Инливидуальная психология А.Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

Жизненные цели Адлера воплотились в главах книги «Очерки по индивидуальной психологии», в создании индивидуальной психологии и в основании неофрейдизма.
Книга «Очерки по индивидуальной психологии» включает себя доклады, статьи и работы Альфреда Адлера по индивидуальной психологии личности. По моему мнению, данная книга является одним из самых интереснейших работ Адлера. Читая ее, изучаешь себя, учишься бороться со стрессами и страхами, учишься ставить все новые и новые цели, не боясь новых задач и проблем.

Содержание

Введение

1.Альфред Адлер – жизненный путь

2.Очерки по индивидуальной психологии

3.Список ключевых понятий произведения

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат индивидуальная психология адлера.docx

— 32.62 Кб (Скачать файл)

для них только мать (или  человек, играющий сходную роль). Поэтому  в последующей жизни им всегда не хватает этой первоначальной теплоты, и они никогда не могут найти  взаимопонимания с другими.

Такие переживания никогда  не возникали у детей, принадлежащих  к третьей категории, — у детей, воспитывавшихся без любви. Они  повсюду видели только врагов и занимают соответствующую позицию: словно находятся  в стране врага. Варианты и градации многочисленны. В иных случаях вред могут наносить также чрезмерные ожидания, неблагоприятная позиция  в ряду братьев и сестер, неверие  в свои способности и т. д.

 Подробное обсуждение  методов лечения здесь в наши  задачи не входит. Его можно  найти в нижеприведенных сочинениях  автора. В качестве наиболее важного  выделим: воспитание смелости  и самостоятельности, терпение, избегание  какого бы то ни было принуждения  посредством бессмысленного использования  авторитета, избегание всякого унижения  насмешками, оскорблением и наказанием. Самое главное: ни один ребенок  не должен потерять веру в  свое будущее!

В воспитании детей, относящихся  ко всем этим трем категориям, нужно  пройти один и тот же путь: сначала  расположить детей к себе, чтобы  затем ввести их в общество. Другими  словами, нужно наверстать то, что  было упущено.

 Эти 3 положения являются  основными в индивидуальной психологии, в решении проблем воспитания  и лечения неврозов.

 «Только тот защищен  от малодушия и сопутствующих  явлений, то есть также от  невроза и психоза, кто проникся  мыслью о равноценности всех  здравомыслящих людей»1 - основной  вывод произведения А. Адлера. Каждый человек в сознательном  возрасте должен понять, что все  люди равны, что нет особенных.  Счастье каждого человека зависит  только от него самого, от его  веры в себя, в свои силы. И  неважно, какой ты внешне, важно  какой ты внутри. Докажи всем, что несмотря ни на что, ты  способен жить как все, а  может и добиться большего. На  данный момент найдется сотня  примеров неполноценных людей,  но добившегося большего, гораздо  большего, нежели мы, простые здоровые  люди.

Анализируя «Очерки…»  А. Адлера можно сделать вывод: Все  дело в воспитании. В воспитании складывается характер, личность, жизненный  настрой и всё остальное, касающееся нас, нашей жизни, нашего внутреннего  состояния и души.

 Сначала был психоанализ,  и Фрейд видел в нем лечение  людей посредством очищения. До  Фрейда психология изучала нормального,  физически и психически здорового  человека и исследовала феномен  сознания, Фрейд же пришел к  изучению «сознательного» и «неосознанного».  Адлер пошел дальше и стал  исследовать человека не как  существо биологическое, а как  существо социальное. Это и явилось  целью и философской проблемой  его работ и докладов.

 С помощью людей  и их проблем Альфред Адлер  исследовал природу человека  и его психики. Человек и  послужил решением такой философской  проблемы, как психология. Надо сказать,  что Адлер достиг своей цели. Он явился основоположником неофрейдизма  и отрасли науки. Результат  индивидуальной психологии тысячи  спасенных от мучений душ людей. 

 Для решения философской  проблемы Адлер использовал метод,  основанный на воспоминаниях.  Адлер предлагал рассказать ему  самую запомнившуюся историю,  случай или может страх из  детства, потому что именно  оттуда идут проблемы такого  плана, как комплекс неполноценности,  феминистичность мужчины и женщина с мужским характером, страх перед новыми делами или проблемами. Детский страх становится основоположником взрослого, уже более серьезного страха, а затем и серьезной проблемы, избежать которой или вылечить которую зачастую бывает очень сложно.

3.Список ключевых понятий произведения

 ВЛАСТЬ — в классических  философских концепциях — особое  отношение между людьми, способность  осуществлять свою волю. Традиция  интерпретации В. в терминах  воли (субъективной или коллективной) и дихотомии "господин — раб" восходит к Платону и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В., Макиавелли выдвинул идею о светском характере В., необходимой для сдерживания эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в отношениях "государь — подданные". В настоящее время при анализе В. принято рассматривать в качестве видов политическую, экономическую, государственную, семейную В., учитывать различные ее формы (господство, руководство, управление, организация, контроль) и методы (авторитет, право, насилие). Неклассические философские версии В. связаны со снятием оппозиции "правитель — подчиненный", пересмотром понимания В. как чисто идеологического, подконтрольного разуму феномена и рассмотрением ее в более широких философских контекстах. Фуко, исследуя комплексы "В. — знания", рассматривал "структуры В." как принципиально децентрированные (лишенные иерархически привилегированной точки — Суверена) образования, специфика которых в том, что они — "везде". Эта "вездесущность" В. задает ее новое видение как лишенного теологического измерения самоорганизующегося процесса взаимоориентации, конфликтующих отношений, пронизывающего силовыми полями весь социум. Общая направленность неклассических концепций В. заключается в выявлении форм и методов принуждения, осуществляемых помимо сознания индивидов, что определяет переход от попыток дефиниции В. к ее систематизированному описанию.

 ЖИЗНЬ – Термин классической  философии, фиксирующий способ  бытия наделенных внутренней  активностью сущностей, - в отличие  от нуждающихся во внешнем  источнике движения и эволюции  неживых предметов. В рамках  гилозоизма Ж. мыслится как  имманентное свойство праматерии, фактически синонимичное бытию, - в отличие от смерти как небытия (ср. с идеей «косной» материи в рамках механицизма, предполагающей тот или иной вариант перводвигателя как источника «силы», приводящей ее в движение).

 Понятие неклассической философии, фундирующее собой философию «жизненного мира» и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); «жизненный порыв» как формотворчество космической силы Ж. (Бергсон); Ж. как непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта (Дильтей, Зиммель).

 Термин естествознания, обозначающий такой способ существования  систем, который предполагает обмен  веществ, раздражимость, способность  к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. Ж. является объектом исследования многих естественных наук, но прежде всего биологии.

 Вопрос о сущности  Ж. и ее определения был и  остается предметом дискуссий  различных философских и естественнонаучных  направлений. Со второй половины 20 в. стали отчетливо проявляться  два основных подхода к определению  Ж. - субстратный и функциональный.

 ЛЮБОВЬ — универсалия  культуры субъектного ряда, фиксирующая  в своем содержании глубокое  индивидуально-избирательное интимное  чувство, векторно-направленное  на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему. Л. называют также субъект-субъектное отношение, посредством которого реализуется данное чувство. Для носителя Л. она выступает в качестве максимальной ценности и важнейшей детерминанты жизненной стратегии, задавая специфическую сферу автономии: нельзя произвольно ни вызвать, ни прекратить Л., ни переадресовать ее на другой предмет. Атрибутивным аспектом Л. является особый эмоциональный ореол ее носителя, выражающийся в душевном подъеме и радостной окрашенности мировосприятия. Л. является сложным комплексным феноменом, поскольку возникает в пространстве соприкосновения противоположных начал: индивидуального и общесоциального, телесного и духовного, сугубо интимного и универсально значимого. Такой пограничный характер феномена Л. породил в истории культуры многочисленные типологии ее форм, построенные на основании различных критериев.<…>

 ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche — душа, logos — учение, наука, слово) — наука о происхождении, развитии, функционировании и закономерностях психической жизни человека и животных. На протяжении более двух тысяч лет комплекс психологических идей и концепций создавался и развивался преимущественно философами, врачами и физиологами. Относительное дистанцирование П. от философии, медицины и физиологии и превращение ее в самостоятельную науку произошло во второй половине 19 в. в связи с деятельностью ряда ученых. В этот период были созданы корректные представления о предмете и методе П., ее функциях, целях и задачах, разработаны основы категориально-понятийного аппарата, выявлены основные проблемные поля, созданы оригинальные психологические теории и осуществлены первые собственно психологические эксперименты. В 20 в. П. стала одной из наиболее бурно развивающихся наук. Многомерная структура современной П. фиксируется в различных измерениях. К наиболее существенным из них относятся отрасли, течения, подходы и др. В различных классификационных схемах современной П. обычно выделяются около 40 ее отраслей, часть которых обрела относительно самостоятельный статус (возрастная П., зоопсихология, инженерная П., медицинская П., общая П., патопсихология, педагогическая П., социальная П. и др.). К доминирующим течениям П. принято относить структурализм, функционализм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтизм, фрейдизм и неофрейдизм. В ряду различных подходов, практикуемых психологами в 20 в., наибольшее распространение получили деятельностный, коммуникативный и системный подходы. Современное состояние и развитие П. характеризуется интенсивным ростом теоретических, прикладных и эмпирических исследований, расширением собственно психологических и пограничных разработок, широким использованием количественных методов, различных тестов, шкал, приборов и пр., компьютеризацией и активным взаимодействием с философией, социологией, кибернетикой, лингвистикой и др. науками и дисциплинами.

 ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. telos — завершение, цель; teleos — достигший цели и logos — учение) — учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму.

 Заключение

 Индивидуальная психология  – так называет Альфред Адлер  свою психологическо-терапевтическую  систему; он исходит из гипотезы, что все человеческое поведение  может быть понято из стремления  к власти и влиянию. Уже в  первые годы жизни ребенок  сознает размеры своих способностей, и, если только он не может  отстоять свою индивидуальность, особенно перед превосходством  взрослых, которые насмешкой или  строгостью подавляют ее, им овладевает  чувство сознания своей неполноценности.  Позже это же чувство неполноценности  («комплексы») может быть порождено  несовершенствами в смысле социального  положения человека или положения  его внутри общностей. Отсюда  возникает либо стремление к  возвеличению, которое направлено  к достижению чувства превосходства  над природой и людьми, либо  уход от проблемы путем «бегства  в болезнь», злоупотребления беспомощностью  и т. д., что приводит или  может привести, так же как  и тенденция к самовозвеличению, к нервному заболеванию и социальной  неполноценности. Задача индивидуальной  психологии заключается в том,  чтобы найти направляющую жизненную  линию «нервозного характера»  и исцелить его методом ободрения,  т. е. методом глубинной психологии.

 Адлер внес существенный  вклад в философию, науку. Его  работы и метода не теряют актуальности и по сей день. Благодаря Адлеру в мире растет количество здоровых, сильных, морально сильных людей, не боящихся никаких проблем в будущем. Миллионы людей на земле имеют страхи, еще миллионы избегают и боятся решения своих проблем, а индивидуальная психология помогает нам решить их.

 «Очерки…» и индивидуальная  психология были актуальны, актуальны  сейчас и не потеряют интереса  публики еще в течение сотен,  а может и тысяч лет.

 

1 А. Адлер, «Очерки по  индивидуальной психологии», с. 66, М. Когито-Центр,2002


Информация о работе Инливидуальная психология А.Адлера