Индивидуальные социально-психологические особенности личности. Темперамент как одна из особенностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование влияния индивидуальных социально-психологических особенностей педагога на выбор стиля взаимодействия с учеником.
Объектом исследования являются преподаватели.
Предметом исследования является взаимосвязь темперамента и преобладающего стиля взаимодействия «учитель-ученик».
Положение, выносимое на защиту: оказывает ли влияние тип темперамента на выбор стиля общения учителя с учеником.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить социально-психологические особенности (понятие «темперамент»)
проанализировать основные теоретические подходы к исследованию взаимосвязи типа темперамента и преобладающего стиля взаимодействия;
подбор и изучение методик для исследования;
применение методик на практике;

Вложенные файлы: 1 файл

OGLAVLENIE.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2.3 – Количество учителей и темперамент

Сангвиник

14

Холерик

3

Флегматик

6

Меланхолик

5


 

Полученные данные наглядно представлены на диаграмме (рисунок 2.1)

 

Рисунок 2.1 – Результаты исследования по методике А.Белова

Из полученных данных можно сделать вывод, что по типам темперамента половина из опрашиваемых учителей относятся к сангвиникам (14), далее следуют флегматики (6), меланхолики (5) и менее всего холериков (3).

Исследование по методике В.Симонова было проведено среди 27 учителей Зельвенской детской школы искусств. В результате исследования были получены результаты, представленные на таблице 2.4. Количество учителей с определённым стилем общения представлено на таблице 2.5.

Испытуемый №

Преобладающий стиль поведения

1.

Демократический 1

2.

Демократический 2

3.

Демократический 3

4.

Авторитарный 1

5.

Демократический 4

6.

Демократический 5

7.

Авторитарный 2

8.

Демократический 6

9.

Демократический 7

10

Либеральный 1

11.

Демократический 8

12.

Демократический 9

13.

Демократический 10

14.

Авторитарный 3

15.

Либеральный 2

16.

Либеральный 3

17.

Либеральный 4

18.

Демократический 11

19.

Демократический 12

20.

Авторитарный 4

21.

Либеральный 5

22.

Либеральный 6

23.

Авторитарный 5

24.

Демократический 13

25.

Демократический 14

26.

Демократический 15

27.

Либеральный 7

28.

Демократический 16


Таблица 2.5 – Количество учителей и стиль общения

Авторитарный

5

Демократический

16

Либеральный

7


Полученные наглядные данные представлены на диаграмме (рисунок 2.2)

Рисунок 2.2 – Результаты исследования по методике В.Симонова

Из полученных данных можно сделать вывод, что большинство учителей выбирает демократический стиль общения (16). Менее всего опрашиваемых преподавателей выбирают авторитарный стиль (5). Остальные предпочли либеральный стиль (7).

Сравнительные анализы полученных результатов по двум проведённым методикам  представлены на таблице 2.6 и диаграмме (рисунок 2.3).

Таблица 2.6 – Результаты по методике А.Белова и В.Симонова

Тип темперамента

Тип поведения

авторитарный

демократический

либеральный

Итого

холерик

3

-

-

3

сангвиник

3

9

2

14

флегматик

-

4

2

6

меланхолик

1

3

1

5

Итого

7

16

5

28


Рисунок 2.3 – Результаты по методике А. Белова и В. Симонова

На основании данных, полученных в результате исследования взаимосвязи типа темперамента и преобладающего стиля общения «учитель-ученик» у контрольной группы лиц (28 человек, учителя) можно сделать следующие выводы:

1.Холерики признают только авторитарный стиль.

2.Сангвиники предпочитают в основном демократический стиль.

3.Флегматики предпочитают демократический  и либеральный стили.

4.Меланхоликам свойственна некоторая  неопределенность в выборе стиля общения. Их решения распределились практически равномерно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком.

Управление конфликтами включает их предотвращение и конструктивное завершение. Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.

Взгляд на проблемы, в том числе и на конфликт, как на нечто позитивное может оказаться полезным: он способен преобразить ваше мышление и помочь найти решение.

Не маловажное значение на поведение человека в конфликтной ситуации оказывает темперамент человека. Темперамент  отражает  динамические   аспекты протекания  психических  процессов  и  поведения  человека,  преимущественно врожденного характера,  т.е.  свойства  личности,  которые  мало  подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что  свойства темперамента  не   изменяются   вообще.   Психологические   исследования   и педагогическая практика показывают,  что  темперамент  несколько  изменяется под влиянием условий жизни и воспитания.

Динамическая    характеристика    психической    деятельности    не    имеет самодовлеющего,  формального  характера;  она  зависит   от   содержания   и конкретных условий деятельности,  от  отношения  индивида  к  тому,  что  он делает, и к тем условиям, в которых он находится.  Темпы   деятельности будут, очевидно, различными в том случае, когда  направление  ее  вынужденно идет вразрез с склонностями, интересами, умениями и  способностями,  с особенностями характера, когда человек чувствует себя в чужом окружении, и в том случае, когда  он  захвачен  и  увлечен  содержанием  своей  работы  и находится в созвучной себе среде.

Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности  поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных  людей и не упраздняют значения  их  органических  особенностей.  Но,  отражаясь  в психике,  в  сознании  людей,  общественные  моменты  сами   включаются   во внутренние  индивидуальные  их  особенности   и   вступают   во   внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными  особенностями. В  конечном  счете,  особенности  поведения,  которого длительно придерживается человек, не могут  не  наложить  раньше  или  позже своего отпечатка – хотя и не механического, не зеркального,  а  иногда  даже компенсаторно-антагонистического –  на  внутренний  строй  личности,  на  ее темперамент.

Деление людей на четыре вида темперамента очень  условно.  Существуют  переходные,   смешанные,   промежуточные   типы темперамента;  часто  в  темпераменте  человека  соединяются  черты   разных темпераментов.  Темперамент  может   также   изменяться   и   в   результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную  сторону свой темперамент.

 Поэтому «чистые» типы темперамента встречаются относительно редко.

 Выбор той или иной стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов: личностные особенности, уровень нанесенного ущерба, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, особенности трудовой атмосферы в коллективе, специфика управления коллективом.

Исходя из этого, мы предположили, что личности с определёнными свойствами темперамента присущи преобладающие стили поведения в конфликте. На основе полученных результатов можно сделать вывод о  том, что участники исследования чаще используют такую стратегию поведения в конфликтной ситуации, как компромисс.

На основе проведённого исследования можно сказать, что при возникновении конфликтной ситуации холерики предпочтут такую стратегию поведения как соперничество, меланхолики постараются избежать конфликта, сангвиники почти наверняка (или скорее всего) пойдут на компромисс, а вот предсказать поведение флегматиков проблематично.

В полученных данных наблюдаются устойчивые взаимосвязи, на основании которых я и сделала свои заключения. Мои выводы в основном совпали с положением, выносимым на защиту. Имеются небольшие различия  в результатах связанные с тем, что в опросе участвовала небольшая группа людей - всего 27 человек,  с одинаковым уровнем образования (студенты), преимущественно одного пола. Ведь известно, что темперамент является врождённым, то есть данной  и неизменной основой, а вот модель поведения зависит и от многих факторов, таких как характер, свойства нервной системы, половая принадлежность,  уровень образования, социальная среда.

СПИСОК использованных источников


Информация о работе Индивидуальные социально-психологические особенности личности. Темперамент как одна из особенностей