Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:36, курсовая работа
В такие центры поступают дети с последствиями социально-психологической депривации и жестокого обращения, поэтому к тем, кто с ними работает, предъявляются высокие требования. Успех социально-психологической реабилитации воспитанников в определяющей степени зависит от того, в какой мере его сотрудники готовы работать с данной категорией детей. Пока еще система профилактики безнадзорности детей не имеет достаточного числа кадров, специально подготовленных для работы с такими детьми. Но как показывает наблюдение, первостепенное значение в сложившихся условиях приобретает позитивная мотивация сотрудников, умение проникнуть через защитные механизмы психики, выявить, понять индивидуальные особенности с целью дальнейшего прогнозирования поведения, конструктивного взаимодействия, создания наиболее благоприятных условий воспитания. Все это зависит от личностных качеств педагогов (эмпатия, толерантность, эмоциональная устойчивость и т.д.), знаний, умений, желания контактировать с коллегами в процессе социального возрождения и развития детей.
Введение ..................................................................................................... 3
ГЛАВА № 1: Методология исследования в психосоциальной
сфере ………………………………………………………………………. 5
ГЛАВА № 2: Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работающих с девиантными детьми.
2.1. Объект исследования ......................................................................... 13
2.2. Использованные методики и процедура исследования ................... 14
2.3. Обработка полученных данных ............................................................17
2.4. Результаты количественного анализа ................................................ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 23
ЛИТЕРАТУРА ...........................................................................................…24
Тесты достижений предназначены для оценки уровня овладения знаниями, умениями и навыками в какой-либо конкретной деятельности и используются преимущественно в сферах обучения и профотбора. По типу задания различают тесты действия, письменные и устные тесты.
Рассмотрим отдельно проективные тесты. В рамках проективного диагностического подхода получение информации основано на анализе особенностей действий испытуемого с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его слабой структурированности и неопределенности объектом проекции. Соответственно, методики, основанные на использовании принципа проекции, называются проективными (прожективными). Понятие проекции для обозначения этих методик впервые было использовано французским психологом Л.К. Франком в 1939 г. и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось, став общепринятым.
Тестирование с помощью проективных методов имеет следующие наиболее общие особенности. В методиках используется неоднозначный, слабоструктурированный стимульный материал, допускающий большое число вариантов восприятия и интерпретации. При этом предполагается, что чем слабее он структурирован, тем выше степень проекции: «Субъект, поглощенный попытками интерпретировать вроде бы ничего субъективно не значащий материал, не замечает, как раскрывает свои волнения, страхи, желания и тревоги. Таким образом значительно снижается сопротивление при раскрытии личных, иногда очень болезненных проблем». Немаловажным достоинством многих проективных методик является то, что ответы испытуемых не обязательно должны даваться в вербальной форме (как в случае с опросниками), что позволяет использовать их в работе и со взрослыми, и с детьми.
Стандартизация, надежность и валидность теста
Рассмотрим понятия стандартизации, надежности и валидности теста с позиций классической эмпирико-статистической теории. В соответствии с этой теорией конструирование тестов для изменения психологических свойств и состояний основано на шкале интервалов. Измеряемое психическое свойство считается линейным и одномерным. Предполагается также, что распределение совокупности людей, обладающих данным свойством, описывается кривой нормального распределения.
Надежность теста. Если тест проводить много раз, то среднее значение будет характеристикой «истинной» величины параметра. Под надежностью теста принято понимать устойчивость результатов к воздействию случайных факторов, внешних и внутренних. Наиболее часто проводится оценка ретестовой надежности. Чем теснее коррелируют результаты начального и повторного (обычно отсроченного на несколько месяцев) проведения теста, тем он надежнее.
Валидность теста. Проблеме валидности в классической теории теста уделяется много внимания, однако теоретически она никак не решается. Валидность означает пригодность теста измерять то свойство, для измерения которого он предназначен. Следовательно, чем больше на результат выполнения теста или отдельного задания влияет измеряемое свойство и чем меньше другие переменные (в том числе внешние), тем тест валиднее. Тест валиден (и надежен), если на его результаты влияет лишь измеряемое свойство. Тест невалиден (и ненадежен), если результаты тестирования определяются влиянием нерелевантных переменных.
Стандартизация теста заключается в приведении процедуры оценок к общепринятым нормативам. Стандартизация предполагает преобразование нормальной или искусственно нормализованной шкалы первичных оценок в шкальные оценки. Тестовые нормы, полученные в ходе стандартизации, представляют собой систему шкал с характеристиками распределения тестового балла для различных выборок. Они не являются «внутренними» свойствами теста, а лишь облегчают его практическое применение.
Глава 2: Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптациеи у педагогов, работающих с девиантными детьми.
Цель: изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптациеи у педагогов, работающих с девиантными детьми.
Объект исследования: педагоги, работающие в ГБУ “Социальный приют для детей и подростков” г. Тверь. В эксперименте участвовал 30 человек.
Предмет исследования: уровень социально-психологической адаптации, эмпатия и направленность личности как индивидуально-типологические качества педагогов.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования заключается в следующем: уровень развития эмпатических способностей взаимосвязан с направленностью личности и со степенью социально-психологической адаптации у педагогов, работающих с девиантными детьми.
2.2. Использованные методики
Достоверность исследования
обеспечивалась подбором
Для решения поставленных эмпирических задач наиболее удачными представляются следующие тесты:
В.В. Бойко предложил опросник для выявления уровня эмпатических способностей:
“Ключ” для обработки результатов:
Рациональный канал эмпатии: «да»1, 7, 19, 25; «нет» 13, 31
Эмоциональный канал эмпатии: «да» 8, 20, 32; «нет» 2, 14, 26
Интуитивный канал эмпатии: «да» 9, 15, 21, 27; «нет» 3, 33
Установки, способствующие
«да» 4; «нет» 10, 16, 22, 28, 34
Проникающая способность : «да» 5; «нет» 11, 17, 23,29,35
Идентификация: «да» 6, 12, 18, 30; «нет» 24, 36
Методика диагностики направленности личности В. Басса:
С ее помощью выявляются следующие направленности личности:
Из ответов на каждый
из пунктов необходимо выбрать
тот, который лучше всего
«Я» - а,б,а,в,б,в,в,а,в,а,б,б,в,а,б,
«О» - в,в,в,б,а,а,б,б,а,в,в,а,а,в, в,в,в,б,б,б,а,а,а,в,в,а,а
«Д» - б,а,б,а,в,б,а,в,б,б,а,в,б,б,а,
Опросник СПА (социально-
Оценка идет по шкалам:
Дезадаптивность (2,6,7,13,16,18,25,28,32,36,
Неприятие себя (7,59,62,65,90,95,99)
Неприятие других (2,10,21,28,40,60,76)
Эмоциональный дискомфорт (6,42,43,49,50,83,85)
Внешний контроль (25,36,52,57,70,71,73,77)
Ведомость (16,32,38,69,84,87)
2.3. Процедура исследования и обработка полученных данных
Встреча с испытуемыми (педагогами государственного бюджетного учреждения “Социальный приют для детей и подростков” г. Тверь) проводилась три раза. Тестирование носило групповую форму работы. В первый раз им предъявлялся опросник Бойко В.В, во второй – опросник СПА, в третий – методика Б.Басса. Данная стратегия исследования была использована из-за большого количества вопросов и возможного переутомления. Испытуемым зачитывалась инструкция, а затем раздавались бланки с вопросами.
Была составлена таблица стандартизированных данных для всей выборки испытуемых (приложение 4), было исследовано 17 параметров. В данной таблице под номерами 1-7 представлены результаты методики В.В. Бойко, под номерами 8-10 стоят данные, полученные с помощью опросника Б.Басса, цифры 11-17 отражают результаты, полученные при помощи методики СПА.
Для дальнейшей
обработки таблица
Для
всех параметров нашего
По полученным
данным представлено визуальное изображение
процентного соотношения
Рис.1.1. Столбиковая гистограмма: Процентные показатели уровня развития эмпатии (в сравнении с возрастной нормой) у педагогов, работающих с девиантными детьми