Интерактивная сторона общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 16:41, творческая работа

Краткое описание

Человек поддерживает два типа взаимодействия. Кооперация – стремление к общим целям и идеям. Конкуренция – ставить свои цели и идеи на первое место.
Общество контролирует развитие личности - еще одна неизменная грань интерактивной стороны общения. В каждом обществе существуют общепринятые нормы поведения и морали, которые определяют требования взаимоотношений между людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

Интерактивная сторона общения.ppt

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Тема 8: Интерактивная сторона общения

 

Подготовила:

Студентка 1 курса

Филологического факультета

13 группы

Волкова Юлия

  • Интерактивная сторона общения - это взаимодействие общающихся, обмен в процессе общения не только словами, но и действиями, поступками.

Сущность интерактивной стороны общения:

Основы интерактивной стороны общения:

 

  • природа человека такова, что общению отводится значительная роль благодаря мнению окружающих и близкому сотрудничеству с ними формируется личность человека его «Я»;
  • основная причина для развития личности состоит из двух факторов: сотрудничества и интерактивной стороны общения.

 

  • Человек поддерживает два типа взаимодействия. Кооперация – стремление к общим целям и идеям. Конкуренция – ставить свои цели и идеи на первое место.
  • Общество контролирует развитие личности - еще одна неизменная грань интерактивной стороны общения. В каждом обществе существуют общепринятые нормы поведения и морали, которые определяют требования взаимоотношений между людьми.
  • Каждый отдельный индивидуум согласовывает свои представления об этих нормах с общепринятыми, в дальнейшем, постоянно согласовывая свои поступки с этими нормами.
  • Интерактивная сторона общения подразумевает четкое определение роли каждого отдельно взятого индивидуума.

 

Уровни общения:

 

  • Социально-ролевой (ситуативная необходимость)
  • Деловой (организация совместной деятельности)
  • Интимно-личностный (особая психологическая близость)

Структура социальной ситуации:

 

  • 1. Роли участников
  • 2. Порядок действий
  • 3. Правила и норма, регулируемые взаимодействие и характер отношений участников.

 

Способы анализа ситуации общения

 

  • Трансактный анализ
    • направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия
  • Состояние Эго (Я)
    • относительно независимые во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок, схем поведения
  • Транзакции
    • единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого

 

Комплексы установок и способы поведения по Э. Берну 

Структурная  диаграмма эго-состояний 

Характерные слова и выражения

Характерные интонации 

Характерное состояние 

Характерное выражение лица 

Характерные позы 

Разновидности эго-состояний 

 

  • Родитель 
  • Карающий
    • указывает, приказывает, критикует, наказывает за непослушание и ошибки
  • Опекающий
    • советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды
  • Ребенок
  • Послушный
    • приспособление вопреки своим желаниям: «Хорошо, я сделаю, как вы скажете, босс»
  • Бунтующий
    • «Не хочу! Не буду, отстаньте! Как хочу, так и буду делать!» и т. п.

Типы транзакций 

 

  • Дополнительные (комплиментарные)
  • ответная реакция соответствует стимулу (реакция соответствует сообщению), человек отвечает из того эго-состояния, к которому мы обратились, и его реплика адресована к тому эго-состоянию, из которого мы посылали наше сообщение, т.е. векторы параллельны;
  • такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позиции друг друга, понимают ситуации одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером и которого он также придерживается
  • Перекрестные
  • собеседник отвечает не из того эго-состояния, которому было отправлено сообщение
  • Скрытые 
  • внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения
  • общение происходит на двух уровнях: внешнем уровне текста, и скрытом уровне подтекста, который передается в основном при помощи средств невербальной коммуникации

 

  • Трансакция «Босс» и «Недотепа»

 

 

 

  • Трансакция «Профессор» и «Парламентер»

 

 

Пример комплиментарной  транзакции с пристройкой сверху

 

 

19

 

  • Как только Вам не стыдно опаздывать!
  • Извините, больше не буду!

 

  • Опаздывая, Вы подрываете свой авторитет

 

  • Я понимаю и сделаю необходимые выводы
  • Трансакция «Коллега»
  • Трансакция «Шалун»
  • Трансакция «Демагог»

 

Пример комплиментарной  транзакции с пристройкой «на  равных»

 

 

20

 

  • Что бы вы могли сказать по сегодняшнему совещанию?
  • Я считаю, что решение, выдвинутое руководством, нам подходит

 

  • Может, сбегаем посмотрим «Санту-Барбару», пока начальства нет?
  • Давай

 

  • Нужно больше времени уделять обучению сотрудников
  • Не нужно, а скорее должны

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Транзакция «Почемучка и Воспитатель»

 

 

 

 

Комплиментарная транзакция  с подстройкой снизу

 

21

 

  • Шеф, я волнуюсь из-за предстоящей презентации
  • Все будет нормально, мы хорошо подготовились.

 

  • На каком основании Вы наложили штраф?!
  • Давайте разберемся

Пример пересекающихся  транзакций

 

 

23

 

  • Я хочу посоветоваться, что предпринять, чтобы службы не срывали сроки сдачи отчетов
  • Здесь и обсуждать нечего! Депремировать на 100 %, сразу о дисциплине вспомнят!

 

  • Вы сорвали нам поставки, в результате чего мы понесли ощутимые потери
  • Нет, это вы виноваты, задержав предоплату

 

  • Вы сегодня выглядите обиженным.
  • Ничего подобного, я абсолютно спокоен

 

  • Трансакция «Босс» против «Коллеги»

 

 

 

  • Трансакция «Босс» против «Босса»

 

 

 

  • Трансакция «Коллега» против «Недотепы»
  • Трансакция «Парламентер» против «Босса»

 

  • Трансакция «Коллега» против «Шалуна»

 

 

  • Трансакция «Босс» против «Шалуна»

 

Пример рассогласования  транзакций

 

 

25

 

  • Эти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполняют
  • Смотря кто, про своего шефа, например, я так сказать не могу

 

  • Может, сбегаем посмотрим «Санту-Барбару», пока начальства нет?
  • Посмотри, пожалуйста, какие у нас показатели за прошлый месяц

 

  • Может, сбегаем посмотрим «Санту-Барбару», пока начальства нет?
  • Как не стыдно такое предлагать?! А работать кто будет?

 

Пример скрытой транзакции

 

 

26

 

Социальный уровень транзакции:

 

Посмотрите, вы поступили неправильно 

 

Когда вы мне на это указали, я и сам это вижу 

 

Скрытый уровень:

 

Я следил за тобой в надежде, что ты оплошаешь.

Я поймал тебя, и теперь мой гнев благороден.

 

На этот раз ты меня поймал.

 

Пример скрытой транзакции

 

 

27

 

Социальный уровень транзакции:

 

Я веду себя вежливо, поэтому и вам придется быть вежливым

 

Все в порядке. Я вас прощаю

 

Скрытый уровень:

 

Тебе придется меня простить.

 

Ты прав. Я должен показать тебе, что такое хорошие манеры

Примеры скрытой  транзакции

 

 

28

 

  • Сергей, на чем мы вчера остановились?
  • Руководители вообще-то должны помнить, на каком этапе общее дело

 

  • Наш шеф страшно силен в машинах.
  • Да, особенно после того, как он сказал: « А как правильно: Honda или Hyundai?

29

Виды взаимодействия  партнеров

 

30

 

  • Сотрудничество – общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
  • Противоборство — общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей:
  • Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного сотрудничества:
  • Однонаправленное содействие - один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;
  • Контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему;
  • Компромиссное взаимодействие — оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

Информация о работе Интерактивная сторона общения