Индивидуальное психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Что такое психологическое консультирование и психотерапия?
Психологическое консультирование и психотерапия - это виды психологической помощи, ориентированные на преодоление проблем психологического характера. Психологическое консультирование направлено на решение различного рода психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных проблем. В трудный, критический момент в Вашей жизни, психолог-консультант может помочь Вам преодолеть стресс, жизненный кризис, потерю близкого человека, а также лучше понять Вашу жизненную ситуацию и принять верное решение.

Содержание

Введение.

1. Особенности проведения первичной консультации.
1.1. Теоретические принципы первичной консультации
1.2. Начало консультации
1.3. Середина консультации
1.4. Конец консультации
2. Особенности консультации клиента в состоянии кризиса.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

психологическое консультирование.docx

— 35.18 Кб (Скачать файл)

    На начальной стадии беседы также следует определить подходящий уровень активности. В первые минуты беседы, после структурирующей ситуацию информации и открытого вопроса о причинах обращения консультанту на некоторое время бывает полезно занять пассивную позицию. Когда клиент говорит, следует слушать и планировать стратегию консультации, особенно относительно степени контроля над процессом беседы. Так например, с болтливым или отвлекающимся клиентом следует проявлять большую активность, чтобы время консультации не было съедено малозначимыми деталями. И наоборот, с клиентом, который последовательно излагает проблему, добавляя её всё новыми и новыми измерениями, контроль со стороны консультанта может быть минимальным, здесь наиболее уместным будет активное слушание и редкие, углубляющие исследование проблемы реплики консультанта. Однако и в данной ситуации не стоит забывать об ограничении количества доступного времени, которое вы можете уделить исследованию определённых тем.

 

1.3 Середина  консультации

    Основная задача этой стадии - формулирование гипотез касательно природы проблем клиента и их проверка посредством сбора дополнительной информации и применения уместных техник. Если вы получаете необходимую информацию сохраняйте минимум контроля. Если же рассказ клиента малосодержателен, то стоит занять более активную позицию. Не бойтесь проявлять контроль. Клиент нормально реагируют, когда его вежливо прерывают. Порой клиент скатывается на малозначимые темы, или слишком подробно излагает несущественные детали. Хотя иногда такие малозначимые темы могут вывести на значимые области, однако чаще они лишь съедают весьма ограниченное время первой встречи.

    Контроль за ходом беседы - это проявление ответственности консультанта.

    Только лишь слушания, даже самого чуткого, в большинстве ситуаций недостаточно. Проявление активности в ограничении содержания речи клиента и удержание фокуса на определённых жалобах, темах, ситуациях позволяет консультанту формулировать и проверять начальные гипотезы относительно клиента и его проблем, тем самым с максимальной пользой использовать потенциальную возможность их решения.

    Когда вы придерживаетесь определённой линии исследования и появляется важная, но не связанная с ней информация, отметьте её про себя и убедитесь, что вы закончили текущую тему, прежде чем перейти к новой теме. Перейти к новой теме можно например следующим образом: “Когда вы говорили о ваших чувствах к мужу вы упомянули о смерти вашей матери и это, как мне показалось, очень важно для вас. Не могли бы вы больше рассказать об этом”. Перед тем как увлечься новой темой важно закончить предыдущую линию исследования. Увлечение новой темой является часто встречаемой ошибкой, которая приводит к спутанному и поверхностному пониманию проблем клиента.

    В ситуации резкого перехода клиентом к изложению новой темы прямое проявление контроля со стороны консультанта может выглядеть, например, следующим образом : “Я понял, что это важно для вас, но не могли бы мы вернуться к тому, что вы сказали ранее о ваших проблемах на работе и рассказать о них?” Представляйте новые темы клиенту, чтобы он понимал куда движется беседа (“Вы упомянули о ссорах с матерью. Поэтому я бы хотел сейчас обратиться к обсуждению вашей семьи и тех проблем, которые связаны с ней. Вероятно мы бы могли начать с вашей матери - не могли бы вы больше рассказать мне о ней?”). Изучайте вместе с клиентом каждую тему: начинайте с открытых вопросов, далее в случае необходимости используете прояснение, отражение чувств, конфронтацию, интерпретацию и другие техники. Использование техник на первой сессии носят характер пробного вмешательства. То, как клиент реагирует на пробные вмешательства консультанта, говорит нам о степени готовности использовать терапевтический потенциал консультирования, то есть тех средств, которые может предложить ему консультант. Как точно замечают Р. Шерман и Н.Фредман “каждую конкретную технику одновременно можно рассматривать и как психодиагностический тест” (цит. по Навайтис. Г. 1999). Откликаемость клиента на пробные вмешательства отражает уровень открытости-закрытости, способность входить в контакт со своими чувствами, умение использовать иную точку зрения для понимания своих проблем, и тому подобные важные факторы при оценки уместности того или иного вида консультирования.

    Избегайте жаргона и проясняйте слова и фразы, которые вы не понимаете и которые могут иметь один смысл для вас и другой для клиента. Всегда следует прояснять диагностические и психологические “ярлыки”. Например, если клиент упоминает о депрессии, консультант может сказать: “Вы сказали, что были в депрессии. Не моли бы вы своими собственными словами сказать, что именно вы чувствовали?”.

    При проявлении эмоций уместно проявление поддержки и эмпатии, стимулирующее их выражение. (“По-видимому, тогда это вас очень расстроило” или “Это решение,по-видимому, было очень трудным для вас”). Такие высказывания сообщают клиенту, что в отличии от большинства людей, вы способны говорить об их чувствах. Убедитесь, что вы проявляете именно эмпатию, а не симпатию. “Я вижу, как вам трудно говорить об этом” - это эмпатия. А “О боже как же вам не повезло” или “Не знаю как бы я сам справился в этой ситуации” – это симпатия. Проблема с симпатией в том, что она выражает снисходительную позицию консультанта и предполагает смиренную роль клиента. Симпатия часто воспринимается клиентом как проявление жалости. Поэтому если клиент упоминает о жалости следует исследовать не скатились ли вы с эмпатии на симпатию. Эмпатия - это проявление участия одного человеческого существа другому и признание его

чувств, а  не просто автоматическая реакция симпатии и сожаления. Если же говорить на языке терапевтических интервенций, то для выражения эмоций лучше всего подходят такие техники как отражение чувств (“В вашем голосе слышится разочарование. Вы чувствовали, что преодолели все эти проблемы. и вдруг появляется чувство вины и замешательства”), обратная связь (“У вас на глазах появились слёзы, по-видимому, это очень печалит вас”) и вопросы (Не могли бы вы больше сказать о том, что вас злит?”).

 

1.4 Конец  консультации

    Этап завершение беседы включает в себя ряд задач, а именно подведение итогов консультации, обсуждение следующего шага в решении проблемной ситуации, а в случае необходимости также прояснение и коррекция ожиданий клиента. Впечатление клиента о первой встрече с консультантом имеет решающее значения для решения им вопроса о продолжении консультативных отношений. Поспешное, “смазанное” завершение беседы может разрушить в целом успешную консультацию, поэтому на окончание консультации следует специально выделять время. Кроме того некоторое время также бывает необходимо для завершения процесса переживания. Если в ходе рассказа клиента появляется важный материал и происходит выражение связанных с ним чувств, целью конечной фазы консультации становится облегчение эмоционального реагирования и его завершение к концу  беседы.

   Бывает крайне полезно выделить по крайней мере пять минут для подведения итогов консультации, включающего в себя короткое, но точное суммирование содержания беседы и выражение совместно достигнутого в ходе сессии понимания основной проблемы клиента. Из суммирования часто вытекает тот или иной вопрос или необходимость что-то прояснить, как со стороны консультанта, так и со стороны клиента. Суммируя проблемы клиента бывает полезно спросить: “Что вы считаете вашей основной проблемой, на которой вы бы хотели поработать?”

    Такой вопрос стимулирует мотивацию клиента и предваряет договор о дальнейшем плане действий, в целом, и договорённость о следующей встрече, в частности. Как известно из психотерапевтической практики, важный материал зачастую выражается клиентами именно в конце сессий, поэтому бывает полезно спросить клиента: Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли ещё что-то, что Вам хотелось бы добавить? Этот вопрос порой может привести к появлению совершенно новой важной информации, подробное рассмотрение которой может стать совместной задачей следующей сессии. Кроме того, данный вопрос является также демонстрацией вашей готовности услышать насущную потребность клиента - подлинную причину обращения, о которой, возможно, он не осмелился сказать напрямую.

    Одна из целей заключительной стадии консультации состоит в выяснении соответствия ожиданий, с которыми клиент обратился за помощью и реального опыта консультации. “Как вы себя чувствуете в связи с приходом сюда сегодня?” или “Насколько то, что произошло соответствовало вашим ожиданиям? ... В чем именно?” - вот те вопросы, которые позволяют обнаружить ожидания клиента и обсудить возможные разочарования. Задавание такого рода вопроса порой требует определённого мужества от консультанта. Обсуждение ожиданий - это зачастую трудный разговор о том, чего клиент не получил, но это также потенциальная возможность для коррекции нереалистичных ожиданий от разовой встречи, а следовательно для последующей реализации реалистичного плана действий по решении проблем клиента.

    Заключительная фаза беседы - это также время для предоставления клиенту релевантной информации и дачи профессиональной рекомендации. Существуют проблемы, которые имеют несколько измерений (так например проблема в интимных отношениях может быть связана с нарушением как психологических, так и сексуальных отношений), а то и вовсе выходят за пределы компетентности консультанта. Поэтому помимо (или вместо) психологической помощи клиент может нуждаться в профессиональной помощи другого специалиста - психиатра, юриста, сексолога и т.д. Информирование клиента о доступных ему возможностях и проработка возможных опасений по поводу обращения к тому или иному специалисту - это ещё одна задача конечной фазы первичной консультации. В заключение, я хотел бы добавить, что время для записи содержания консультации (основных тем, фактов истории, гипотез, трудностей и т.д.) наступает сразу после консультации. И хотя бывает очень трудно сосредоточить своё внимание и записать содержание беседы непосредственно после неё, если этого не сделать, важная информация может быть безвозвратно утеряна. В целом, первичная консультация должна проводиться в форме, представляющей пациенту основания для решения, желает ли он подвергнуться курсу консультирования или психотерапии и принять на себя ответственность,неизбежно связанную с реализацией этого замысла.

 

  2. Особенности  консультации клиента в состоянии  кризиса

    Выделяют три важных качества для эффективности психологического консультирования: уважение (отношение к клиенту как к нормальному человеку); добродушие (консультант должен быть человечным, подлинным); эмпатия (способность достоверно понимать клиента и возвращать это понимание обратно клиенту). Другими словами, консультант должен уметь встать на позицию клиента.

    Выделяют четыре стадии кризисной терапии. Обязательная стадия, которую необходимо достигать – это принятие решения.

   Стадия 1 – Принятие. Эта первая стадия направлена на установление контакта склиентом. В начале беседы он может находиться в нерешительности, замешательстве, связанном с тревогой, гневом, печалью, сомнениями, чувством вины.

    Стадия 2 – Проблема. Задача этой стадии – помочь клиенту в определении и прояснении проблемы и конфликта, связанного с проблемой. Конфликт может иметь много причин. В конце клиент должен обозначить свою проблему.

    Стадия 3 – Альтернативы. Задача этой стадии – облегчить клиенту исследование возможных альтернатив, их возможные последствия. Очень важно помнить, что мы не имеем всех ответов и не можем позволять себе говорить другим, как им строить свою жизнь. Право на решение принадлежит клиенту. Консультант подводит его к проблеме с его собственными силами и ресурсами. Если клиент решает эту проблему, то более вероятно, что со следующей кризисной ситуацией он справится сам.

    Стадия 4 – Принятие решения. Решение приходит, когда клиент чувствует, что кризис превратился во вполне управляемую проблему. Если кризис имеет затяжной характер, то консультант должен оставить возможность для повторного обращения в кризисной ситуации. Клиент должен подойти к проблеме со своими собственными силами и почувствовать себя над ситуацией, будучи готовым продолжать свою собственную жизнь.

    Следующие факторы считаются в первую очередь необходимыми для консультации клиента в состоянии кризиса: слушание, принятие, эмпатия и конгруэнтность.

    Правильное слушание клиента – это поддержка (установление контакта с клиентом через принятие и уважение без оценочных суждений) и слушание без оценки идей или поступков. Слушание клиента должно быть систематическим и полным понимания, то есть не должно быть небрежным или частичным. Слушание подразумевает умение воздерживаться от авторитарно-директивной манеры речи; умение отказаться от сосредоточенности на самом себе и упрямства; воздержание от полного или частичного отрицания, от суждений; предоставление возможностей задать полезные вопросы и проявить ответные реакции; предоставление клиенту независимости и автономии.

    Следующее требование – принятие, то есть уважение его как человека, несмотряна то, что он говорит или как ведет себя. Важно не делать оценочных суждений, не брать на себя роль судьи. Следующий фактор – эмпатия. Психотерапевт должен “отражать” наиболее важные утверждения клиента, как бы становясь “зеркалом” для клиента, облекая в слова то, что клиент ещё не может ясно сказать. Наконец, конгруэнтность и личная подлинность играют решающую роль.

Информация о работе Индивидуальное психологическое консультирование