Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:09, реферат
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту –общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности
Введение.........................................................................................................
1. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности
2. Мотивационно-потребностная сфера личности
3. Направленность личности
4. Самосознание личности
Сибирская региональная школа бизнеса ( колледж )
Зачётная работа
Дисциплин: Основы маркетинга и менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему: «Индивид, личность, индивидуальность – категории психологии.»
Содержание
Введение......................
1. Основные подходы к
проблеме соотношения
2. Мотивационно-потребностная сфера личности
3. Направленность личности
4. Самосознание личности
Введение
В психологической науке
категория личности относится к
числу базовых категорий. Она
не является сугубо психологической
и изучается, по существу, всеми общественными
науками. В этой связи возникает
вопрос о специфике исследования
личности психологией: все психические
явления формируются и
Но проблема личности в
психологии выступает и как
В понятии индивид выражена
родовая принадлежность человека, т.е.
любой человек – это индивид.
Но, появляясь на свет как индивид,
человек приобретает особое социальное
качество, он становится личностью. Фундаментальное
философское материалистическое определение
личности было дано К .Марксом. Он определил
сущность человека как совокупность общественных
отношений. Понять, что такое личность,
можно только через изучение реальных
общественных связей и отношений, в которые
вступает человек. Общественная природа
личности всегда имеет конкретное историческое
содержание. Именно из конкретных социально-исторических
отношений человека нужно выводить не
только общие условия развития, но и исторически
конкретную сущность личности. Специфика
общественных условий жизни и образа деятельности
человека определяет особенности его
индивидуальных признаков и свойств. Все
люди принимают определенные психические
черты, взгляды, обычаи и чувства своего
общества, того общества, к которому они
принадлежат. Марксистское определение
понятия личности противоположно тем
определениям, в которых она выступает
как замкнутая, независимая от мира духовная
сущность, недоступная научным методам
исследования. Личность не может быть
сведена только к совокупности более или
менее произвольно выделенных внутренних
психических свойств и качеств, не может
находиться в изоляции от объективных
условий, связей и отношений личности
с окружающим миром.
1. Основные подходы к
проблеме соотношения
Тот факт, что понятия «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяет представить строение личности лишь как некоторую конфигурацию индивидуально- психологических свойств и качеств человека. В немарксистских психологических концепциях личность не рассматривается как субъект системы отношений, общественных по своей природе. С точки зрения их приверженцев достаточно охарактеризовать структуру индивидуальности и тем самым личность человека будет полностью охвачена и описана, для чего используются специальные личностные опросники. Необходимо, однако, указать, что с помощью этих методов можно описать индивидуальность человека, но никак не всю личность.
Действительно, если принять
во внимание, что личность всегда выступает
как субъект своих
Центральное место в психологической
науке занимает проблема психического
развития индивида. И первое, с чем
приходится столкнуться при обращении
к изучению психического развития индивида,
- это вопрос о соотношении в
нем биологического и социального.
В истории науки были перебраны
практически все возможные
В биологизаторских концепциях
психическое развитие рассматривается
как линейная функция развития организма,
как нечто, однозначно следующее
за этим развитием; все особенности
психических процессов, состояний
и свойств человека здесь пытаются
вывести из биологических законов.
При этом нередко используются законы,
открытые при изучении животных, которые
не учитывают специфику развития
человеческого организма. Часто
в этих концепциях для объяснения
психического развития привлекается основной
биогенетический закон (рекапитуляции),
согласно которому в развитии индивида
воспроизводится в главных
Конечно, при желании можно
усмотреть здесь некоторые
Идея рекапитуляции не чужда и социологизаторским концепциям психического развития индивида. Только здесь она представляется несколько иначе: утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего его духовной жизни, культуры.
Наиболее ярко суть подобных концепций выразил В .Штерн; при этом в предложенной им трактовке принцип рекапитуляции охватывает и эволюцию психики животных, и историю духовного развития общества. Для иллюстрации приведем одну из цитат: «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода, с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего – обезьяны и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью – элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями, - онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени.
Конечно, можно усмотреть некоторые аналогии развития индивида и истории общества, но вряд ли они помогают раскрыть суть психического развития индивида. Проводя подобные аналогии, нельзя не учитывать систему обучения и воспитания, которая исторически развивается в каждом обществе и имеет свою специфику в каждой общественно-исторической формации. Законы развития общества и законы развития индивида в обществе – это разные законы. Связь между ними гораздо сложнее, чем это представляется с позиций принципа рекапитуляции.
Каждое поколение людей
застает общество на определенной ступени
его развития и включается в ту
систему общественных отношений, которая
на этой ступени уже сложилась. Ему
нет нужды повторять, в каком
бы то ни было свернутом виде всю
предшествующую историю. Кроме того,
включаясь в систему
Вместе с тем первый
и очевидный факт, с которого начинается
жизнь человека, состоит в том,
что он рождается как биологическое
существо. Его организм – это
человеческий организм, а его мозг
– человеческий мозг. При этом индивид
рождается биологически, а тем
более социально незрелым; созревание
и развитие его организма с
самого начала протекает в социальных
условиях, неизбежно накладывая сильный
отпечаток на эти процессы. Законы
созревания и развития человеческого
организма проявляются
Было бы наивно представлять себе дело так, что биологические свойства и механизмы имеют какое-то значение только в начальный период психического развития, а затем оно утрачивается. Развитие организма происходит на протяжении всей жизни индивида, т.е. всегда эти свойства и механизмы выполняют роль общей предпосылки психического развития: биологическая детерминанта действует в течение всей жизни индивида, хотя в разные периоды эта роль различна. В психологии сейчас накоплено немало данных, раскрывающих особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления и т.д. в разные периоды развития индивида. Показательно, что эти психические процессы развиваются в деятельности и общении с другими людьми. Между тем без изучения того, как изменяется биологическое обеспечение развивающихся психических процессов, трудно выявить законы, управляющие психическим развитием человека. Не изучая биологическое развитие организма, трудно понять и действительные законы психических процессов. Речь идет о развитии той самой высокоорганизованной материи, свойством которой является психика. Понятно, конечно, что субстрат психики развивается не сам по себе, а в реальной жизнедеятельности индивида, важнейшей составляющей которой является овладение исторически сложившимися способами деятельности, общения, знаниями, навыками и т.д. Для психологического исследования важно содержание жизнедеятельности индивида в каждом временном интервале.
Видный отечественный
психолог Б. Ф. Ломов, развивая системный
подход к пониманию сущности личности,
пытается вскрыть всю сложность
и неоднозначность решения
Информация о работе Индивид, личность, индивидуальность – категории психологии