодные и влажные.

. У него нередко бывает  расстройство стула.

. Сильно потеет, когда  волнуется.

. Не обладает хорошим  аппетитом.

. Спит беспокойно, засыпает  с трудом.

. Пуглив, многое вызывает  у него страх.

. Обычно беспокоен, легко  расстраивается.

. Часто не может сдержать  слезы.

. Плохо переносит ожидание.

. Не любит браться за  новое дело.

. Не уверен в себе, в своих силах.

. Боится сталкиваться  с трудностями.

Суммируется количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности, 7-14 баллов - о среднем и 1-6 баллов - о низком.

Для диагностики тревожности детей используется «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена. Эта методика позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.

Психодиагностический материал включает в себя серию картинок (14 рисунков размером 8,5 х 11 см), каждая из которых представляет некоторую типичную для дошкольника жизненную ситуацию. Каждая картинка выполнена в двух вариантах - для мальчиков и девочек. Двусмысленность картинок имеет проективную нагрузку. Какой смысл придает ребенок именно этой картинке, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобной жизненной ситуации (Приложение 1 ).

Инструкция. «Художник нарисовал картинки, но забыл нарисовать лицо. Посмотри, что здесь происходит, и скажи (или покажи), какое бы ты подставил личико - веселое или грустное?» Ответы ребенка заносятся в Бланк ответов.

Дети не обязаны объяснять, почему они выбирают то или иное лицо. Даже если ребенок выбирает веселое личико для картинки, на которой на мальчика (девочку) замахиваются стулом, - не возражайте. Предупредите детей, что в этом задании нет правильных или неправильных ответов, и каждый решает так, как ему хочется. Следите, чтобы другие дети не мешали ребенку подсказками. Нельзя объяснять ребенку то, что происходит на картинке, нельзя «подводить» его к ответу. Можно лишь периодически просить ребенка, чтобы он внимательнее смотрел на то, что происходит на картинке. Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка заносились в протокол. Затем протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков. По индексу тревожности дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:

. Высокий уровень тревожности: ИТ по величине больше 50%.

. Средний уровень тревожности: ИТ находится в пределах от 20 до 50%.

. Низкий уровень тревожности: ИТ располагается от 0 до 20%.

В ходе анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка.

Глава 4. Исследование эмоций  и волевых проявлений в дошкольном возрасте.

После обработки и интерпретации данных удалось выявить группу дошкольников с высоким, средним и низким уровнем тревожности и их процентное соотношение  Таблица 1 - Уровень тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Уровень тревожности

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

2

0

33

0

1

2

16

33

0

1

0

16


 

Высокий уровень тревожности имеют 2 детей (2 мальчиков), что составляет 33%, средний уровень тревожности имеют 3 детей (1 мальчик и 2 девочки) – это 16% и 33%, соответственно низкий уровень тревожности имеет один ребенок(1 девочка) – это составляет  16%.

В основном дети переживают тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.). Кроме того, тревожность носит и личностный характер, когда ребенок стабильно сталкивается с расхождениями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые. В процессе исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли беспокойство, неуверенность в себе, в правильности своих ответов.

Для выявления уровня агрессивности использовалась графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой.

На основании наблюдения за детьми, анализа результатов первичной диагностики я могу дать психологическое описание некоторых детей, представив их в виде характеристик.

Ваня.Ж. Анализ рисунка Вани показал наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, очень долго не начинал рисовать, был неуверен в своих силах. После уговоров взял нерешительно карандаш, во время рисования нажим на карандаш слабый. Таким образом - он очень неуверенный, низкая самооценка. Ответы на вопросы: 1 - домашний, 2 - не колется, можно потрогать, 3 - нравится, когда ухаживают, 4 - хочет, но он один, 5 - все будет расти и иголки вырастут.

При анализе рисунка Андрей З. заметно проявление, эгоцентризма, стремление к лидерству, некоторой агрессивности. Ответы на вопросы: 1 - домашний, 2 - колется, 3 - хорошо, когда ухаживают, 4 - хотел чтобы кто-то был рядом, 5 - останется таким же.

Алиса И. начала рисовать, и не раздумывая взяла фиолетовый цвет для рисования кактуса, что говорит о том, что ей вероятно не хватает отцовской заботы и ласки. Наличие цветочного горшка подтверждает предположение, что ей необходимо чувство семейной общности. Рисунок расположен в нижней части листа и небольшого размера, что указывает на наличие тревожности. Ответы на вопросы: 1 - домашний, 2 - не колется, можно потрогать, 3 - нравится, 4 - хочет расти один, 5 - вырастет.

Ярик М. Несмотря на то, что рисунок расположен в центре листа, размер рисунка небольшой, штриховка нанесена после того, как на это указал воспитатель. Во время работы ребенок очень нервничал, говорил о том, что он не может нарисовать кактус, это указывает на высокую тревожность ребёнка. Ответы на вопросы: 1 - домашний, 2 - колется, 3 - нравится, 4 - растут, 5 -таким же.

Отметим также, что во время исследования почти все тревожные дети медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает трудно. Дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ, или говорят, что не знают ответа, либо просто молчат.

После анализа рисунков, была выделена группа по критериям, которые указывают на проявления достаточно не высокой степени уровня тревожности и агрессии. Повышенный уровень агрессии показали - 2 детей, тревожности - 2 детей, стремление к защите – 2 детей.

Дополнительно, с целью выявления уровня тревожности детей мною  использовалась «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко) путем опроса родителей. Дополнительно, с целью выявления уровня тревожности детей мною  использовалась «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко) путем опроса родителей.

Данное исследование позволило сделать вывод: высокий уровень тревожности 33%, средний уровень- 50% и только 16% детей имеют низкий уровень тревожности. Эти данные также были подтверждены методикой «Кактус» и по результатам анкетирования взрослых.

коррекционный эмоциональный волевой дошкольник

Таблица 2 - Уровень тревожности (Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко)

№ п/п

Имя Ф.

Пол

Возраст

Тревожность

       

низкая

средняя

высокая

1

Ваня  Ж.

М

5

 

+

 

2

Андрей З.

М

5

   

+

3

Ярик М.

М

5

   

+

4

Алиса И.

Ж

5

 

+

 

5

Алина Б.

Ж

5

 

+

 

6

Алиса Л.

Ж

5

+

   

 

Таким образом, в ходе диагностики, в совокупности вышеназванных методик, выявилась группа детей (2 детей) с высоким уровнем тревожности и страхов, и именно на этих дети в первую очередь и направлена наша коррекционно-развивающая программа.

Необходимо отметить, что при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических заданий, трудности имеют не все дети. А дети, которые затрудняются при выполнении задании, сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости. Свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где проявляют себя агрессивно, сердятся и т.д.

В результате наблюдения, анализа результатов анкетирования родителей, диагностических методик была выявлена группа детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере: тревожность, агрессивность, гиперактивность, что позволило определить направления коррекционно-развивающей работы.

Информация о работе Изучение эмоционально – волевой сферы дошкольного возраста