Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:21, лекция
Индивидуальные маршруты сопровождения строятся поэтапно:
Первый этап - диагностический, выявление особенностей межличностного общения подростка в многодетной семье, определение степени удовлетворения базовых потребностей подростка, выявление реализации потребности в самоактуализации подростка.
Второй этап - апробация возможностей построения ситуаций двух видов: индивидуального взаимодействия и посредничества. Эти ситуации, решающие множество задач, позволяют осуществить поиск наиболее адекватных форм контакта.
Третий этап - основной, связанный с углублением контактов социального педагога с матерью и детьми.
Четвертый этап - прогностический, связанный с предугадыванием конфликтной ситуации (на основе знания обстановки в семье) и выстраивании возможных путей ее предупреждения. Знание проблем многодетной семьи позволяет прогнозировать и предупреждать возможные конфликтные ситуации.
Пятый этап - контрольный, выявление результативности мероприятий сопровождения, при необходимости внесение коррективов в маршрут сопровождения
19. Индивидуальные маршруты сопровождения
строятся поэтапно:
Первый этап - диагностический, выявление
особенностей межличностного общения
подростка в многодетной семье, определение
степени удовлетворения базовых потребностей
подростка, выявление реализации потребности
в самоактуализации подростка.
Второй этап - апробация возможностей
построения ситуаций двух видов: индивидуального
взаимодействия и посредничества. Эти
ситуации, решающие множество задач, позволяют
осуществить поиск наиболее адекватных
форм контакта.
Третий этап - основной, связанный с углублением
контактов социального педагога с матерью
и детьми.
Ситуация посредничества может осуществляться:
- между матерью и старшим ребенком,
- между матерью и средним ребенком,
- между матерью и младшим ребенком,
- между детьми (возможны три и более варианта
связей: старший - младший, старший - средний,
средний - младший).
Четвертый этап - прогностический, связанный
с предугадыванием конфликтной ситуации
(на основе знания обстановки в семье)
и выстраивании возможных путей ее предупреждения.
Знание проблем многодетной семьи позволяет
прогнозировать и предупреждать возможные
конфликтные ситуации.
Пятый этап - контрольный, выявление результативности
мероприятий сопровождения, при необходимости
внесение коррективов в маршрут сопровождения
Обратимся к понятию
«сопровождение». Идея сопровождения стала формироваться
в социальной педагогике в конце XIX века.
Под ней понималось первоначально реальное
сопровождение ребенка, неспособного
в силу каких-либо причин действовать
в той или иной области жизни самостоятельно.
Однако по мере развития социальной педагогики
как особой области знания категория сопровождения
стала приобретать самостоятельное значение.
Сегодня термин сопровождение в психологии,
педагогике, социальной педагогике и других
областях знания употребляется как концептуально,
так и в отношении практической деятельности
по решению конкретных проблем. И.А.Липский
анализируя понятие «сопровождение» на
уровне всеобщего, приходит к выводу, что
«сопровождение развития человека представляет
собой его социальное взаимодействие
с окружающими людьми, функциями воздействий
которых является развитие этого человека
на его жизненном пути, в разнообразных
личных и социальных ситуациях [20, 65].
Ю.Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял
для обозначения оказания здоровым людям
психологической помощи, направленной
«не просто на укрепление или достройку,
а на развитие и саморазвитие самосознания
личности», помощи, запускающей механизмы
саморазвития и активизирующей собственные
ресурсы человека [34, 37].
Идея психолого-педагогического сопровождения
подростка в процессе социализации разрабатывалась
А.М.Битяновой, И.В.Дубровской, Е.А.Козыревой,
С.Г.Косарецким, Е.И.Роговым и другими учеными.
В рамках их исследований сопровождение
ребенка в процессе социализации ориентировано
на создание педагогических, психологических,
социальных условий для успешного обучения
и развития каждого ребенка в ситуациях
школьного взаимодействия.
А.М. Битянова выделяет три компонента
психолого-педагогического сопровождения
подростка:
1) систематическое отслеживание психолого-педагогического
статуса подростка с точки зрения его
актуального состояния и перспектив ближайшего
развития. Анализ состояния статуса подростка
позволяет психологу совместно с педагогом
выделить две условные группы «психологически
благополучных» и группу подростков, испытывающих
психологические трудности в обучении,
общении.
2) создание социально-психологических
условий для успешного обучения и развития
подростков, работа с подростками (развивающие
занятия организация специальной развивающей
среды, консультации), методическая помощь
педагогам. Общая цель всех форм работы
в данном направлении - помочь организовать
педагогам и родителям образовательное
и воспитательное пространство, где учитывался
бы потенциал, психологические особенности
подростков, их актуальные интересы и
потребности.
3) создание специальных социально-психологических
условий для решения проблем обучения,
общения и психологического состояния
конкретных подростков. Основная цель
- помочь создать для ребенка, обладающего
данными психологическими особенностями,
конкретными возможностями, соответствующие
условия обучения и общения.