Интеграция и социализация лиц с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:39, контрольная работа

Краткое описание

В странах мирового сообщества интеграция детей с нарушениями в развитии в общеобразовательные школы понимается единообразно. Это процесс, создающий оптимальные условия для общения детей с проблемами в развитии со здоровыми детьми. При очевидной простоте определения понятия сам процесс интеграции является весьма сложным. Необходимо менять законы, политику просвещения, организационные структуры, учебные программы, подготовку учителей; изыскать финансовую поддержку. Этот процесс должен охватить тесное сотрудничество учителей с родителями, ассоциациями, медиками, социальными учреждениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Интеграция и социализация лиц с нарушением зрения.docx

— 17.61 Кб (Скачать файл)

Интеграция и социализация лиц с нарушением зрения

В странах мирового сообщества интеграция детей с нарушениями  в развитии в общеобразовательные  школы понимается единообразно. Это  процесс, создающий оптимальные  условия для общения детей  с проблемами в развитии со здоровыми  детьми. При очевидной простоте определения  понятия сам процесс интеграции является весьма сложным. Необходимо менять законы, политику просвещения, организационные  структуры, учебные программы, подготовку учителей; изыскать финансовую поддержку. Этот процесс должен охватить тесное сотрудничество учителей с родителями, ассоциациями, медиками, социальными  учреждениями.

В 1987 г. интеграция детей с  особыми нуждами стала официальной  политикой просвещения стран  Европейского сообщества.

Интеграция лиц с нарушенным зрением в общество представляет собой сложный, многоэтапный социальный процесс. Условно можно выделить три основных уровня:

1 уровень – ранняя интеграция  ребенка

2 уровень – интегрированное  (совместно с нормальными) обучение и воспитание. Интегрированное обучение  рассматривается как средство достижения интеграции в обществе.

3 уровень – подготовка  к трудовой деятельности в  коллективе.

Успешность интеграции в  значительной мере определяется социально  значимыми личностными качествами инвалида, рациональной реорганизацией системы обучения и воспитания детей  со специальными потребностями, а также  позитивными изменениями взглядов общества на инвалидность для преодоления  отчуждения инвалида в социальной среде.

Полная интеграция. Полная интеграция детей с нарушением зрения предполагает возможность выполнения ребенком требований педагога и учителя  без скидки на его зрительную недостаточность. Модель полной интеграции рассчитана, как правило, на детей со снижением  зрения, компенсирующимся оптикой, и  способных работать, используя зрение в течение учебного дня, и получать учебную информацию на основе зрительного  восприятия. Однако даже при полной интеграции дети с нарушением зрения в процессе воспитания и обучения нуждаются в специализированной поддержке и организации условий  зрительной работы: освещенность, специфический  дидактический материал и учебники, тифлотехнические и оптические средства. Для этих детей необходим постоянный контроль за состоянием зрения и осуществление режима посильной зрительной нагрузки. Помимо школьных занятий каждый ребенок с нарушением зрения должен быть обеспечен коррекционными занятиями по развитию зрительного восприятия в офтальмологических кабинетах или кабинетах развития зрения не менее чем 1 часа в неделю. Первый опыт интегрированного обучения слепых учащихся старших классов в массовой средней образовательной школе показал, что проблемы, возникшие в процессе учебы и общения, – это проблемы не только учащихся с нарушением зрения, но и проблемы их нормально видящих сверстников, учителей и всей общеобразовательной системы в целом. Дети с нарушениями зрения испытывают не только эмоциональный дискомфорт, но и проблемы физической ориентировки в пространстве класса, школы. Им требуется гораздо больше времени на то, чтобы познакомиться со, своими сверстниками. Переход из закрытого специализированного учебного заведения, где все дети имеют те или иные нарушения зрения, в среду нормально видящих сверстников требует личного мужества от ученика с нарушениями зрения, поскольку подобный переход оказывает стрессовое воздействие на него. Ему должна быть оказана квалифицированная психологическая помощь как перед интеграцией, так и в ее процессе. Опыт интеграции старших школьников показал, что темп работы учащегося с нарушениями зрения более замедлен и они не успевают за темпом урока в массовой школе. Это приводит к тому, что даже при наличии записывающей аппаратуры незрячим школьникам приходится дважды изучать материал, проходимый в классе. Учителя часто забывают проговорить то, что пишут на доске, и синхронизировать речевые объяснения того, что представлено на уроке в зрительной модальности. Тактичное и корректное отношение к ученику с нарушением зрения должно начинаться с учителя. Особое место в полной интеграции детей с нарушением зрения дошкольного возраста занимают создаваемые консультативные группы, которые дают специфические навыки и знания детям, не посещающим специальные дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения, или детям, воспитывающимся в массовых дошкольных учреждениях. В условиях интеграции детей с нарушениями зрения особенно важно не допустить снижения остроты зрения, обострения текущих глазных заболеваний.

 Временная (эпизодическая)  интеграция связана с подготовкой  детей к полной или частичной  интеграции в массовое учреждение. Одно из основных направлений  работы с детьми в этом периоде  – формирование умений общаться  со своими зрячими сверстниками, преодолевая боязнь общения и  стеснение из-за своего дефекта.  Особое место в осуществлении  временной, или эпизодической,  интеграции детей с нарушением  зрения занимают летние лагеря. Жизнь детей с нарушением зрения  вместе со зрячими позволяет им лучше усваивать социальные нормы поведения, культуру поведения зрячих, спокойно принимать в необходимых случаях их помощь. Однако и временная интеграция требует помощи тифлопедагога или тифло-психолога. Это необходимо, так как нормально видящие дети часто избегают общения со слепыми, смеются нал ними или боятся их, испытывая нездоровый интерес.

Частичная (фрагментарная) интеграция. Частичная, или фрагментарная, интеграция детей с нарушением зрения осуществляется в случаях, когда ребенок способен посещать все или некоторые занятия, уроки в массовом учреждении, в  то же время продолжая находиться в специализированном. Так, опыт интеграции детей московской школы слепых в старших классах показал, что учащиеся могут посещать общеобразовательные занятия в массовой школе, но коррекционные занятия и выполнение домашних заданий, т.е. самоподготовка, осуществляются в условиях специальной школы-интерната для слепых или слабовидящих под руководством и при контроле специалистов-тифлопедагогов.

Социализация.

Родители детей с нарушением зрения встречают намного больше проблем, чем родители зрячих детей.  Социальных проблем в жизни ребенка  с нарушением зрения много, и они  серьезные. Прежде всего его положение в семье не такое же, как здо¬рового ребенка. Уже в младенчестве с ним обращаются не как с социально равным его зрячим братьям и сестрам. Такое особое положение вызывает, соответственно, неадекватные социальные реакции, которые могут остать-ся с ним на всю жизнь. Ребенок, который растет пассивно и без разбора принимает помощь, очень скоро привыкает к этому. Причем, сначала он принимает помощь, затем ожидает ее и, наконец, требует. Очень важным условием воспитания ребенка с нарушением зрения является активное включение его в домашнюю жизнь. Необходимо, чтобы ребенок знал, что у него есть определенные обязанности перед другими и что к нему предъявляются такие же требования, как и к другим. Например, незрячий Денис С., 10 лет, отвечает за санитарное состояние территории дачи. В его обязанности входит уборка двора, сжигание сухих веток, рас¬пилка дров. По дому мальчик умеет делать практически все: моет посуду, полы, вытирает пыль, пытается ремонтировать мебель. Денис чувствует себя полноправным членом семьи. С другой стороны, существует много примеров, когда родители, жа¬лея своих детей, имеющих нарушения зрения, не дают им ничего делать, выполняют за них практически все. Но это неправильно, ни в коем случае нельзя стараться сделать жизнь незрячих легче. Задачей родителей являет¬ся только создание таких условий, которые обеспечивали бы естественное развитие детей со зрительной патологией. Поскольку патология зрения ведет к нарушению социальных отноше¬ний, у ребенка может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни. Уровень притязаний незрячих несколько ниже, чем у их зрячих свер-стников. Это говорит о неблагоприятном личностном развитии людей с нарушением зрения, их неуверенности в себе. Причем, комплекс неполно¬ценности у слабовидящих более выражен, чем у тотально слепых. Так, они испытывают больший дискомфорт, чем незрячие, когда вынуждены обра¬щаться за помощью к окружающим. С одной стороны, они считают себя зрячими, с другой, их неполноценное зрение не дает им возможности чув¬ствовать себя уверенно в разных жизненных ситуациях. Необходимо объяснить детям, что не надо стесняться обращаться за помощью к людям. Для этого надо научить их, как вежливо обратиться с просьбой, объяснить, что иногда человек может ответить не совсем при¬ветливо не из-за того, что не хочет общаться с инвалидом по зрению, а по¬тому, что устал, у него плохое настроение или, может быть, что-то случи¬лось в семье. Воспитание детей с нарушением зрения связано с формированием компенсаторных навыков, не владея которыми они не смогут полноценно адаптироваться в обществе зрячих. Эти специальные навыки помогут не¬зрячим и слабовидящим научиться без зрительного контроля или под кон¬тролем дефектного зрения качественно, эстетично быстро выполнять свои действия, используя все сохранные анализаторы, в том числе остаточное зрение. Социализация предполагает формирование таких качеств личности, как трудолюбие, стремление к самостоятельности, самосовершенствова¬нию, упорству, выдержке, инициативе, решительности и др. Самостоя¬тельная деятельность при зрительной недостаточности формируется пре¬имущественно в результате специального обучения, в ходе которого у ре¬бенка возникают и укрепляются социально-адаптивные навыки. Осознание детьми важности овладения такими специальными навыками - необходи¬мое условие социализации детей с нарушением зрения. Таким образом, воспитание ребенка со зрительной недостаточностью представляет собой комплекс психологических, педагогических, коррек¬ционных методов работы, направленных на формирование социально-адаптивных навыков и, в конце концов, на его социальную реабилитацию.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Интеграция и социализация лиц с нарушением зрения