Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:39, контрольная работа
В странах мирового сообщества интеграция детей с нарушениями в развитии в общеобразовательные школы понимается единообразно. Это процесс, создающий оптимальные условия для общения детей с проблемами в развитии со здоровыми детьми. При очевидной простоте определения понятия сам процесс интеграции является весьма сложным. Необходимо менять законы, политику просвещения, организационные структуры, учебные программы, подготовку учителей; изыскать финансовую поддержку. Этот процесс должен охватить тесное сотрудничество учителей с родителями, ассоциациями, медиками, социальными учреждениями.
Интеграция и социализация лиц с нарушением зрения
В странах мирового сообщества интеграция детей с нарушениями в развитии в общеобразовательные школы понимается единообразно. Это процесс, создающий оптимальные условия для общения детей с проблемами в развитии со здоровыми детьми. При очевидной простоте определения понятия сам процесс интеграции является весьма сложным. Необходимо менять законы, политику просвещения, организационные структуры, учебные программы, подготовку учителей; изыскать финансовую поддержку. Этот процесс должен охватить тесное сотрудничество учителей с родителями, ассоциациями, медиками, социальными учреждениями.
В 1987 г. интеграция детей с
особыми нуждами стала
Интеграция лиц с нарушенным зрением в общество представляет собой сложный, многоэтапный социальный процесс. Условно можно выделить три основных уровня:
1 уровень – ранняя интеграция ребенка
2 уровень – интегрированное (совместно с нормальными) обучение и воспитание. Интегрированное обучение рассматривается как средство достижения интеграции в обществе.
3 уровень – подготовка к трудовой деятельности в коллективе.
Успешность интеграции в
значительной мере определяется социально
значимыми личностными
Полная интеграция. Полная
интеграция детей с нарушением зрения
предполагает возможность выполнения
ребенком требований педагога и учителя
без скидки на его зрительную недостаточность.
Модель полной интеграции рассчитана,
как правило, на детей со снижением
зрения, компенсирующимся оптикой, и
способных работать, используя зрение
в течение учебного дня, и получать
учебную информацию на основе зрительного
восприятия. Однако даже при полной
интеграции дети с нарушением зрения
в процессе воспитания и обучения
нуждаются в специализированной
поддержке и организации
Временная (эпизодическая)
интеграция связана с
Частичная (фрагментарная) интеграция. Частичная, или фрагментарная, интеграция детей с нарушением зрения осуществляется в случаях, когда ребенок способен посещать все или некоторые занятия, уроки в массовом учреждении, в то же время продолжая находиться в специализированном. Так, опыт интеграции детей московской школы слепых в старших классах показал, что учащиеся могут посещать общеобразовательные занятия в массовой школе, но коррекционные занятия и выполнение домашних заданий, т.е. самоподготовка, осуществляются в условиях специальной школы-интерната для слепых или слабовидящих под руководством и при контроле специалистов-тифлопедагогов.
Социализация.
Родители детей с нарушением зрения встречают намного больше проблем, чем родители зрячих детей. Социальных проблем в жизни ребенка с нарушением зрения много, и они серьезные. Прежде всего его положение в семье не такое же, как здо¬рового ребенка. Уже в младенчестве с ним обращаются не как с социально равным его зрячим братьям и сестрам. Такое особое положение вызывает, соответственно, неадекватные социальные реакции, которые могут остать-ся с ним на всю жизнь. Ребенок, который растет пассивно и без разбора принимает помощь, очень скоро привыкает к этому. Причем, сначала он принимает помощь, затем ожидает ее и, наконец, требует. Очень важным условием воспитания ребенка с нарушением зрения является активное включение его в домашнюю жизнь. Необходимо, чтобы ребенок знал, что у него есть определенные обязанности перед другими и что к нему предъявляются такие же требования, как и к другим. Например, незрячий Денис С., 10 лет, отвечает за санитарное состояние территории дачи. В его обязанности входит уборка двора, сжигание сухих веток, рас¬пилка дров. По дому мальчик умеет делать практически все: моет посуду, полы, вытирает пыль, пытается ремонтировать мебель. Денис чувствует себя полноправным членом семьи. С другой стороны, существует много примеров, когда родители, жа¬лея своих детей, имеющих нарушения зрения, не дают им ничего делать, выполняют за них практически все. Но это неправильно, ни в коем случае нельзя стараться сделать жизнь незрячих легче. Задачей родителей являет¬ся только создание таких условий, которые обеспечивали бы естественное развитие детей со зрительной патологией. Поскольку патология зрения ведет к нарушению социальных отноше¬ний, у ребенка может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни. Уровень притязаний незрячих несколько ниже, чем у их зрячих свер-стников. Это говорит о неблагоприятном личностном развитии людей с нарушением зрения, их неуверенности в себе. Причем, комплекс неполно¬ценности у слабовидящих более выражен, чем у тотально слепых. Так, они испытывают больший дискомфорт, чем незрячие, когда вынуждены обра¬щаться за помощью к окружающим. С одной стороны, они считают себя зрячими, с другой, их неполноценное зрение не дает им возможности чув¬ствовать себя уверенно в разных жизненных ситуациях. Необходимо объяснить детям, что не надо стесняться обращаться за помощью к людям. Для этого надо научить их, как вежливо обратиться с просьбой, объяснить, что иногда человек может ответить не совсем при¬ветливо не из-за того, что не хочет общаться с инвалидом по зрению, а по¬тому, что устал, у него плохое настроение или, может быть, что-то случи¬лось в семье. Воспитание детей с нарушением зрения связано с формированием компенсаторных навыков, не владея которыми они не смогут полноценно адаптироваться в обществе зрячих. Эти специальные навыки помогут не¬зрячим и слабовидящим научиться без зрительного контроля или под кон¬тролем дефектного зрения качественно, эстетично быстро выполнять свои действия, используя все сохранные анализаторы, в том числе остаточное зрение. Социализация предполагает формирование таких качеств личности, как трудолюбие, стремление к самостоятельности, самосовершенствова¬нию, упорству, выдержке, инициативе, решительности и др. Самостоя¬тельная деятельность при зрительной недостаточности формируется пре¬имущественно в результате специального обучения, в ходе которого у ре¬бенка возникают и укрепляются социально-адаптивные навыки. Осознание детьми важности овладения такими специальными навыками - необходи¬мое условие социализации детей с нарушением зрения. Таким образом, воспитание ребенка со зрительной недостаточностью представляет собой комплекс психологических, педагогических, коррек¬ционных методов работы, направленных на формирование социально-адаптивных навыков и, в конце концов, на его социальную реабилитацию.
Информация о работе Интеграция и социализация лиц с нарушением зрения