Индивид, личность, индивидуальность – категории психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:09, реферат

Краткое описание

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту –общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности

Содержание

Введение.........................................................................................................
1. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности
2. Мотивационно-потребностная сфера личности
3. Направленность личности
4. Самосознание личности

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.docx

— 66.04 Кб (Скачать файл)

 

Сибирская региональная школа  бизнеса ( колледж )

                                Зачётная работа

 

Дисциплин:                           Основы маркетинга и менеджмента

 

 

 

 

 

                                                                                          

 

 

                                                                                              Выполняла:

                                                                                             Ф.И.О   КОЛПАКОВА АННА ОЛЕГОВНА

                                                                                            Почтовый адрес: prodylo@mail.ru

                                                                                            Специальность: Стилистика и визажное искусство

                                                                                            Группа №: 9СВ -1103   

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Индивид, личность, индивидуальность – категории психологии.»

 

Содержание

Введение.........................................................................................................

1. Основные подходы к  проблеме соотношения биологического  и социального в личности

2. Мотивационно-потребностная сфера личности

3. Направленность личности

4. Самосознание личности

 

Введение

В психологической науке  категория личности относится к  числу базовых категорий. Она  не является сугубо психологической  и изучается, по существу, всеми общественными  науками. В этой связи возникает  вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические  явления формируются и развиваются  в деятельности и общении, но принадлежат  они не этим процессам, а их субъекту –общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности

Но проблема личности в  психологии выступает и как самостоятельная. И при этом в разных планах изучается  различными отраслями психологической  науки. Важнейшая теоретическая  задача состоит в том, чтобы вскрыть  объективные основания тех психологических  свойств, которые характеризуют  человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается  на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциальный развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью

В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Фундаментальное  философское материалистическое определение  личности было дано К .Марксом. Он определил сущность человека как совокупность общественных отношений. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Общественная природа личности всегда имеет конкретное историческое содержание. Именно из конкретных социально-исторических отношений человека нужно выводить не только общие условия развития, но и исторически конкретную сущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства своего общества, того общества, к которому они принадлежат. Марксистское определение понятия личности противоположно тем определениям, в которых она выступает как замкнутая, независимая от мира духовная сущность, недоступная научным методам исследования. Личность не может быть сведена только к совокупности более или менее произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находиться в изоляции от объективных условий, связей и отношений личности с окружающим миром. 

1. Основные подходы к  проблеме соотношения биологического  и социального в личности

Тот факт, что понятия «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяет представить строение личности лишь как некоторую конфигурацию индивидуально- психологических свойств и качеств человека. В немарксистских психологических концепциях личность не рассматривается как субъект системы отношений, общественных по своей природе. С точки зрения их приверженцев достаточно охарактеризовать структуру индивидуальности и тем самым личность человека будет полностью охвачена и описана, для чего используются специальные личностные опросники. Необходимо, однако, указать, что с помощью этих методов можно описать индивидуальность человека, но никак не всю личность.

Действительно, если принять  во внимание, что личность всегда выступает  как субъект своих действительных отношений с конкретным социальным окружением, ее структуру с необходимостью должны войти эти действительные отношения и связи, складывающиеся в деятельности и общении конкретных социальных групп и коллективов. Структура личности человека шире структуры  его индивидуальности. С позиции  отечественной психологии данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межиндивидных отношений.

 

 

Центральное место в психологической  науке занимает проблема психического развития индивида. И первое, с чем  приходится столкнуться при обращении  к изучению психического развития индивида, - это вопрос о соотношении в  нем биологического и социального. В истории науки были перебраны  практически все возможные формально-логические связи между понятиями психическое, социальное и биологическое. Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального; и как производный только от биологического, или только от социального развития, либо как результат их параллельного действия на индивида или взаимодействия и т.п. В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как полностью детерминируемое своими внутренними законами. Вопрос о биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: человеческому организму здесь, в лучшем случае, отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности, внешнего по отношению к ней.

В биологизаторских концепциях психическое развитие рассматривается  как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее  за этим развитием; все особенности  психических процессов, состояний  и свойств человека здесь пытаются вывести из биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые  не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто  в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон (рекапитуляции), согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид  принадлежит, пытаются найти в психическом  развитии индивида повторение ступеней эволюционного процесса в целом  или хотя бы основных этапов развития вида.

Конечно, при желании можно  усмотреть здесь некоторые внешние  аналогии, однако они не дают основания  для вывода о справедливости принципа рекапитуляции в отношении психического развития человека. Подобные концепции - типичный случай неправомерного расширения сферы действия биогенетического закона.

Идея рекапитуляции не чужда и социологизаторским концепциям психического развития индивида. Только здесь она представляется несколько иначе: утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего его духовной жизни, культуры.

Наиболее ярко суть подобных концепций выразил В .Штерн; при этом в предложенной им трактовке принцип рекапитуляции охватывает и эволюцию психики животных, и историю духовного развития общества. Для иллюстрации приведем одну из цитат: «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода, с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего – обезьяны и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью – элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями, - онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени.

Конечно, можно усмотреть  некоторые аналогии развития индивида и истории общества, но вряд ли они  помогают раскрыть суть психического развития индивида. Проводя подобные аналогии, нельзя не учитывать систему  обучения и воспитания, которая исторически  развивается в каждом обществе и  имеет свою специфику в каждой общественно-исторической формации. Законы развития общества и законы развития индивида в обществе – это разные законы. Связь между ними гораздо  сложнее, чем это представляется с позиций принципа рекапитуляции.

Каждое поколение людей  застает общество на определенной ступени  его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая  на этой ступени уже сложилась. Ему  нет нужды повторять, в каком  бы то ни было свернутом виде всю  предшествующую историю. Кроме того, включаясь в систему сложившихся  общественных отношений, каждый индивид  приобретает и усваивает в  этой системе определенные функции, определенную общественную позицию, которые  не идентичны функциям и позициям других индивидов. В своем культурном развитии индивид начинает с овладения  культурой своего времени и той  общности, к которой он принадлежит. Развитие индивида подчиняется особому  порядку законов.

Вместе с тем первый и очевидный факт, с которого начинается жизнь человека, состоит в том, что он рождается как биологическое  существо. Его организм – это  человеческий организм, а его мозг – человеческий мозг. При этом индивид  рождается биологически, а тем  более социально незрелым; созревание и развитие его организма с  самого начала протекает в социальных условиях, неизбежно накладывая сильный  отпечаток на эти процессы. Законы созревания и развития человеческого  организма проявляются специфическим  образом, иначе, чем у животных. Задача психологии состоит в том, чтобы  вскрыть законы биологического развития человеческого индивида и специфику  их действия в условиях его жизни  в обществе. Для психологии особенно важно выяснить взаимоотношения  этих законов с законами психического развития индивида. Биологическое развитие индивида является исходной предпосылкой его психического развития. Но эти  предпосылки реализуются в социальных действиях индивида. Развитие индивида начинается не от нуля, не на пустом месте. Старая идея об исходной его основе наукой не подтверждается. Человеческий индивид рождается с определенным набором биологических свойств  и физиологических механизмов, которые  и выступают в роли такой основы. Вся генетически закрепленная система  свойств и механизмов является общей  исходной предпосылкой дальнейшего  развития индивида, обеспечивает универсальную  его готовность к развитию, в том  числе и к психическому.

Было бы наивно представлять себе дело так, что биологические  свойства и механизмы имеют какое-то значение только в начальный период психического развития, а затем оно  утрачивается. Развитие организма происходит на протяжении всей жизни индивида, т.е. всегда эти свойства и механизмы  выполняют роль общей предпосылки психического развития: биологическая детерминанта действует в течение всей жизни индивида, хотя в разные периоды эта роль различна. В психологии сейчас накоплено немало данных, раскрывающих особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления и т.д. в разные периоды развития индивида. Показательно, что эти психические процессы развиваются в деятельности и общении с другими людьми. Между тем без изучения того, как изменяется биологическое обеспечение развивающихся психических процессов, трудно выявить законы, управляющие психическим развитием человека. Не изучая биологическое развитие организма, трудно понять и действительные законы психических процессов. Речь идет о развитии той самой высокоорганизованной материи, свойством которой является психика. Понятно, конечно, что субстрат психики развивается не сам по себе, а в реальной жизнедеятельности индивида, важнейшей составляющей которой является овладение исторически сложившимися способами деятельности, общения, знаниями, навыками и т.д. Для психологического исследования важно содержание жизнедеятельности индивида в каждом временном интервале.

Видный отечественный  психолог Б. Ф. Ломов, развивая системный  подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность  и неоднозначность решения проблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту  проблему сводятся к следующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Ее прежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое – социальных наук, но и то и другое относится к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека; в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность – его включенность в жизнь общества. Как уже отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений индивид – общество не может быть и понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живет и развивается. В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом при помощи специальных социальных институтов, в первую очередь системы воспитания и образования.

Информация о работе Индивид, личность, индивидуальность – категории психологии