Инервью как метод психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически. Интервью представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Интервью как метод психодиагностики.docx

— 25.41 Кб (Скачать файл)

Интервью как метод  психодиагностики

 

Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.

Интервью представляет собой  устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими  разные цели и придерживающимися  разных сценариев поведения.

Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально  подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками.

Вторая роль — интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли.

Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную.

Интервью — это целенаправленная беседа, разведывание, выяснение важных сведений, новых данных, способ получения  информации с помощью устного  опроса.

Обычную беседу считать «интервью» нельзя — она протекает стихийно.

Разговор на кухне или  на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми.

Интервью — особый вид  общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора  информации.

В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования.

Интервью длится в среднем  от 10 минут до полутора часов, структура  его напоминает структуру анкеты.

Очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия  места и времени проведения интервью для всех опрашиваемых.

Как правило, в беседе с  опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись.

Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств (дикторов, магнитофонов), в частности  при опросах общественного мнения и в журналистике.

Основные отличия  интервью:

  • непосредственный, прямой контакт исследователя с испытуемым (в анкетном опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер);
  • устная форма этого контакта (в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта).

Ситуации, где эффективны интервью:

  • зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, при разработке теоретической модели предмета исследования и выдвижении гипотезы;
  • пилотаж (пробное исследование) при проверке качества методического инструментария.
  • в случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулировке вопросов терминов, представляющих языковые, смысловые или логические трудности для респондентов.

Функции интервью:

а)      получение информации;

б)      воздействие на респондента.

Достоинства интервью:

  • непринужденная обстановка общения и повышение искренности ответов;
  • большая доверительность и серьезное отношение информанта к беседе;
  • возможность коррекции плана беседы по ее ходу;
  • позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента;
  • ситуация интервьюирования, близкая по форме к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов;
  • личностный характер взаимодействия обеспечивает его большую доверительность, а также серьезное отношение информанта к беседе;
  • возможность наблюдать психологические реакции респондента позволяет по ходу беседы корректировать ее план, видоизменять форму или последовательность вопросов, следить за степенью искренности при ответах;
  • устный характер контакта позволяет устранить незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или разъяснения.
  • личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника;
  • повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников;
  • возрастает содержательность и глубина собираемой информации;
  • в случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер всегда может прийти на помощь;
  • более удобно, чем при анкетировании, использовать табличную форму ответов на вопросы;
  • при переходе от одной темы к другой интервьюер может изменять формулировку вопроса, не меняя его направленности.

Классическая форма интервью — так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей (20-30 человек), при этом к каждому по отдельности.

Недостатки интервью:

  • значительные временные затраты;
  • малая оперативность;
  • обстановка интервью может не располагать к откровенности;
  • необходимость нанимать большое количество интервьюеров;
  • трудность подготовки интервьюеров;
  • требует специальной подготовки и солидного тренинга;
  • разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений;
  • невозможность использования интервью в ситуациях краткосрочных массовых опросов;
  • нетерпеливость респондентов, которые с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20—25;
  • эмоциональное поведение респондентов, респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером, хотя эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно;
  • семантические трудности, слова, употребляемые в анкете, должны быть понятны респонденту, удобочитаемы и иметь однозначное толкование.

Благоприятная обстановка интервью обеспечивается:

  • отсутствием посторонних лиц;
  • созданием максимально спокойной обстановки общения (исключение хождения кого-то по комнате, телефонных звонков и т.п.);
  • заботой о психологическом комфорте информанта - внешние атрибуты ситуации общения (мягкий свет, удобная мебель) и профессиональные умения интервьюера (убедительная речь, располагающая к себе мимика и пантомимика и т.п.).

Неблагоприятная обстановка характеризуется:

  • отсутствием отдельного помещения для проведения беседы;
  • занятие информанта рабочими и домашними делами;
  • прямым или косвенным влиянием посторонних людей;
  • прерыванием интервью для других дел (телефону, хождение по комнате, обращение к посторонним людям и т.п.).
  • на улице - наличие многолюдной толпы или, напротив, пустынное место, где трудно найти информанта с требуемыми для выборки половозрастными характеристиками.

Виды интервью:

  • качественные — количественные,
  • жесткие — мягкие,
  • стандартизированные — нестандартизированные,
  • структурированные — неструктурированные,
  • формализованные — неформализованные,
  • направленные — ненаправленные,
  • фокусированные — нефокусированные,
  • директивные — недирективные,
  • личные — групповые,
  • открытые — закрытые и др.

По направленности интервью бывают - стандартизированные, полустандартизированные, свободные.

Рассмотрим несколько  подробнее каждый из видов интервью.

Стандартизированного  интервью - интервьюер имеет список конкретных вопросов, на которые должен ответить респондент.

Полустандартизированное интервью - вопросы по ходу интервью могут несколько менять свою формулировку, чередоваться в той последовательности, которая представляется интервьюеру оптимальной для беседы с конкретным человеком. 

Свободное интервью - исследователь кратко представляет тему и просит респондента в свободной форме высказаться по этому поводу.

Исследователь пассивен, его  главное качество кроме эмпатии - умение слушать и слышать своего собеседника. Эта форма интервью помогает погрузиться в духовный мир индивида, поэтому к свободному интервью чаще прибегают психологи.

Направленное интервью предполагает:

  • четкий план интервью,
  • использование только понятий, которые есть в формулировке вопроса,
  • «подсказки», наводящие респондента на удобную для последующей обработки форму ответа.

Достоинство направленной техники:

  • относительная простота,
  • позволяет использовать не только специалистов,
  • возможность последующей стандартизации ответов.

Недостатки направленной техники:

  • возможная психологическая «зажатость» респондента вследствие жесткой структуры вопроса,
  • некоторая поверхностность ответов, человек старается следовать предложенным формулировкам и «отсеивает» побочную информацию, которая может оказаться интересной и полезной.

Ненаправленная  техника - способствует свободному самовыражению респондента, в котором проявляются не только осознанные, но и неосознаваемые мотивы его деятельности, установки, оценки и стереотипы.

Групповое интервью используется когда исследователя интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей.

Достоинства групповой техники:

  • присутствие других людей поощряет человека к высказыванию, стимулирует реакции индивидов;
  • групповое интервью по времени и материальным средствам наименее «затратное», позволяет опросить одновременно несколько человек.

Недостатки групповой  техники:

  • участники располагает меньшим временем для высказывания, чем при индивидуальном опросе;
  • большинство людей в составе группы склонны конформировать с мнением большинства;
  • особое значение приобретает психологический тип отдельного члена группы — его доминантность или подчиненность,
  • необходимо достаточно большое помещение, чтобы участники беседы сидели по кругу, а не друг за другом.

В групповом опросе значительнее сложнее анализ информации, чем в  индивидуальной опросе, так как необходима интерпретация и групповых феноменов, которые влияют на результат интервью.

Оптимальный состав группы —  в среднем 10 человек, однородного  состава, в том числе и половозрастного.

По числу обсуждаемых  тем виды интервью подразделяются на:

  • фокусированное или направленное;
  • нефокусированное (ненаправленное).

Фокусированное  интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента и интервьюера. Цель - сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы.

Нефокусированное интервью– характеризуется отсутствием предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Наблюдается тематическая солянка, вопросы не образуют логической взаимосвязи.

По количеству опрашиваемых виды интервью подразделяются на:

  • индивидуальное, или личное;
  • групповое.

Индивидуальное  или личное интервью - беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей.

Групповое интервью - беседа одного интервьюера, который в  этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет.

Информация о работе Инервью как метод психодиагностики