Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:37, реферат
Один наиболее выдающийся психолог, разошедшийся с Фрейдом и избравший путь создания своей собственной теории стал Альфред Адлер . Он с самого начала горячо поддерживал широту и новизну теории Фрейда. Однако со временем он заявил о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни.
1. Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2
2. Альфред Адлер:
Индивидуальная теория личности биографический очерк - - - - - - - 2
3. Основные концепции индивидуальной психологии - - - - - - - - - - - - 3
3.1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое - - - - - - - - - - - - - 3
3.2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству - - - - - - 3
3.3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое - - - - - - - - 4
3.4. Социальная принадлежность индивидуума - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
3.5. Индивидуальная субъективность - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -5
3.6. Комплекс неполноценности и компенсация - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 5
3.7. Социальный интерес - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 5
3.8. Стиль жизни - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6
4. Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6
5. Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 8
Санкт-Петербургский
государственный университет
Кафедра психологии.
Реферат на тему :
Индивидуальная психология Альфреда Адлера
Выполнил: студент 2 курса гр 2-ВД-17
Чернякина Анастасия
Санкт-Петербург
2011
1. Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2
2. Альфред Адлер:
Индивидуальная
теория личности
3. Основные
концепции индивидуальной
3.1. Индивидуум как
единое и самосогласующееся
3.2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству - - - - - - 3
3.3. Индивидуум как
творческое и
3.4. Социальная принадлежность индивидуума - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
3.5. Индивидуальная субъективность - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -5
3.6. Комплекс неполноценности и компенсация - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 5
3.7. Социальный интерес - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 5
3.8. Стиль жизни - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6
4. Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6
5. Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 8
Введение
Один наиболее выдающийся психолог, разошедшийся с Фрейдом и избравший путь создания своей собственной теории стал Альфред Адлер . Он с самого начала горячо поддерживал широту и новизну теории Фрейда. Однако со временем он заявил о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни. Обсудим главные концепции теории А. Адлера. Он внес значительный вклад в наше понимание личности, и некоторые из его идей имеют актуальность и в сегодняшнее время. Главным в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Вот одни из главных тем теории А. Адлера сфокусированы на способности людей:
• творить свою судьбу;
• преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь;
• совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.
2. Альфред Адлер:
Индивидуальная теория
Альфред Адлер (Alfred Adier) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Он был сыном торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. В первых классах школы Адлер учился весьма посредственно. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Адлер стал лучшим учеником но математике в классе.
В 18 лет Адлер
поступил в Венский
Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. С 1902 по 1911 годы он был активным членом кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Но Адлер скоро начал развивать идеи, отличавшиеся от идей Фрейда и сторонников его теории. Его взгляды становились все более несовместимыми с позицией Фрейда. В 1911 году Адлер сложил с себя обязанности президента Венского психоаналитического общества и вышел из него. После чего он и основал Общество свободного психоанализа — большей частью из желания досадить Фрейду и некоторым из его преданных единомышленников. В следующем, 1912 году название адлеровского общества было изменено, и оно стало Обществом индивидуальной психологии. В 1935 году Адлер с женой обосновались в Нью-Йорке. Вскоре после этого он получил должность практикующего профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Лонг-Айленде и продолжил свою частную психиатрическую практику. Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали психиатрами, как и отец.
Адлер был неутомимым лектором. Он читал свои лекции непринужденно и пользовался большой популярностью. 28 мая 1937 года во время лекционного турне Адлер внезапно скончался в шотландском городе Абердине.
Адлер был плодовитым и активным писателем. За свою жизнь он написал около 300 книг и статей. Возможно, лучшим введением в его теорию личности является «Практика и теория индивидуальной психологии».
3. Основные
концепции индивидуальной
Альфред
Адлер — основатель холистической системы
индивидуальной психологии, которая рассматривает
личность как часть социальной системы,
неразрывно связанную с другими. Он назвал
свою теорию индивидуальной психологией (IndividualPsychol
Последователи Адлера основали центры
в Европе, в частности в Англии, и в Соединенных
Штатах; многие из его оригинальных идей
стали широко применяться в современной
психологии и психотерапии. Наверно, введенная
Адлером концепция комплекса неполноценности(inferioritycom
Четыре основных принципа адлеровской
системы — это целостность, единство индивидуального
стиля жизни, социальный интерес, или чувство
общности (community feelings), и важность целеориентированного
поведения. Вывод Адлера о том, что цели
и ожидания больше влияют на поведение
человека, чем впечатления прошлого, был
главной причиной его расхождения с Фрейдом.
Адлер полагал также, что люди руководствуются
прежде всего целью достижения превосходства
или завоевания окружающей среды. Он выделял
как эффект социального воздействия на
личность, так и важность социального
интереса личности: чувства общности,
сотрудничества и заботы о других. По Адлеру,
жизнь в основе своей есть движение к все
более успешной адаптации в окружающем
мире, большему сотрудничеству и альтруизму.
Индивидуальная психология Адлера похожа
на бихевиоризм (behaviorism) тем, что занимается
доступным для наблюдения поведением
и его последствиями, а также утверждает,
что любая концепция должна быть конкретной
и привязанной к реально существующему
поведению. В отличие от большинства психологических
теорий, описанных здесь, индивидуальная
психология не является глубинной психологией (depthpsychology),
3.1. Индивидуум
как единое и
Прeдставление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную идею адлеровской психологии [Aдлер, 1995 стр. 116]. Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни “individuum” означает «неделимый» — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в отдельности, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.
3.2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
Утверждая, что
человек стремится к
3.3. Индивидуум
как творческое и
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум — нечто большее, чем только продукт этих двух влияний [Aдлер 1995 с. 144 ] . А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, — свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Это творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты.
3.4. Социальная принадлежность индивидуума
Адлеровское видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как составную часть больших систем — семьи, сообщества: “Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него” [Aдлер, 1995 p. 2]. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интереc — врожденное стремление вступать во изаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным.
3.5. Индивидуальная субъективность
Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире. Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями — личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руководствоваться кредо «честность — лучшая политика», или «каждый за себя», или уверенностью в том, что в загробной жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет.
3.6. Комплекс неполноценности и компенсация
Сформулированная идея
о неполноценности , прежде всего
– неполноценности того или иного
органа как существенного
3.7. Социальный интерес
Адлерианская психология исходит из убеждения , что удлетворённость жизнью во многом зависит от социального интереса как основы человеческого существования . По Адлеру , здоровая личность- это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предпочитает социальные личностные чувства, поведение. Идея социального интереса основана на предположении, что человек – не самодостаточное существо и поэтому должен учиться взаимозависимости.
3.8. Стиль жизни
Адлер в своих ранних работах говорит о “первичной форме адаптации индивида к жизни “ [Aдлер 1995 с.189] . Этот изречение которое Адлер позже назвал “планом”, формируется в течение первых пяти лет жизни. Как только план возник, он становится костяком, который обрастает смыслами , приобретёнными из жизненного опыта и обладающими направляющей силой. С 1914 года Адлер предпочитает термин ”линия Ego”, затем - ”линия жизни” и наконец ”стиль жизни”. В этой консепции Адлеру принадлежат такие понятия как : “самость” “Я-концепция” “Я-идеальное” “образ жизни” . В заключении отметим, что , по Адлеру , цели поведения человека не меняются в течении жизни , изменяются только отношения . Одна из целей психотерапии – их коррекция.
5. Список литературы :
М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 1995.
Информация о работе Индивидуальная психология Альфреда Адлера