Индивидуальные особенности памяти младших школьников и их учет в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что современная педагогическая наука ставит задачи создания эффективных дидактических систем, основанных на применении таких форм и методов обучения, которые обеспечивают эффективное формирование личности, способной реализовать свой потенциал как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. В этой связи важнейшей целью современного образования является создание условий для систематического развития заложенных в ребенке интеллектуальных возможностей, в том числе памяти, способностей к познанию, совершенствованию и реализации в деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Индивидуальные особенности памяти младших школьников и их учёт в процессе обучения.doc

— 482.50 Кб (Скачать файл)

Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. «Анализ показывает, - писал Л.С. Выготский, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью... Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать... Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». Исследование форм недостаточно развитого детского мышления, с другой стороны, обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом. [4, с.192].

Решающие события в  жизни человека, изменяющие отношении  между памятью и другими его  психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему удержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить - значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить - значит понять, осмыслить, сообразить». Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным» [6, с. 59].

В процессе школьного  обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая  память у ребенка слабее, чтобы  развить ее.

Само развитие стимулов-средств  для запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т.п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль).

В формировании внутренних средств запоминания центральная  роль принадлежит речи. «Можно предположить, - замечает А. Н Леонтьев, - что самый  переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю». [10, c. 96]

На основе опытов, проведенных  с детьми разного возраста и со студентами в качестве испытуемых, А.Н Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания. Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти», показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредствованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.

Начиная со школьного  возраста, идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредствованной памяти. Обе кривые с возрастом обнаруживают тенденцию к сближению, так как опосредствованное запоминание, развиваясь более быстрыми темпами, вскоре по продуктивности догоняет непосредственное и, если гипотетически продолжить дальше изображенные на рис. 1.2 кривые, должно его в конечном счете обогнать. В пользу последнего предположения говорит тот факт, что взрослые люди, систематически занимающиеся умственным трудом и, следовательно, постоянно упражняющие свою опосредствованную память, при желании и при соответствующей умственной работе очень легко могут запомнить материал, обладая вместе с тем удивительно слабой механической памятью. (Рисунок 1.2) [А.Н. Леонтьев]

Рисунок 1.2 - Развитие непосредственного (верхняя кривая) и опосредствованного (нижняя кривая) запоминания у детей и юношей (по А.Н. Леонтьеву)

 

Если у дошкольников запоминание, как об этом свидетельствуют  рассматриваемые кривые, в основном непосредственное, то у взрослого  оно главным образом (а может быть, даже исключительно в силу сделанного выше предположения) опосредствованное [10, с. 144-146].

Существенную роль в  развитии памяти играет речь, поэтому  процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием  его речи.

Выводы по первой главе

Проблема памяти в  настоящее время рассматривается  в рамках различных психологических теорий и подходов. Наибольшее распространение получили ассоциативные теории памяти, согласно которым предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся в памяти не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. В русле нейронных и биохимических процессов наиболее распространённой была гипотеза Д.О. Хебба о кратковременном и долговременном процессах памяти. В рамках социально-генетической теории психологические механизмы памяти анализируются в ключе их социальной обусловленности ситуацией сотрудничества. В рамках отечественной психологической школы проблема памяти была предметом исследований таких известных учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др. Работы являются актуальными и до сих пор.

В современных психологических  исследованиях память рассматривается как сложная психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В структуре памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание, мы выявили, что главным процессом памяти является запоминание. Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников, выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер. Память является важным компонентом эффективного обучения в младшем школьном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

Таким образом, после  специального обучения младшие школьники  начинают с успехом применять  приемы и способы эффективного запоминания учебного материала.

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

2.1.  Организация и методы экспериментального  исследования индивидуальных особенностей  памяти младших школьников   

 

 

Этапы психологического исследования.

1) Подготовительный этап.

Поставленная задача состоит в том, чтобы выявить индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения.

Для проведения данного  эксперимента были выбраны следующие  методики:

- методика «10 слов», чтобы определить объем кратковременной слуховой памяти у детей младшего школьного возраста;

- методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти», чтобы определить объем опосредованной слуховой памяти у детей младшего школьного возраста.

         Провести анализ и интерпретацию результатов экспериментального исследования индивидуальных особенностей развития памяти младших школьников.

2) Основной этап.

Практическое применение выбранных методик для выявления  индивидуальных особенностей памяти детей  младшего школьного возраста.

Описание выборки.

Исследование проводилось  с 01.02.12 по 07.02.12 года на базе МОУ СОШ  № 22 г. Подольска Московской области. Выборка состоит из 20 человек в возрасте от 8 до 9 лет, из них 12 девочек и 8 мальчиков.

Время обследования ограничено, испытуемого следует предупредить о том, что на выполнение задания требуется 20 - 30 минут.

Первой была предложена методика «10 слов», предназначенная для диагностики кратковременной слуховой памяти у учащихся младшего школьного возраста. Для нее были предоставлены чистые листы бумаги и карандаши.

Методика № 1. Оценка объёма кратковременной слуховой памяти: «10 слов».

Оценка объёма кратковременной  слуховой памяти детей младшего школьного  возраста и детей всех последующих  школьных возрастов, а также взрослых людей.

 Слова зачитываются учителем громко, чётко, выразительно.

Инструкция. После произнесения 10 слов запиши все слова, которые  запомнил.

Слова: лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш, девочка.

Оценка результата. После первого предъявления дети должны воспроизвести 6 слов.

 В связи с тем,  что средний объём кратковременной  памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е. находится  в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь  этими данными и учитывая то обстоятельство, что в дошкольном возрасте средний объём кратковременной памяти ребёнка приблизительно равен его возрасту в годах, по аналогии с вниманием можно предложить следующий способ перевода абсолютных показателей кратковременной памяти в стандартные показатели по 10 – ти бальной шкале.

Далее методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти», предназначенная  для определения уровня развития опосредованной слуховой памяти у учащихся младшего школьного возраста. Для  проведения методики были предоставлены чистые листы бумаги и карандаши.

Методика № 2. Диагностика опосредованной слуховой памяти.

Этот вид памяти проверяется  способом, близким к ранее описанным. Материалом, необходимым для проведения методики, служит лист бумаги и ручка.

Перед началом обследования ребёнку говорят следующие слова: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесла. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание».Ребёнку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения: дом, палка, дерево, прыгать высоко, солнце светит, весёлый человек, дети играют в мяч, часы стоят, лодка плывёт по реке, кошка ест рыбу. После прочтения ребёнку каждого слова или словосочетания, экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребёнок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова. Если за отведённое время ребёнок не успел сделать записи или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение. Как только эксперимент закончен, экспериментатор просит ребёнка, пользуясь сделанными им записями или рисунками, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

3) Заключительный этап.

Оценка результатов, полученных в ходе эксперимента.

Методика «10 слов».

10 баллов получает  ребёнок, имеющий объём кратковременной  памяти, равный 8 и более единиц. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов -10, получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объём их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается  объём кратковременной памяти в  возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Такое же количество баллов - 8 - получает ребёнок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла получает 6-9-летний  ребёнок, имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством баллов оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам. 4 балла ставится ребёнку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объём кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов получает ребёнок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объём его кратковременной памяти равняется 2-3 единицы.

В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребёнка, имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребёнок с объёмом кратковременной памяти, равным 0-1 единице.

Выводы об уровне развития:

- 10 баллов - очень высокий  уровень развития объёма кратковременной памяти;

- 8-9 баллов - высокий уровень  развития объёма кратковременной памяти;

- 4-7 баллов - средний уровень развития объёма кратковременной памяти;

- 2-3 балла - низкий уровень  развития объёма кратковременной памяти;

- 0-1 балл - очень низкий  уровень развития объёма кратковременной памяти.

Методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти».

За каждое правильно воспроизведённое по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребёнок получает 1 балл. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное - в 0 баллов. Максимальная общая оценка, которую ребёнок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребёнок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможна оценка - 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребёнок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высоко  развитая опосредованная слуховая память.

8-9 баллов - высоко развитая  опосредованная слуховая память.

Информация о работе Индивидуальные особенности памяти младших школьников и их учет в процессе обучения