Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:45, доклад
Адлер, который в детстве часто и тяжело болел, надеялся, что выбор профессий врача поможет ему и его близким в борьбе с недугами. Окончив медицинский факультет Венского университета, он практиковал как врач-офтальмолог. Однако вследствие его растущего интереса к деятельности нервной системы область занятий Адлера стала смещаться в сторону психиатрии и неврологии.
Индивидуальная психология Адлера
Альфред А́длер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр
Адлер, который в детстве часто и тяжело болел, надеялся, что выбор профессий врача поможет ему и его близким в борьбе с недугами. Окончив медицинский факультет Венского университета, он практиковал как врач-офтальмолог. Однако вследствие его растущего интереса к деятельности нервной системы область занятий Адлера стала смещаться в сторону психиатрии и неврологии.
В1902 г. Адлер стал одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления - Фрейда. В1910 г. по предложению Фрейда он возглавил Венское психоаналитическое общество. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Когда эти расхождения обострились, ему было предложено изложить свои взгляды, что он и сделал в1911 г., отказавшись затем от поста президента общества. Спустя некоторое время он официально оборвал свои связи с психоанализом, вышел из общества со своими сторонниками и организовал собственную группу, получившую название Ассоциация индивидуальной психологии.
____________
Если чувство общности определяет направление жизни, ее стиль то два других врожденных и бессознательных чувства - неполноценности и стремления к превосходству - представляют собой источники энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.
«Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно — причина всех улучшений в положении человечества» (Adler, 1956, р. 117). Для Адлера практически весь прогресс есть результат наших стараний компенсировать чувство неполноценности. Это чувство подталкивает нас к более значительным достижениям.
Стремление
к превосходству может принимать как позитивное,
так и негативное
направление. Если это стремление связано
с социальным интересом и заботой о благополучии
окружающих, оно развивается в конструктивном
и здоровом направлении. Личность, ведомая
такой целью, старается расти, развивать
свои навыки и возможности, стремится
к конструктивному образу жизни. Однако
некоторые люди ищут личного превосходства,
стараясь ощутить его, подчиняя себе других,
вместо того чтобы становиться более полезными
для окружающих. Для Адлера стремление
к личному превосходству есть невротический
симптом, результат сильного чувства неполноценности
и отсутствия социального интереса. «Чувство
личной ценности может возникать лишь
из достижений, из способности преодолевать».
Цель достижения превосходства имеет
свои корни в эволюционном процессе постоянной
адаптации к окружающей среде. Все виды
должны развиваться в направлении наиболее
эффективной адаптации, в противном случае
они исчезнут. Таким образом, личность
вынуждена искать более гармоничных отношений
с окружающим миром: «Если бы это стремление
не было врожденной чертой организма,
ни одна из форм жизни не могла бы сохранить
себя. Таким образом, цель как можно лучше
приспособить окружающую среду к своим
нуждам, которую называют стремлением
к совершенству, также характеризует развитие
человека». «Жить — значит развиваться».
Однажды Адлер сказал пациенту:
«Что вы делаете сперва, когда учитесь
плавать? Вы делаете ошибки, не правда
ли? А что случается потом? Вы делаете другие
ошибки, и когда сделаете все ошибки, которые
только возможно сделать, не утонув, —
а некоторые из них много раз подряд, —
что вы обнаруживаете? Что умеете плавать?
Прекрасно, жизнь — это то же самое, что
обучение плаванию! Не бойтесь делать
ошибки, потому что нет другого пути научиться
жить!»
Согласно Адлеру, «высший закон жизни» состоит в том, что «чувство ценности человеческой личности не должно уменьшаться» (Adler, 1956, р. 358). Личности хотят испытывать чувство успеха и самоуважения.
Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, - компенсация.
Адлер выделил четыре основных вида компенсации – неполную компенсацию, полную компенсацию, сверх компенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь. Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.
Он считал, что дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.
В случае сверхкомпенсации
такие люди стараются обратить свои знания и умения
на пользу людям, их стремление к превосходству
не превращается в агрессию против людей.
«Почти у всех выдающихся людей мы можем
найти какой-либо органический недостаток,
и это производит впечатление, что они
болезненно переживали собственную неполноценность
в начале жизни, но боролись и преодолели
свои затруднения» (1931, р. 248).
«Важно не то, с чем человек родился, а
то, как он этим распоряжается» (Adler, 1964b,
p. 86). Примером такой сверхкомпенсации
превосходства при социальном жизненном
стиле для Адлера служил Ф. Рузвельт, преодолевший
свою физическую слабость, многие другие.
В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии его личности. Так, неполная компенсация способствует возникновению комплекса неполноценности, который изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, и ребенок, так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которыми его окружают. Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останавливает личностный рост и формирует неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.
В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе для общества, а о своих выгодах. Подобные люди - тираны и агрессоры, они подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадят даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущи комплексы вины и неполноценности.
______________________________
Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие общества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации есть корень невротических и плохо приспособленных стилей жизни.
Источники:
«Теории психотерапии» Паттерсон, Уоткинс
Итоги главы.
— Важнейшим вкладом Адлера
в современную психологию является
доказательство значения несексуальных
факторов в окружающем мире, единства
личности, роли власти и агрессии в
человеческом поведении, а также
понятие комплекса
— Адлер подчеркивал уникальность каждого
человека и важность понимания того, что
личность — единое целое, включенное в
социальную систему.
— Покорение своего окружения является
приоритетной задачей для личности, но
это стремление уравновешивается социальным
интересом, или чувством общности и сотрудничеством.
— Как и в бихевиоризме (behaviorism), понятия
в психологии Адлера привязаны к конкретному,
реально существующему поведению. Акцент
делается на доступном для наблюдения
поведении и следствиях из него.
— Индивидуальная психология занимается
отношениями между человеком и окружающей
средой, а не течением процессов, происходящих
глубоко внутри психики (intrapsychic dynamics).
— Практически любой прогресс есть результат
стараний личности компенсировать органическую
неполноценность или чувство неполноценности,
и эти старания лежат в основе наиболее
значительных достижений человечества.
— Стремление к власти — фундаментальное
стремление человеческой души. Более поздняя
формулировка этого принципа — стремление
к превосходству, здесь учитывается роль
развития и творческого роста.
— Эволюционный процесс осознанного приспособления
к окружающему миру — основа стремления
личности к совершенству или наиболее
эффективному управлению окружающей средой.
— Цель достижения превосходства или
совершенства подвигает здоровую личность
стремиться к постоянному развитию и росту.
Такое стремление позитивно, если включает
социальный интерес и заботу о благополучии
остальных. Оно негативно, если сосредоточено
на желании личного превосходства путем
преобладания над другими.
— Цель каждого человека — стать ценной
и значительной личностью. Важнейший закон
жизни состоит в том, что ощущение человеком
ценности своей личности не должно уменьшаться.
— Поведение определяется индивидуальной
концепцией мира.
— Обсуждать и лечить психологические
и эмоциональные проблемы нужно в контексте
жизненных целей и жизненного стиля личности.
Единый жизненный стиль человека проявляется
в любой черте его поведения и в любом
симптоме.
— Способность к творчеству, т. е. способность
формулировать как цели, так и способы
их достижения, — основа личности. Жизненная
цель обеспечивает последовательную организацию
жизни человека: это его творческий ответ
окружающему миру.
— Чувство общности, или социальный интерес,
— это чувство принадлежности к более
крупному социальному целому и привязанности
к семье, окружению, обществу и человечеству.
— Сотрудничество — ключевая составляющая
социального интереса. Чувство неполноценности
может быть преодолено только через активное
участие человека в жизни других людей
в качестве полезного и ценного члена
общества.
— Корень неадаптивных и невротических
стилей жизни — неумение сотрудничать
и, в результате, ощущение неудавшейся
жизнии собственной несостоятельности.
— Здоровая личность взаимодействует
с другими, для нее характерны сильный
социальный интерес и конструктивное
стремление к превосходству.
— Любой невроз — это попытка достичь
ощущения состоятельности и преодолеть
чувство неполноценности. Неврозы изолируют
человека, они уводят его от взаимодействия
с обществом и от решения проблем реальной
жизни. Чтобы вылечить невроз, терапевт
должен помочь пациенту полностью изменить
свою ориентацию, направить пациента обратно
в общество.
— Те люди, которым недостает уверенности
в своей способности эффективно и конструктивно
взаимодействовать с другими, ищут личного
превосходства. Чувство неполноценности
в этом случае преобладает.
— Более важно понять последствия поведения
человека, чем его внутренние переживания.
Настоящее постижение человеческого характера
— это не просто абстрактное знание, а
понимание, воплощенное в конструктивное
действие.
— Ядро всех психологических проблем
— забота о себе вместо заботы о других.
Ключевые понятия.
Апперцепция (Apperception). Восприятие, включающее субъективную
интерпретацию того, что мы получаем посредством
чувств.
Комплекс неполноценности
(Inferiority complex). Чувство собственной несостоятельности,
которое является результатом того, что
ребенок ощущает себя маленьким и бессильным.
Адлер рассматривал психологический аспект
неполноценности, который, как он полагал,
присутствует в жизненном опыте каждого
ребенка (см. Органическая неполноценность).
Жизненная цель (Life goal). To,
чего человек хочет достичь в жизни. Начинает
формироваться в детстве в качестве компенсации
чувства неполноценности, а затем как
защита от ощущения собственного бессилия.
Жизненный стиль
(Lifestyle). Уникальный для каждого человека
способ взаимодействия с жизнью и приспособления
к ней для достижения своих целей.
Органическая неполноценность
(Organ inferiority).Утверждени
Схема апперцепции
(Schema of apperception).Индив
Социальный интерес
(Social interest). Сопереживан
Концепции
Чувство неполноценности. Для Адлера чувство неполноценности было универсальным; каждый из нас в той или иной степени его переживает. По мнению Адлера, это идет из детских переживаний собственной слабости, уязвимости и зависимости. Чувствовать собственную неполноценность означает чувствовать себя "хуже других". Это чувство служит индивиду мотивацией к преодолению. "Индивид постоянно испытывает чувство неполноценности, которое служит для него мотивацией" (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 117). Вместе с тем Адлер тут же добавляет: "выраженность чувства небезопасности и неполноценности определяется, в основном, детскими интерпретациями" (там же, р. 116).
Комплекс неполноценности. Чувство неполноценности, по мнению Адлера, является универсальным, это "стимул к здоровому, нормальному стремлению и развитию" (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 258). Если это чувство становится чрезмерным или обременительным, возникает комплекс неполноценности, то есть появляется озабоченность своей неполноценностью, что служит причиной сомнений и выраженного дистресса. Чувство неполноценности перерастает в "патологическое состояние лишь тогда, когда ощущение собственной неадекватности переполняет индивида и вместо того, чтобы стимулировать его к полезной деятельности, повергает в депрессию и лишает способности развиваться" (там же, р. 258). Комплекс неполноценности лежит в основе невроза (Adler, 1931/1958).
Стремление к цели. "
Стремление к превосходству. Эт
Жизненный стиль. Жизненный стиль, или стиль жизни, как его часто называют, является важнейшей организующей концепцией. Жизненный стиль может иметь отношение к "личности", "Эго", "самости". Он включает ориентирующую цель индивида, представления о себе, представления о других, о мире в целом, а также этические убеждения индивида (Mosak, 1989). Это наша когнитивная карта - карта, которая позволяет осмыслить, понять окружающий мир, отреагировать на него, функционировать в нем. Жизненный стиль - целостное образование, поняв его, можно составить представление о функционировании личности. "Чтобы заглянуть в будущее человека, необходимо понять его жизненный стиль" (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 195). Понимание стиля жизни является непременным условием проведения психотерапии по Адлеру.
Социальный интерес. Ансбахер (Ansbacher, 1968) ссылается на социальный интерес как на самую характерную концепцию Адлера; эта же концепция, с его точки зрения, наиболее трудна для понимания. В упрощенном виде социальный интерес означает "умение видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого человека" (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 135). Более сложное определение социального интереса гласит, что он "означает, в частности, интерес к сообществу в целом или ощущение своей причастности к сообществу sub specie aeternitatis (согласно определению, приведенному в Словаре Вебстера: в аспекте вечности; в своей существенной или универсальной форме или природе). Социальный интерес означает стремление к обществу, которое должно мыслиться как вечное, как если бы мы могли думать о нем как о человечестве, достигшем совершенства" (р. 142). Социальный интерес подразумевает эмпатию, идентификацию с другими, сближение с другими. Социальный интерес является критерием психического здоровья. Те кто проявляет социальный интерес, с большей вероятностью являются психически здоровыми, счастливыми, вносят заметный вклад в жизнь общества. Отсутствием социального интереса отличаются совершенно другие люди: "Все неудачники - страдающие неврозами, психозами, преступники, пьяницы, проблемные дети, самоубийцы, извращенцы и проститутки - являются неудачниками, потому что им недостает чувства ближнего и социального интереса" (Adler, 1931/1958, р. 8).