Интеллектуальная шкала Д.Векслера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 17:00, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе

Содержание

Введение………………………………………………………………..…………3
1. Обзор методов измерения интеллекта………………………………………5
2. Тест измерения интеллекта детей-дошкольников Д. Векслера (WPPSI)…13
3. Опыт проведения диагностики интеллекта детей
по методикам WPPSI и WISC в Челябинской области……………………….17
4. Роль методики WPPSI в психодиагностике………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список литературы……………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Intellektualnaya_shkala_D_Vexlera.docx

— 102.76 Кб (Скачать файл)

Все обследования были проведены в период с октября 2010 г. по апрель 2012 г. в рамках психологической консультативной работы с детьми в МБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции города Челябинска.

Проведенное исследование позволило определить надежность и валидность методики WPPSI.

Для сравнительного анализа были взяты только сопоставимые субтесты по обеим методикам. Идентичными субтестами, как по названию, так и по сути, являются: «Осведомленность», «Понятливость», «Сходство», «Арифметический», «Словарный», «Недостающие детали», «Кубики». По психологической составляющей идентичным субтесту «Шифровка» в тесте WISС является субтест «Дома животных» в тесте WPPSI [16, с.57].

На рис. 1 представлены результаты исследования интеллекта по двум методикам у нормальных детей по отдельным субтестам, а на рис. 2 – по вербальному, невербальному и общему интеллекту.

 

Рисунок 1 - Результаты исследования интеллекта по субтестам у детей с нормальным интеллектом

Сравнительный анализ результатов по методикам WPPSI и WISC в группе нормальных детей свидетельствует о довольно близких значениях по всем субтестам, за исключением субтеста «Кубики». По тесту WPPSI дети лучше справляются с этим субтестом. Качественный анализ этих субтестов в сравниваемых методиках показал, что имеются различия в системе предъявления стимульного материала. Если в методике WISC ребенку предоставляется возможность иметь перед собой предметный образец только однажды, а далее складывать кубики по нарисованной на карточке фигуре, то в методике WPPSI такую возможность ребенок имеет на протяжении семи предъявлений. Кроме того, в методике WPPSI используются не кубики, а пластины.

Сравнительный анализ вербального, невербального и общего интеллекта по двум методикам показал практически полное совпадение результатов диагностики.

Аналогичные результаты сравнения получены в группах детей с умственной отсталостью (рис. 3,4) и детей с ЗПР (рис. 5,6).

 

Рисунок 2 - Результаты исследования вербального, невербального и общего интеллекта у детей с нормальным интеллектом

Рисунок 3 - Результаты исследования интеллекта по субтестам у умственно отсталых детей

 

Рисунок 4 - Результаты исследования вербального, невербального и общего интеллекта у умственно отсталых детей

Рисунок 5 - Результаты исследования интеллекта по субтестам у детей с ЗПР

 

Рисунок 6 - Результаты исследования вербального, невербального и общего интеллекта у детей с ЗПР

Проверка валидности и надежности методики WPPSI осуществлялась и методом корреляций. Коэффициент надежности соответствует высокому коэффициенту корреляции между результатами по тестам WISC и WPPSI. В нашем исследовании получен коэффициент корреляции между общим IQ – 0,88,вербальным – 0,79, невербальным – 0,62. Об этом же способе определения надежности пишет А. Анастази и называет это «надежностью взаимозаменяемых форм». Этот путь определения надежности теста более предпочтительный по сравнению с «ретестовой надежностью», когда требуется повторное обследование испытуемого с помощью одного и того же теста. В этом случае слишком велико влияние тренировки и навыка [16, с.60].

Доказательством надежности методики WPPSI является также надежность частей теста. У А. Анастази этот метод называется методом расщепления, а коэффициент надежности – коэффициентом внутренней согласованности. Полученные положительные корреляции между частями теста WPPSI (для общего IQ –0,97; для вербального – 0,89; для невербального – 0,96) также свидетельствуют о надежности методики.

Критерием валидности теста является показатель принадлежности индивида к определенной группе. При сопоставлении результатов по методике WPPSI у детей с нормальным интеллектом, детей с ЗПР и с умственной отсталостью оказалось, что эта методика обладает большой дифференцирующей силой, то есть дает возможность отделять детей, имеющих ЗПР, от нормы, детей с умственной отсталостью от нормы, детей с ЗПР – от детей с умственной отсталостью (различия достоверные, р < 0,001).

В качестве критерия валидности методики WPPSI может служить совпадение деления обследованных детей на группы в соответствии с медицинским диагнозом, согласно которому дети были помещены в специальный детский сад для детей с ЗПР или умственной отсталостью. Такой метод определения валидности называется «методом контрастных групп». Дети с ЗПР попали в результате обследования по методике WPPSI в диапазон IQ от 80 до 94 баллов, а с умственной отсталостью – от 65 до 79 баллов.

Валидность этого теста подтверждает также корреляция его показателей с показателями теста Стэнфорд-Бине (Кг =0,75). Эти результаты совпадают с данными зарубежных психологов. Например, А. Анастази указывает на высокие связи (на уровне 0,82) показателей общего интеллекта по шкале Стэнфорд-Бине и шкале WPPSI.

Таким образом, можно считать, что надежность и валидность теста WPPSI достаточно высокая.

 

4. Роль методики WPPSI в психодиагностике

 

Такой качественный анализ позволяет значительно обогатить диагностические возможности тестов и наряду с количественной оценкой давать не только более точную постановку психологического диагноза, но и осуществлять прогноз и намечать пути психокоррекционной работы с ребенком, имеющим проблемы в развитии [12, с.200].

Качественный анализ при работе с методикой WPPSI включает следующие аспекты:

- особенности общения ребенка с психологом: легко ли вступает в контакт, задает ли вопросы и какие и т. д.; при квалификации дефекта необходимо иметь в виду, что низкие качественные показатели по вербальной шкале могут являться следствием речевого недоразвития;

- мотивационные особенности поведения: с интересом ли работает ребенок, как он реагирует на успех или неудачу, как оценивает свои результаты;

- динамические характеристики деятельности: импульсивность, заторможенность, медлительность, истощаемость; например, медлительный ребенок может не укладываться во временные рамки и, таким образом, иметь низкие результаты;

- особенности внимания: отвлекаемость, колебания внимания, показатели самоконтроля;

- характеристики моторики: быстрота движений, координация, мышечный тонус и т. д.;

- речевые проявления: уровень понимания речи, трудности произношения, несформированность фразовой речи, речевая инертность и др.;

- способы выполнения заданий: неадекватные, метод проб и ошибок, хаотичность действий и т. д.

Таким образом, количественная и качественная оценки выполнения ребенком заданий теста WPPSI взаимно дополняют друг друга. С одной стороны, низкий балл указывает на неблагоприятное положение обследуемого среди группы сверстников, а тщательный разбор применяемых им способов решения и допускаемых ошибок позволяет определить структуру и характер имеющихся интеллектуальных нарушений; с другой – при помощи качественного анализа имеется возможность выявить различные типы нарушения интеллектуальной деятельности, а на основе количественной оценки установить их степень. Это позволяет своевременно поставить клинический диагноз, определить психологическую структуру дефекта и разработать комплексную психокоррекционную программу для детей дошкольного возраста.

Особое значение имеет клинико-психологическая диагностика интеллектуального развития у дошкольников с помощью методики WPPSI для работы психолого-медико-педагогических комиссий, когда принимается решение о том, какой тип дошкольного учреждения является наиболее оптимальным для ребенка [3, с.45].

Правила проведения тестирования:

- проводить диагностику может только высококвалифицированный психолог;

- перед диагностикой психологу целесообразно сказать ребенку, что он собирается поиграть с ним в различные игры;

- создать теплую, дружескую атмосферу; не начинать тестирование ребенка, если не удалось наладить с ним хороший контакт; психолог должен быть уверен, что ребенок не опасается его, что у ребенка нет излишней тревожности;

- необходимо строго придерживаться инструкции;

- не выставлять оценки в присутствии ребенка;

- после проведения пяти субтестов сделать перерыв;

- если ребенок выглядит усталым, прервать встречу и назначить дополнительную.

 

Заключение

 

На основании изученного материала следует сделать следующие выводы.

Перед нами были поставлены задачи, которые считаю выполненными:

1. Проведенный обзор  методов измерения интеллекта показал, что основным методом изучения детей до 5 лет является стандартизированное наблюдение, оценка хода развития поведения ребенка в обыденной жизни и сравнение показателей со средне-нормативными для каждого возрастного этапа.

Наиболее широко используются в нашей стране тесты Векслера (детский вариант – WIS С). Тест Д. Векслера является одним из наиболее известных и часто используемых в психологической, педагогической и медицинской практике. Он относится к числу индивидуальных тестов и применяется в ходе личного взаимодействия психолога с испытуемым

2 Рассмотрели вариант методики Д. Векслера для дошкольников (WPPSI) от 4 до 6,5 лет. С помощью этого теста можно определить уровень интеллектуального развития ребенка, оценить его общие способности, нарушения в разных интеллектуальных сферах, выявить сохранные зоны, чтобы своевременно начать коррекционную работу. Структура методики соответствует принципам построения методики Д. Векслера (детский вариант) и методики Д. Векслера для взрослых. WPPSI, так же как и WIS С, состоит из 10 субтестов (5 вербальных и 5 невербальных), которые измеряют разные способности, а в сумме дают IQ –коэффициент умственного развития ребенка.

3. Для того, чтобы лучше сущность и значение интелелктуальной шкалы Д.Векслера, рассмотрим опыт проведения диагностики интеллекта детей по методикам WPPSI и WISC в Челябинской области. Данное исследование было опубликовано в журнале «Психология» за 2013 год.

Для доказательства надежности и валидности теста WPPSI было проведено исследование интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 6,5 лет по методикам Д. Векслера для дошкольников (WPPSI), Д. Векслера для детей (WISС). В качестве критерия валидности методики WPPSI может служить совпадение деления обследованных детей на группы в соответствии с медицинским диагнозом, согласно которому дети были помещены в специальный детский сад для детей с ЗПР или умственной отсталостью.

Таким образом, можно считать, что надежность и валидность теста WPPSI достаточно высокая.

4. Проанализировали роль методики WPPSI в психодиагностике. Такой качественный анализ позволяет значительно обогатить диагностические возможности тестов и наряду с количественной оценкой давать не только более точную постановку психологического диагноза, но и осуществлять прогноз и намечать пути психокоррекционной работы с ребенком, имеющим проблемы в развитии.

Считаю, цель работы достигнута, задачи решены.

 

Список литературы

 

  1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – М.: Наука, 2004. – 690с.
  2. Беломестнова Н. В.Клиническая диагностика интеллекта / Н. Беломестнова. - СПб.: Питер, 2007. – 700с.
  3. Блонский П. П. Проблема ума и его измерение / П.Блонский. - СПб.: Питер, 2009. – 453с.
  4. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика  / Л. Ф.Бурлачук. - СПб.: Питер, 2007. – 560с.
  5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности / Л.Ф.Бурлачук. Киев, 2003. – 164 с.
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук. – 2-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2009. – 528 с.
  7. Выготский Л. С. Предмет и методы в современной психологии / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 2002. – 844с.
  8. Гильяшева И. Н. Исследование интеллекта / И. Н. Гильяшева. – М.: Наука, 2008. – 390с.
  9. Гуревич К. М. Психологическая диагностика / К. М.Гуревич. -  СПб.: Питер, 2008. – 387с.
  10. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей / Дружинин В. Н. – М.: Норма, 2008. – 400с.
  1. Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей /  М. Н.Ильина. -  М.: Просвещение, 2010. – 342с.

  1. Корнилов К Н. Методика исследования ребенка / К.Н.Корнилов. – М.: АСТ, 2006. – 390с.
  2. Кабанов М., Личко А., Смирнов В. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / М. Кабанов. – СПб: Питер, 2006. – 380с.
  3. Кулагин Б. Основы профессиональной психодиагностики / Б.Кулагин. - М.: АСТ, 2006. – 600с..
  4. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент / И.Н.Носс. – М.: Издательство "КСП +", 2009. – 320 с.
  5. Опыт проведения диагностики интеллекта детей по методикам WPPSI и WISC в Челябинской области// Психология. - № 2. – 2013 – С.56-71
  6. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Спб., 2010. – 440 с.
  7. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Векслера / А.Ю. Панасюк.- М.: Просвещение, 2002. – 378с.
  8. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я.Рубенштейн.- СПб.: Питер, 2005. – 280с.

 


Информация о работе Интеллектуальная шкала Д.Векслера