Индивидуальная теория личности Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 19:11, реферат

Краткое описание

Великий философ Уильям Джеймс однажды сказал: "Только наука, непосредственно связанная с жизнью, является настоящей наукой". По-другому эту мысль можно выразить так: в науке, которая непосредственно связана с жизнью, теория и практика почти неразделимы. Наука о жизни становится наукой жить именно потому, что создает себя непосредственно в движении жизни. Все эти соображения особенно справедливы для индивидуальной психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

индивидуальная теория личности Адлера.docx

— 16.71 Кб (Скачать файл)

  1. Принципы индивидуальной психологии

  Великий философ Уильям Джеймс однажды сказал: "Только наука, непосредственно связанная  с жизнью, является настоящей наукой". По-другому эту мысль можно  выразить так: в науке, которая непосредственно  связана с жизнью, теория и практика почти неразделимы. Наука о жизни становится наукой жить именно потому, что создает себя непосредственно в движении жизни. Все эти соображения особенно справедливы для индивидуальной психологии.

  Индивидуальная  психология рассматривает жизнь  человека как целостность, относясь к каждой единичной реакции, каждому  движению и импульсу, как к проявленной  части индивидуальной жизненной  установки. Наша наука была вызвана  практической необходимостью, так как  с помощью определенных знаний возможно корректировать и изменять установки людей. Таким образом, индивидуальная психология является вдвойне пророческой: она не только предсказывает, что случится, но как пророк Иоанн, она предсказывает, что случится, чтобы этого не случилось. 

  1.1 Стремление к цели

  Индивидуальная  психология как наука развивалась  из настойчивого стремления постичь  таинственную творческую силу жизни, силу, которая воплощается в желаний развития, борьбы, достижения, превосходства и даже компенсации поражения в одной сфере, стремлением к успеху в другой. Эта сила телеологическая: она проявляется в устремленности к цели, в которой все телесные и душевные движения производятся во взаимодействии. Таким образом, абсурдно изучать телесные движения и ментальные состояния абстрактно, безотносительно к индивидууму как целому. Абсурден, к примеру, тот факт, что в судебной психологии больше внимания уделяется преступлению, чем преступнику, ведь важен именно он, и совершенно не имеет значения, как долго мы созерцаем преступные действия: невозможно понять их преступный характер до тех пор, пока они не предстанут в качестве эпизода в жизни конкретного лица. Внешне одинаковые действия могут быть преступными в одном случае и не являться преступлением - в другом. Очень важно понять индивидуальный контекст - цель жизни человека, которая определяет направление всех его поступков и побуждений. Понимание цели жизни делает для нас возможным понимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненных действий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого. И наоборот, мы лучше проникаем в смысл целого, когда исследуем части, при условии, конечно, что мы видим их в качестве частей этого целого.

  Альфред Адлер в своём труде «Индивидуальная  психология как путь к познанию и  самопознанию человека» говорит  о познании линий и путей внутри обширной области человеческой души, о том, чтобы научиться понимать сложные мелодии психики индивида, которые звучат подобно симфонии, сочиненной композитором. В этом смысле каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей. По этой причине картина его душевной жизни составляет единство.

  Согласно  Адлеру, развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый  для того, чтобы добиваться больше тога, что возможно для него в  актуальной жизненной ситуации, преодолевать недостатки и трудности настоящего благодаря постулированию конкретной цели будущего. Имея эту конкретную цель или намерение, человек чувствует  себя в состоянии преодолеть любые  проблемы, так как в нем живет  его будущий успех. Без ощущения цели деятельность индивида не имел бы никакого смысла. 

  1.2 Чувство неполноценности и чувство общности

  А.Адлер  считал, что психологический контекст приобретает чрезвычайную важность в случаях детей, рожденных с поврежденными органами. Так как эти дети оказываются в более сложной ситуации, чем другие, в них ярко проявляется преувеличенное чувство неполноценности. Уже во время формирования прототипа они более интересуются собой, чем окружающими, и эта тенденция может остаться у них на всю последующую жизнь. Органическая неполноценность - это не единственная причина ошибок в прототипе, есть еще ряд ситуаций, которые могут быть их причиной. Например, ситуации избалованных и отвергнутых детей. Далее у нас будет возможность описать их более детально и предоставить истории клиентов, иллюстрирующих три особо неблагоприятные ситуации: детей с поврежденными органами, избалованных и отвергнутых детей. Сейчас же важно отметить, что эти дети растут, испытывая затруднения и страх, потому что развиваются в окружении, которое не учит их независимости.

  А.Адлер  рассматривал, как совершаются преступления. Он исследовал логику, мышление и мотивы преступника, и обнаружилось, что  преступник считает свои преступления не только разумными, но и героическими. Он верит, что достиг превосходства, а именно, он стал умнее полиции  и обрел способность превосходить других. Таким образом, в своих  глазах он - герой; он не видит, что поступки его демонстрируют что-то иное, очень  далекое от героики.[8]

  Недостаточно  развитое у преступника чувство  общности, которое направляет его  активность в бесполезное русло, связан с недостатком у него мужества и малодушием, однако он об этом не знает. Те, кто ориентирован на бесполезную  жизнедеятельность, часто боятся темноты  и изоляции; они хотят быть с  другими. Это - малодушие, вещи следует  называть своими именами. В самом  деле, наилучшим способом воспрепятствовать преступлениям было бы убедить всех, что преступление - это не более, чем выражение малодушия.

  Хорошо  известно, что некоторые преступники, достигая тридцатилетнего возраста, находят работу, женятся и в  дальнейшем становятся добропорядочными гражданами. Что же происходит? Посмотрим  на взломщика. Как тридцатилетний взломщик может соперничать с двадцатилетним? Последний разумнее и у него больше сил. Более того, к тридцати годам образ жизни преступника меняется. В результате - преступная профессия перестает быть выгодной преступнику, и приходит время отставки.

  В этой связи, в отношении правонарушителей стоит задуматься еще над одним  фактом: сейчас, если мы ужесточим наказание, кроме того, что запугаем преступника, мы также укрепим его веру в  собственный героизм. Мы не должны забывать, что преступник живет в эгоцентричном  мире, где нет места истинной смелости, уверенности в себе, здравого смысла или понимания общечеловеческих ценностей. Единение с обществом  для таких личностей невозможно. Невротики редко организуют клубы, и это абсолютно недосягаемое искусство для людей, страдающих агорафобией, или для душевнобольных. Проблемные дети или личности, склонные к самоубийству, никогда не заводят  друзей, - факт, причину которого никогда  не пытались установить.

  А причина в том, что эти люди никогда не заводят друзей, так  как с самого начала их жизнь приняла  эгоцентричное направление. Их прототип был ориентирован в сторону ложных целей, продолжая в дальнейшем линию  в направлении бесполезной жизнедеятельности.


Информация о работе Индивидуальная теория личности Адлера