Индивидуальные особенности представления
и его развитие
Тоскина
Вероника,Дьячкова Кристина ППДП 1курс
Представление
- —процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов.
Индивидуальные особенности представления
- Качество представлений у разных
людей может различаться весьма сильно.
При этом нет людей с "просто хорошим"
или "просто плохим" представлением.
Индивидуальные различия проявляются
в отдельных модальностях:
- зрительной
- слуховой,
- тактильно-кинестетической.
- Таким образом, есть люди с хорошо/плохо
развитым зрительным представлением,
хорошо/плохо развитым слуховым представлением,
хорошо/плохо развитым тактильно-кинестетическим
представлением.
- Данные индивидуальные
различия имеют два основные фактора:
- врожденные задатки,
- приобретенные
способности.
Как правило, люди
с хорошо развитым тем или иным анализатором
(зрительным, слуховым или тактильно-кинестетическим)
имеют соответственно качественно развитый
психический процесс представления. Биологическая
развитость анализатора имеет в основном
врожденные корни.
У человека может быть и несколько ведущих
видов представлений.
- Динамика представлений в онтогенезе
человека еще не изучена в достаточной
степени, но к настоящему времени, накоплен
достаточно большой объем экспериментальных
данных. Вот некоторые из них:
- в полтора года появляются первые представления (именно этот возраст зафиксирован при поиске ответа на вопрос, к какому возрасту относятся первые воспоминания из жизни)
- к
двум годам быстро развиваются
слуходвигательные и речевые представления,
обеспечивающие быстрое освоение речи;
- к 5-6 годам развитие получает свойство
наглядности представлений (ребенок познает
мир больше через наглядные образы).
- Трудно переоценить
ту роль, которую играют в жизни человека
хорошо или плохо развитые представления,
тех или иных модальностей. Гениальные
или просто талантливые в чем-то люди почти
всегда обладают весьма качественным
процессом представления.
- Помимо способностей
представления влияют на жизненный стиль
человека. Человек с хорошо развитым зрительным
представлением предпочитает в своем
сознании в большей степени оперировать
зрительными образами. Собираясь в магазин,
например, он представляет зрительно те
продукты, которые предстоит купить. Человек
с хорошо развитым слуховым представлением
в своем сознании в большей степени опирается
на звук, в том числе и на слова. Собираясь
в магазин, он запоминает названия продуктов,
которые предстоит купить.
- Человек с хорошо развитым тактильно-кинестетическим
представлением в большей степени опирается
в своем сознании на образы собственных
движений, представление ощущений. Собираясь
в магазин, он представляет собственные
движения (как он ходит, как берет продукты
и кладет в свою корзину, что ощущает).
- В практической психологии распространено
деление людей на четыре типа:
- люди с преобладанием
зрительных,
- слуховых,
- тактильно-кинестетических
представлений,
- люди с представлениями
смешанного типа.
- Это несколько упрощенное
представление, потому что не отражены,
например, случаи, когда одинаково хорошо
развиты слуховые и тактильно-кинестетические
представления, а зрительные при этом
развиты значительно хуже. Однако такая
упрощенная классификация бывает удобна
в практических целях, для понимания поведения
других людей, проектирования некоторых
социальных проектов.
- Например,
человек с преобладанием представлений
зрительного типа, вспоминая текст, представляет
себе страницу книги, где этот текст напечатан,
как бы мысленно его читает. Если ему нужно
запомнить какие-то цифры, например номер
телефона, он представляет себе его написанным
или напечатанным. Другой человек, у которого
преобладают представления слухового
типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые
слова. Цифры им запоминаются также в виде
слухового образа. Третий человек, с преобладанием
представлений тактильно-кинестетического
типа, вспоминая текст или стараясь запомнить
какие-либо цифры, произносит их про себя.
- Как правило,
с возрастом индивидуальные различия
людей в области представления увеличиваются.
В основном это связано с тем, что на качество
и характер представления большое влияние
оказывает деятельность. В школьные годы
дети учатся по стандартной образовательной
программе, выполняя при этом один и тот
же набор действий. Некоторые дети посещают
музыкальные или художественные школы,
кружки или секции. Но основная их деятельность
- типовая. Эта деятельность сглаживает
индивидуальные различия в представлении.
Представления можно развивать.
- Однако в этом процессе приоритет
не должен отдаваться «силовым» приемам,
связанным исключительно с волевыми
усилиями. Развитию представлений в какой-либо
области должно предшествовать кропотливое
накопление соответствующей перцептивной информации. Нельзя, например, вызвать представление о возможной причине неисправности мотора автомашины, если человек никогда не изучал устройство и принцип действия двигателя.
- Как и другие
так называемые познавательные психические
процессы, представление может быть непроизвольным
и произвольным. В подавляющем большинстве
жизненных ситуаций представление происходит
непроизвольно. Мы собираемся пойти помыть
руки - сам собой возникает перед внутренним
взором образ раковины и мыла, также мы
можем представить как звучит журчание
воды или ощущение теплой воды на руках.
По телефону звонит разгневанный
шеф - автоматически представляем
как он сейчас дрожит от
гнева или раздраженно машет
свободной рукой.
- Тем не менее
некоторые ситуации требуют произвольного
представления. Такое бывает, например,
в тех случаях, когда мы напряженно пытаемся
вспомнить то, как выглядит некоторый
человек, какой у него голос. В исследованиях
было показано, что есть люди, которые
совершенно не способны произвольно вызывать
у себя представления. У многих людей произвольное
представление происходит, но, однако,
представляемые образы крайне бедны и
не функциональны. Можно представить,
например, образ какого-то знакомого, но
если спросят, высокий ли у него лоб или
низкий, широко поставлены глаза или близко,
- на эти вопросы уже ответить не получается.
- Содержательное
развитие произвольное представления
происходит в трех направлениях:
- развитие объема,
- развитие глубины,
детальности и обобщенности представления,
- накапливание
шаблонов.
Интересная особенность
нашего представления - работа с шаблонами.
Окружающий мир таит в себе много повторяющихся
объектов: похожие люди, похожие дома,
похожие деревья... Каждое новое представление
- это не просто фотографический отпечаток,
а некоторое повторение предыдущих представления.
Представление это своего рода конструктор
из уже виденного.