Индивидуальные особенности внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

проблема внимания в современной психологии.свойства и индивидуальные особенности внимания. дигностика свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 571.50 Кб (Скачать файл)

6. Разрывы между линиями  в тех местах, где они должны  быть соединены (1 балл за каждый  разрыв).

В том случае, если линии  штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную

линию штриховки.

7. Залезание линий  одна за другую (1 балл за каждое  залезание).

В случае, когда линии  штриховки на крыше залезают за линии  крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки. Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов.

Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

Но при интерпретации  результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или  «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности. Методику «Домик» можно рассматривать как аналог II и III заданий теста Керна-Йирасека, а именно: срисовывание письменных букв (II задание) и срисовывание группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и II и III задания теста Керна-Йирасека. Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.

Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте[4].

Интерпретация:

0 баллов-высокий уровень  развития произвольного внимания

1-3 балла-средний уровень произвольного внимания

4 балла и выше-низкий  уровень развития произвольного  внимания

 Эксперимент нельзя  проводить с плохо видящими  детьми.

 

Методика «Проставь  значки»

 

Тестовое  задание в этой методике предназначено  для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок (приложениеА) и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в  течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

где S — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов   — показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов — показатель  S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов  – показатель S располагается в пределах от 0,25 до 0,5

0-3 баллов – показатель S располагается в пределах от 0,00 до 0,25

 

Тест «Корректурная  проба» (вариант методики Бурдона)[22, 23]

 

Для детей 6—7-ми лет

Метод исследования внимания «Корректурная проба»  создал Б. Бурдон в 1895 году.

В процессе любой учебной  деятельности, особенно учебной работы в классе, ученику нужно уметь  следовать одновременно нескольким правилам, выполнять несколько требований. Способность ребенка распределять свое внимание одновременно между несколькими условиями деятельности и в течение длительного времени соблюдать их и контролировать свою работу — залог его школьных успехов.

Проверить уровень развития внимания у ребенка можно с помощью простой модели, представленной в многочисленных вариантах корректурных проб (это могут быть буквенные, цифровые матрицы и бланки с любыми другими простыми фигурами, см. приложение Б,В).

Ребенок, последовательно  просматривая в корректурной матрице  каждую строку, должен как можно быстрее зачеркивать разными способами три каких-либо различных элемента матрицы.

Например, треугольник  — поперечной чертой, круг — вертикальной, а звездочку — крестиком. Необходимо фиксировать время выполнения всей работы (максимум — 5 мин.). Через каждую минуту взрослый должен отмечать цветным карандашом на бланке (предупредив об этом заранее ребенка, чтобы не сбивать его темп работы) место текущего поиска ребенком заданных знаков. Таким образом, до окончания работы можно подсчитать продуктивность работы за каждую минуту (число просмотренных за каждую минуту знаков) и число ошибок (неправильно зачеркнутые знаки и пропуски).

Для такой пробы можно  использовать обыкновенную колонку  передовицы из газеты, вычеркивая в  ней аналогично три разные буквы в течение 5 мин. По результатам работы можно составить график продуктивности, откладывая по вертикальной оси число просмотренных за 1 мин. знаков, а по горизонтали — время по минутам. Если кривая на графике имеет тенденцию к некоторому повышению в конце работы, равномерную высоту линии в середине и небольшой спуск в начале — это нормальная кривая распределения внимания (возможны ошибки при высоком темпе работы), с выраженным устойчивым периодом врабатываемости.

Если кривая работоспособности  имеет резкие колебания по всей длине или понижение в конце работы — это свидетельствует о состоянии быстрой истощаемости внимания и сигнализирует о каком-либо неблагополучии в психофизическом состоянии ребенка (перенапряжение от эмоциональных, физических или интеллектуальных нагрузок; соматическое заболевание или какие-то другие причины истощаемости или неустойчивости внимания, например отсутствие мотивации, и т. д.).

Оценки:

Высокий темп — выполнение задания занимает менее 2,5 минут.

Средний темп— 2,5—3 минуты.

Низкий темп — 3—5 минут (скоростные характеристики психической  деятельности являются индивидуальными  для каждого ребенка. Здесь не может быть жестких нормативов и прямой связи с уровнем развития интеллекта).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Была проведена теоретическая работа по изучению внимания, индивидуальных его особенностей. Исследования индивидуальных особенностей внимания, несомненно, включает многочисленные неразрешенные вопросы, как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Однако диагностики, приведенные в работе показывают, что действительно существуют индивидуальные различия во внимании у взрослых и детей и мы в состоянии их зарегистрировать. Также можно сделать вывод о том, что в задачу формирования внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной самостоятельной работы. Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании. Великий режиссер С.Станиславский, который в книге "Работа актера над собой" целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредотачивает внимание на объеме, т.е. внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Внимание неразделимо связано с деятельностью и волей человека.

 Несмотря на то, что исследования внимания порождают  многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89, 1997. - 224 с.
  2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология.- М.: Изд-во МГУ, 1982. - 336с.
  3. ВыготскийЛ. С. Психология. М.: Изд-воЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с.
  5. Дормышев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.:Тривола, 1995. - 357с.
  6. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
  7. Ланге Н.Н. Внимание//Хрестоматия по вниманию/под ред. А.Н. Леонтьева.- М.: Изд-во МГУ, 1976. - 295с.
  8. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. - Москва: Гардарики, 2000. – 255 с.
  9. Марциновская Т.Д. Общая психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.Д.Марциновская.-М.:Академия,2010.- 384с
  10. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- кН.1: общие основы психологии.- 688с
  11. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- кН.3: общие основы психологии.- 640с
  12. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. - 46с.
  13. Психология  внимания: Учеб.-метод.  пособие/Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ,  2002. – 124  с.
  14. Психология внимания. Хрестоматия по психологии /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001. - 858с
  15. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия по психологии./под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.,2008. - 456с.
  16. Психология: Учебник для педагогических вузов /под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Высшее образование, 2008. - 660 с.
  17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. - Ростов на Дону: Феникс, 2004. - 672с.
  18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
  19. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 560 с.: ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР) [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM]
  20. http://metodi4ka.com/vnimanie/korrekturnaya-proba
  21. http://royallib.ru/read/pervushina_olga/obshchaya_psihologiya.html
  22. http://www.deminomarathon.ru/test-korrekturnaya-proba-variant-metodiki-burdona.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Рис. 1. Лист к методике «Проставь значки»

 

Приложение Б

 

Лист к методике  «Корректурная проба»

 

 

 

 

 

Приложение В

 

Лист к методике  «Корректурная проба»




Информация о работе Индивидуальные особенности внимания