Интеллект в структуре психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 08:20, реферат

Краткое описание

Интеллект (от лат. intellectus – понимание и познание) – 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….....3

1.Психофизиология интеллекта………………………………………..................4

2. Модель А.Н. Лебедева…………………………………...….……..……….......7

3.Функциональная асимметрия мозга и способности………………………......9

4.Российская школа дифференциальной психофизиологии………………......15

5.Способности женщины и мужчины………………………………….….…....18

6.Личность и интеллект……………………………………….………….….…..25

Заключение…………………………………………………..…….……….…….36

Список используемой литературы……………………………………….……..37

Вложенные файлы: 1 файл

реферат псих..doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

   Проверке  этой гипотезы было посвящено исследование Н. И. Михалчук. Для диагностики экстраверсии—интроверсии был выбран опросник Айзенка ЕРJ (детский вариант). Интеллект оценивался с помощью шкалы Д. Векслера (WISС) для детей от 5 до 16 лет. В качестве испытуемых были выбраны 40 учащихся 10-11-х классов (20 мальчиков и 20 девочек) и 39 учащихся первых классов (18 мальчиков и 21 девочка).

В результате исследования выявилось, что:

  1. Разброс показателей интеллекта у интровертов больше, чем у экстравертов. Особенно велики различия дисперсий по вербальному и общему интеллекту, что полностью подтверждает нашу гипотезу. Эти результаты характеризуют как детей младшего школьного возраста, так и детей старшего школьного возраста.
  2. Наибольшая  дисперсия  интеллектуальных  показателей   наблюдается  у мальчиков-интровертов (как  1-го,  так и  11-го классов).  В   1-м  классе наименьший разброс наблюдается в группе девочек-экстравертов, а в 11-м у  мальчиков-экстравертов.
  3. Средние значения общего и вербального интеллекта выше у интровертов-учеников 1-го класса, чем у их сверстников-экстравертов. Особенно значимы различия между группами девочек. Ученики 11-го класса, группы интровертов и экстравертов не отличаются по уровню интеллекта (общего, вербального и невербального). Девочки-экстраверты, ученицы  11-го класса, лучше выполняют невербальные субтесты, чем девочки-интроверты.

  С возрастом дисперсия всех интеллектуальных показателей уменьшается, что противоречит гипотезе о возрастании индивидуальных и межгрупповых различий по вербальному и невербальному интеллекту с возрастом. Возможно, в этом проявляются «усредняющий» воздействие, нивелирующий индивидуальные различия эффект школьного обучения. То же самое происходит и со средними значениями: если в 7-8 лет среднее значение вербального интеллекта выше у интровертов, то с течением времени эти различия нивелируются.

  С возрастом средняя величина невербального  интеллекта возрастает. Это согласуется с концепцией большей тренируемости невербального интеллекта.

  Интеллект и индивидуально-психологические  особенности не являются независимыми факторами, но их взаимодействие опосредуется биологическими факторами (полом) и, возможно, условиями школьного обучения

  В заключении, хотелось бы коснуться проблемы ранней одаренности. Вопрос о ранней интеллектуальной одаренности, пожалуй, очень запутан. Практически все, что известно о вундеркиндах, — это то, что они есть. Но их биографии, содержащие описания личностных черт и достижений, страдают непрофессионализмом, изобилуют преувеличениями и/или преуменьшениями, то есть отличаются изрядным субъективизмом, так как зачастую основаны на информации, исходящей от друзей, родителей, знакомых, противников и т. д.

  Что касается исторических анекдотов о  проявлениях интеллектуальных дарований в раннем детстве, то они являются устойчивым украшением книг из серии «Эврика» или «Жизнь замечательных людей», издававшихся в нашей стране многочисленными тиражами.

  Хорошим введением в эту проблему является книга американских авторов «Одаренные дети» (М.: Прогресс, 1991), где даны психологические признаки одаренных 3-6-летних детей. В ряду этих признаков перечисляются и черты, специфичные для любых нормально развивающихся здоровых детей этого возраста. Следовательно, и перед рядовым читателем, и перед профессионалом встает закономерный вопрос: какие психические свойства в действительности качественно отличают одаренного ребенка от его сверстников.

   Практически все авторы отмечают высокий энергетический уровень одаренных детей и малую продолжительность сна. Это явление не стоит путать с гиперактивностью и повышенной возбудимостью. Одаренные дети обычно спят немного и рано отказываются от дневного сна. Высокий энергетический уровень сопровождается не только повышенной познавательной активностью, но и интеллектуальной инициативой, склонностью ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению Д. Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.

   У интеллектуально одаренных детей  умственное развитие опережает коммуникативное и физическое, обычно соответствующее возрастной норме, хотя среди интеллектуалов встречаются и больные, и здоровые дети.

   Еще одна особенность интеллектуально  одаренных — большой когнитивный  ресурс: они могут одновременно следить за несколькими рядами событий (хорошее распределение внимания); как правило, у них отличная память; они имеют большой словарный запас, отличаются неуемной страстью к чтению энциклопедий, коллекционированию; любят решать задачи самостоятельно и отвергают навязанный ответ, причем часто погружаются в процесс решения настолько, что не замечают окружающих.

Поскольку дети в возрасте 3-6 лет часто убеждены в том, что их взгляд на мир такой  же, как и у всех людей, одаренным  детям очень трудно общаться со сверстниками: их интеллект очень гибок и подвижен, они не понимают, что другие думают медленнее, любят прерывать собеседника, поправлять и критиковать взрослых, считают себя всегда правыми. Поэтому они предпочитают общаться со взрослыми, у которых находят интеллектуальное понимание, а не со сверстниками. От конфликтов с ровесниками их спасает развитое чувство справедливости и не по-детски широкие взгляды на жизнь, а также чувство юмора. Пожалуй, развитое чувство юмора и перфекционизм (стремление к совершенству) являются самыми главными личностными чертами — спутниками ранней интеллектуальной одаренности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Все наиболее известные теории, пытающиеся объяснить наличие у человека интеллекта и его происхождение, можно разделить на две большие группы. К первой группе следует отнести теории, провозглашающие наличие у человека природных интеллектуальных способностей. Согласно положениям этих теорий, интеллектуальные способности являются врожденными и поэтому не изменяются в процессе жизни, а их формирование не зависит от жизненных условий. Другая группа теорий рассматривает умственные способности как развивающиеся в процессе жизни человека. Они пытаются объяснить мышление исходя либо из внешних воздействий среды, либо из идеи внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.

     Следует отметить, что развитие теорий мышления способствуют решению многих практических задач, связанных с обучением и развитием человека. Однако, в последнее время, с развитием математики и кибернетики, появилась возможность создать новую информационно-кибернетическую теорию мышления. Оказалось, что многие специальные операции, применяемые в программах машинной обработки информации, очень похожи на операции мышления, которыми пользуется человек. Поэтому появилась возможность изучить операции человеческого мышления с использованием кибернетики и машинных моделей интеллекта. В настоящее время даже сформулирована целая научная проблема, получившая название проблемы «искусственного интеллекта». 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспективы исследования. - М.: ИПАН,1999.

2. Бианки В. Л, Механизмы парного мозга.- СПб, 2001.

3. Грановская Р. М., Березная И. А. Интуиция и искусственный интеллект.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

  1. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность.- М.: Прометей, 2003.

5. Кимура Д. Половые различия в организации мозга //В мире науки.- 2005.- № 11-12.- С. 73-80.

6. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии.- 2003.- № 2.-С. 45-59

8.  Майерс Д. Социальная психология.- СПб: Питер, 2007.

9. Кепалайте А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта // Психологический журнал.- 2006. - № 2.- С. 120-126.

Информация о работе Интеллект в структуре психики