Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 23:55, реферат
Проблема исследования интеллекта, интеллектуальных способностей и интеллектуального (умственного) развития в психологии относится к числу самых старых. Значимость проблемы измерения интеллекта и умственного развития в первую очередь определяется той ролью, которую они играют в разрешении комплекса социальных и индивидуально - психологических проблем человека. Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими, социальная ценность и социальный статус индивида. Интеллект играет важнейшую роль в структуре целостной индивидуальности.
Введение ........................................................................................................................................ 3
§1. Определение интеллекта ................................................................................................................. 3
§2. Проблемы оценки интеллекта ........................................................................................................... 3
§3. Факторы, определяющие развитие интеллекта ....................................................................................... 5
§4. Измерение интеллекта .................................................................................................................... 6
§5. Генетические и средовые факторы в межиндивидуальных различиях по интеллекту.......................................... 8
§6. Одаренность и гениальность............................................................................................................. 9
§7. Патологии................................................................................................................................. 10
Заключение .......................................................................
Показано, что кормление грудью в течение первых 3 месяцев улучшает интеллектуальное развитие ребенка в будущем. Были изучены интеллектуальные навыки и двигательные функции 345 детей сначала в возрасте 13 месяцев, затем — 5 лет. Детей для исследования отбирали случайно по медицинским карточкам их историй болезни. Оказалось, что продолжительность кормления грудью не влияла на развитие у детей двигательных навыков в любом возрасте, но сказывалась на интеллектуальном уровне. Те, кого кормили искусственно, в среднем имели более низкие умственные способностей в 13 месяцев и худшие показатели интеллекта к 5 годам. По-видимому, та близость, которая связывает ребенка и мать при кормлении грудью, не только дает ребенку пищу, но и способствует развитию интеллекта.
Один из поразительных результатов был получен в исследовании Х.М. Скилс (Skeels, 1966), длившемся более 40 лет. Он работал в сиротском пансионате для умственно отсталых детей штата Айова. В нем малыши сутками лежали в одиночестве в кроватках, поскольку не хватало воспитателей. Исследователь забрал из пансионата 13 детей и передал на воспитание умственно отсталым женщинам из другого пансионата, полагая, что эти дети, возможно, не получив необходимого интеллектуального развития, хотя бы получат ласку. Однако весьма скоро, живя со своими приемными мамами, полюбившими своих питомцев, они начали меняться. Дети начали говорить, осуществлять необходимые для своей возрастной группы действия, а интеллект их достиг нормы. Через 40 лет выяснилось, что четверо из них получили высшее образование, многие сформировали семьи и родили детей, и все смогли самостоятельно жить в обществе. Оставшиеся в пансионате 12 детей так и остались умственно отсталыми и продолжали жить на попечении государства. Эти данные свидетельствуют о том, что интенсивная стимуляция извне необходима для развития интеллектуальных способностей.
Объемное исследование 300 семей с приемными детьми обнаружило существенную зависимость интеллекта ребенка от интеллекта биологической матери (Horn, Arnold, 1997).
Другой доказанной закономерностью является влияние порядка рождения на интеллект (Zajonk, Markus,1975). При обследовании почти 400 тысяч голландцев, проходивших военную службу, было обнаружено, что коэффициент интеллекта уменьшается с увеличением детей в семье. Внутри семьи он наибольший в среднем у старшего ребенка и наименьший — у младшего.
Полагают, что интеллект, измеряемый типичными опросниками, напрямую зависит от времени, которое ребенок проводит со взрослым. Соответственно, в больших семьях каждому ребенку достается меньше внимания, чем в маленьких. При этом совместные игры детей ведут к улучшению двигательных возможностей ребенка. Более того, в среднем, чем больше детей в семье, тем меньше и сами взрослые посвящают времени интеллектуальным занятиям, поскольку больше времени тратится на уход за большим семейством. Наиболее четко зависимость снижения интеллектуального уровня ребенка и улучшения двигательных навыков наблюдается у детей с тремя и более братьями и сестрами (Petterson, Albers, 2001).
На число детей в семье накладывается и другой показатель — бедность. Однако эти данные свидетельствует еще и о том, что оценки когнитивного развития не учитывают особенности жизни детей из бедных семей. Безусловно, они плохо адаптированы к школьным знаниям, но у них есть великолепное знание выживания на улице без родителей. В богатых семьях детей менее приучают к труду по дому, с особым вниманием относясь к знаниям академическим. Именно поэтому можно сказать, что бедность усиливает знания, необходимые для выживания в условиях той среды, в которой развивается ребенок. Хроническая бедность улучшает двигательные навыки мальчиков, но ухудшает познавательное развитие, прежде всего девочек. Эти статистические закономерности могут противоречить отдельным случаям, когда в больших семьях родители много занимаются с детьми, а в маленьких — дети не нужны родителям (Petterson, Albers, 2001).
Коэффициент интеллекта зависит и от социального статуса семьи, поскольку семья с высоким социальным статусом в большей мере может создать ребенку насыщенную среду, то есть обеспечить его всем необходимым для развития когнитивных способностей. Показано, что дети, родившиеся в социально неблагополучных семьях, но живущие в привилегированных семьях, имеют более высокий коэффициент интеллекта, чем их братья и сестры, воспитанные родителями (Skarr, Weinberg, 1976).
Однако наиболее существенное влияние на развитие ребенка оказывает депрессия матери. Умеренная депрессия в большей мере влияет на когнитивные способности девочек, тогда как сильная депрессия ухудшает и когнитивное, и двигательное развитие всех детей, хотя для мальчиков последствия были более тяжелые.
Обнаружен существенный кумулятивный эффект депрессии: чем дольше и глубже депрессия матери, тем хуже и двигательные, и когнитивные способности детей, особенно мальчиков. При этом последствия тяжелее в тех случаях, когда у матери сначала была депрессия, а потом исчезла, чем тогда, когда после рождения ребенка депрессии не было, а потом она возникла. Это свидетельствует о потребности в раннем взаимодействии с матерью и эмоциональном контакте с ней. Хорошее благосостояние может снять последствия умеренной депрессии, но не влияет на последствия сильной.
Когнитивное развитие детей зависит и от образования матери: чем более образована мать, тем лучше познавательные способности мальчиков (Petterson, Albers, 2001).
Познавательные процессы зависят также и от пола испытуемых. Это различие касается не коэффициента интеллекта в целом, а отдельных его характеристик. Так, женщины более эффективно выполняют лингвистические задачи, а мужчины — задачи на мысленное вращение геометрических фигур (Walla,2001). Психофизиологической же особенностью мышления женщин является большая заинтересованность обоих полушарий при решении любых задач, тогда как для мужчин характерна более выраженная латерализация, зависящая от типа задания (Вольф, 1996).
Набор индивидуальных оценок получают с помощью ряда тестов (Векслера, Бейли, наиболее распространенный - Стэнфорда-Бине). Первый тест интеллектуальных способностей был использован для оценки школьников А.Бине и Т.Симоном во Франции. Этот тест интересен тем, что в нем уделено внимание (на основании тщательно подобранного набора вопросов разной степени сложности) высшим умственным функциям - когнитивной способности, а не более примитивным операциям - сенсорным способностям (время реакции, время различения и т.д.). Тест много раз пересматривался и был адаптирован для многих культур. Наиболее основательно такая адаптация была выполнена в Стэнфордском университете ученым А.Терменом. Поэтому, его называют тест Стэнфорда-Бине - Американский тест на IQ. Если этот американский тест использовать для оценки способностей аборигенов Австралии, то это будут величины IQ примерно около 30. Для Америки это крайне мало. Такой человек в Америке настолько малоразвитый, что не сможет без посторонних выжить. Однако аборигены Австралии прекрасно выживают. А вот с точки зрения аборигенов, именно американцы показались бы не способными к существованию в условиях Австралии. Причина в том, что американский IQ основан на понятиях, чуждых аборигенам. С его помощью проводить межгрупповые сравнения трудно и некорректно.
Тест Айзенка
Этот тест состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки общего уровня интеллектуального развития человека, а три - для оценки степени развитости у него специальных способностей: математических, лингвистических и тех способностей, которые нужны в таких видах деятельности, где активно используется образно-логическое мышление.
Только при условии выполнения всех восьми субтестов можно дать полную оценку, как уровня общего интеллектуального развития человека, так и степени развитости у него специальных способностей.
Прогрессивные матрицы Равена*
В 1936 году Равеном совместно с Пенроузом был предложен тест Progressive Matrices для измерения уровня развития общего интеллекта. В основу заданий теста положены теория гештальта и теория интеллекта К. Спирмена. Предполагается, что испытуемый первоначально воспринимает задание как целое, затем выделяет закономерности изменения элементов образа, после чего выделенные элементы включаются в целостный образ, и находится недостающая часть изображения.
В качестве материала были выбраны абстрактные геометрические фигуры с рисунком, организованным определенным образом.
Сконструированы три основных варианта теста: 1) более простой, цветной тест, предназначенный для детей от 5 до 11 лет; 2) черно-белый вариант для детей и подростков от 8 до 14 лет и взрослых от 20 до 65 лет; 3) вариант теста, сконструированный в 1977 году Д. Равеном в сотрудничестве с Д. Кортом и предназначенный для лиц с высокими интеллектуальными достижениями; он включает в себя не только невербальную, но и вербальную части.
Тест проводится как с ограничением времени выполнения заданий, так и без ограничения.
Тест Д. Векслера
Этот тест относится к числу индивидуальных тестов и применяется в ходе личного взаимодействия психолога с испытуемым. Этот тест диагностирует общий интеллект и его составляющие – вербальный и невербальный интеллекты.
Первая версия теста предложена в 1939 году (шкала Векслера – Бельвью, по названию клиники Bellevue) для диагностики интеллекта людей в возрасте от 7 до 69 лет.
Отказавшись от группировки заданий по возрастному параметру, Векслер объединил тестовые задания в сходные по содержанию субтесты, внутри субтестов задания расположены по уровню сложности. Вместо показателя "умственный возраст" он впервые ввел возрастные нормы.
Испытуемый получал балл по отношению к показателям той возрастной группы, к которой он принадлежал на момент тестирования. Используются три варианта теста Д. Векслера: тест WAIS, предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет), тест WISC – для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет) и тест WPPSI для детей от 4 до 6,5 лет.
Современная система испытаний умственных способностей включает тесты на способность оперировать словами, обращаться с абстрактными понятиями, исследуют пространственное воображение и память. Считается, что успешная деятельность в области медицины, архитектуры, техники, науки возможна, если IQ превышает среднее значение общего интеллекта. Однако, для выполнения математических, вербальных заданий, заданий на пространственное восприятие необходимы особые частные способности, специальные навыки. Однако повседневная жизнь требует в жизненных ситуациях поведения с использованием общего интеллекта.
В целом существует стандартизированные значения IQ:
IQ 65 – 85 низкий
IQ 85 – 100 нормальный, нижняя граница нормы
IQ 100 – 115 нормальный, верхняя граница нормы
IQ 115 – 130 высокий уровень развития интеллектуальных способностей
IQ 130 – 160 умственная одаренность (измеряется только третьей серией прогрессивных матриц Равена).
Оценивать умственные способности по тесту IQ можно у детей в возрасте от 6 до 14 лет. Средние результаты, полученные для каждого возраста принимают за 100 баллов. Сравнивая с этой нормой (средний результат) индивидуальную оценку каждого ребенка можно определить его «умственный возраст» или интеллект. Например: если 9-летний ребенок набирает сумму баллов равную в среднем сумме 10-летних детей, то его «умственный возраст» будет равен 10 годам. Если умственный возраст разделить на хронологический и умножить на 100 %, то это будет показатель IQ. Умственный возраст 8 лет, хронологический - 6 лет: 8 : 6 х 100 % = 133. IQ = 133. Наоборот, умственный возраст - 6, хронологический - 8: 6 : 8 х 100 % = 80.
Полученные оценки IQ после 14 лет выравниваются (а IQ с возрастом будет понижаться, так как хронологический возраст увеличивается). В связи с этим принято условно возраст взрослого человека понижать до 14 лет при вычислении IQ. Поэтому такая величина IQ для взрослых достаточно неопределенна. Люди, которые интуитивно воспринимаются как очень глупые или очень умные получают адекватные IQ. Например, известный физик или математик будет иметь высокий IQ. Этот показатель качественный (не количественный), с приближенной степенью реально оценивающий уровень умственных способностей (грубая оценка).
После появления метода измерения интеллекта была сделана попытка определить вклад генетических и средовых факторов в межиндивидуальные различия по интеллекту. Данные большинства исследований свидетельствуют, что наследуемость показателей интеллекта равна от 40 до 80%, а вклад внутрисемейного фактора (родительского воспитания) и социальных условий - 20-30 %.
Для того чтобы ответить на этот вопрос понадобилось установить корреляции (связь) между родственниками: как дети в этом отношении сходны с родителями, близнецы друг с другом и т.д. Основные результаты суммированы в таблице (Эрленмейер - Кимлинг и Джервик).
Степень родства |
Выросшие раздельно |
Выросшие вместе |
Не родственники |
0,01 |
0,23 |
Приемный родитель / ребенок |
- |
0,20 |
Родитель / ребенок |
- |
0,20 |
Дети одних родителей (не близнецы) |
0,4 |
0,49 |
Близнецы разнояйцовые однополые |
0,4 |
0,53 |
Близнецы однояйцовые |
0,75 |
0,85 |
Сходство здесь выражено коэффициентом корреляции: чем ближе сходство, тем ближе коэффициент корреляции к 1.
Рассмотрим таблицу: Чем ближе родство, тем выше коэффициент (сходство) по умственным способностям. Это отмечается не только при совместном, но и при раздельном воспитании. Вывод: умственные способности частично зависят от наследственности. Так, у однояйцовых близнецов коэффициент наследуемости по IQ велик - ≈ 0,7 - 0,8. Но по таблице видно, что на умственные способности влияет и среда. Не родственники, воспитанные вместе более сходны между собой, чем порознь (где коэффициент корреляции ≈ 0), т.к. нет связи ни по генотипу, ни по условиям среды (жизни). Это относится и к приемным детям: если бы не среда (0,2 коэффициент корреляции), то их сходство было бы равно 0.